×
522.91
548.85
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.91
548.85
5.05

Боец невидимого фронта, или Кто такой Даулет Ергожин, подозреваемый в причастности к утечке данных в Китай

02.05.2024, 08:48
Боец невидимого фронта, или Кто такой Даулет Ергожин, подозреваемый в причастности к утечке данных в Китай
Коллаж Ulysmedia

Новость о том, что бывший заместитель Карима Масимова Даулет Ергожин, год назад осужденный к 15 годам лишения свободы за насильственный захват власти и превышение власти и должностных полномочий, теперь стал фигурантом уголовного дела по делу об утечке конфиденциальных данных казахстанцев на китайские платформы, не могла остаться незамеченной. Это вполне объяснимо: кому приятна мысль о том, что ты теперь - как открытая книга для иностранных хакеров, мошенников и еще неизвестно кого.

При этом возрос интерес к личности Ергожина – человека, который в течение шести лет стоял на страже безопасности страны, в том числе и цифровой. Между тем, о бывшем заместителе председателя КНБ в глобальной сети информации не так уж много. Корреспондент Ulysmedia.kz решил напомнить читателям наиболее яркие страницы его биографии и карьеры.

Блестящая карьера

Даулет Ергожин, сын известного казахстанского ученого-химика Едила Ергожина, родился в апреле 1979 года в Алматы и получил блестящее образование. В 1998 году закончил учебу в Казахской государственной академии управления по специальности «Экономика и управление».  В 2001-м - Университет экономики и права по специальности правоведение. В 2003-м получил степень магистра делового администрирования в Suffolk University (США).

Свою не менее блестящую карьеру Ергожин начал в 1998 году в АО НКТН «КазТрансОйл». В 2003-м перешел на работу в АО НК «КазМунайГаз» на должность замдиректора департамента Северо-каспийского проекта. С 2005 по 2006 год был заместителем генерального директора по экономике и финансам АО МНК «КазМунайТениз».

Затем из сферы бизнеса и финансов ушел в систему госуправления. В 2006 году был назначен советником заместителя премьер-министра – министра экономики и бюджетного планирования РК. В сентябре того же года стал начальником специализированного отдела налогового комитета Минфина.

С 2007 по 2008 год занимал пост вице-министра финансов РК. В 2008 году был назначен председателем Налогового комитета Минфина. А в 2012 снова вернулся в кресло вице-министра финансов.  В 2012-2014 годах исполнял обязанности заведующего отделом социально-экономического мониторинга Администрации президента. С августа 2014-го по ноябрь 2016 года трудился в должности председателя Комитета госдоходов Минфина.

Государственные должности не мешали Ергожину держать руку на пульсе финансовых структур. Он также занимал посты: председателя совета директоров АО «Жилстройсбербанк Казахстана» (2006-2008); члена совета директоров АО «Казахстанская ипотечная компания» (2007); члена совета директоров АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспертных кредитов и инвестиций» (2007); члена советов директоров АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и АО «ФУР «Казына» (03.2007-09.2007); председателя совета директоров АО «Реабилитационный фонд» (2007-2008); члена совета директоров АО «НХ «КазАгро» (07.2007-09.2007); члена совета директоров компании Eurasian Natural Resources Corporation (12.2007-02.2008); члена совета директоров АО «НАК «Казатомпром» (2008); независимого директора Kazakhmys plc (20.11.2008).

«Черный список» Ергожина

Самый яркий след в памяти казахстанцев Даулет Ергожин оставил как налоговик. В 2015 году на своей страничке в социальной сети Facebook он опубликовал «Черный список Ергожина». В этом списке значились имена предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налогов, в первую очередь – владельцев кафе и ресторанов.

   - Убедительно просим последних добровольно сдать доп. декларации и уплатить налоги, – написал Ергожин под перечнем имен неплательщиков. Как после сообщил в соцсетях налоговик-новатор, «сразу после этого казна пополнилась как минимум на 200 млн тенге».

Конечно же, проверить правдивость его слов было невозможно.

Помимо управленческой деятельности и активности в соцсетях, Даулет Ергожин прославился своей открытостью - охотно давал интервью журналистам и сам готовил публикации в СМИ на волнующие его темы. А волновали его, в основном, проблемы финансового регулирования, налогового администрирования, взаимодействия бизнеса и государства, устранения административных барьеров, проблем недропользования, обеспечения экономической безопасности и стабильности, улучшения инвестиционного климата, и – внимание! - цифровизации госуслуг.

Например, в мае 2015 года вышла статья Ергожина под названием «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса – рост экономики Казахстана». В ней автор перечислил и высоко оценил многочисленные меры, принятые государством для облегчения жизни предпринимателей. К ним относились преференции по неуплате корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество юрлиц, осуществляющих свою деятельность по приоритетным видам деятельности; возмещение им до 30% фактически произведенных затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования; преференции для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) по уменьшению налогооблагаемого дохода; упрощение процедуры ликвидации ИП.

21 ноября 2016 года 37-летний Даулет Ергожин был назначен заместителем председателя КНБ РК. И в первый же день работы в новом ведомстве Даулет Ергожин удалил свои аккаунты в соцсетях.

Тайные смыслы

Для казахстанцев назначение налоговика Даулета Ергожина на должность заместителя председателя Комитета национальной безопасности РК оказалась не только неожиданным, но и интригующим. Эксперты искали «тайные смыслы» этого назначения.

   - Назначение Даулета Ергожина – довольно интересный ход, - поделился своим мнением в соцсетях известный политолог Досым Сатпаев.

   - В глаза бросается то, что неплохие карьерные позиции в правительстве Ергожин занимал именно при Кариме Масимове, когда тот ещё был премьер-министром. Затем перекочевал с ним в Администрацию президента и снова вернулся в правительство вместе Масимовым, - писал Сатпаев.

   - Наибольшую угрозу сейчас представляют не террористы, а теневые потоки денежных средств, - выдвинул свое предположение относительно назначения нового зампреда финансист Расул Рысмамбетов.

   - Поэтому от назначения Ергожина можно ожидать активизации работы КНБ в области теневой экономики. Любое накопление неучтенных финансов в одних руках, несомненно, является угрозой национальной безопасности. Поэтому вполне возможно, что на своей новой должности Даулет Ергожин будет курировать вопросы финансового аспекта национальной безопасности.

   - У Карима Масимова нет необходимости усиливать экономических блок КНБ, поскольку для расследования экономических преступлений есть другой орган – Национальное бюро по противодействию коррупции, в то время как каналы финансирования экстремизма отслеживает Комитет по финансовому мониторингу Минфина, - усомнился в справедливости версии коллег политолог Марат Шибутов.

   - Самая большая часть работы руководителя КНБ заключается в создании системы внутреннего контроля. Для этого необходим приход своего человека в команду, который позволит укрепить внутреннюю лояльность по отношению к новому председателю. Скорее всего, Карим Масимов получил сигнал, что он назначен в КНБ не на переходный период – год-два – а на гораздо более долгий срок, и поэтому он укрепляет свои позиции, - предположил Шибутов.

Тем не менее, большая часть экспертов проявила солидарность во мнении о том, что «В КНБ решили усилить работу по финансовому мониторингу теневых денежных потоков, и не только коррупционных, но и связанных с финансированием экстремистской и террористической деятельности. А в плане финансового контроля у Ергожина не только большой профессиональный опыт, но и много ценной информации о скелетах в шкафах нашей элиты, как у бывшего председателя Налогового комитета и председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК».

Судя по тому, что в 2019 году Ергожин получил звание генерал-майора национальной безопасности, как во всех «секретных материалах», истина была где-то рядом...

И «Сергек» тоже?

А вот почему маститый налоговик на новом месте стал вдруг отвечать за вопросы кибербезопасности в стране – это вопрос неисследованный.

Так или иначе, именно при Ергожине в Казахстане были реализованы крупные цифровые проекты. Такие, как например, внедрение системы общественной и дорожной безопасности «Сергек». Напомним, разработка казахстанцев, братьев Ахметовых, - система, которая следит за дорожным движением, фиксирует нарушения и обеспечивает безопасность на дорогах и улицах, начала работать в столице с сентября 2017 года. Помимо автоматической фиксации нарушения правил дорожного движения по номеру авто, разработчики заявляли о возможности «Сергека» распознавать лица. Сумма частных инвестиций в проект составила 8,4 млрд тенге. Объем государственных обязательств составлял около 25 млрд тенге.

При внедрении «Сергека» были споры о сохранении конфиденциальности персональных данных водителей. Но отцы-основатели системы убедили государство и общественность в полной безопасности интеллектуальной системы. Они уверяли, что, хотя в аппаратно-программных комплексах «Сергек» используются камеры сторонних производителей, «начинка» системы - сугубо отечественная. Все серверы и базы данных находятся в Казахстане. Кроме того, аппаратно-программные комплексы не имеют доступа к личным данным водителей. Сейчас на дорогах страны установлено около 30 тысяч камер.

В свете скандала, в эпицентре которого оказалась компания iSoon, имеющая связи с Министерством общественной безопасности Китая, и допустившей утечку засекреченной информации на китайские сервисы GitHub, любые системы слежения в стране вызывают серьезные опасения. Поскольку специалисты предупредили о возможности использования хакерами из Китая маскированного оборудования для атак на критическую IT-инфраструктуру Казахстана.

Да и в целом, безопасность данных, собираемых с помощью «Сергека», может оказаться под угрозой и без участия хакеров. Как сообщили в пресс-службе акимата Астаны, «срок реализации проекта ГЧП истекает в конце второго квартала 2024 года. Новый договор будет реализовываться согласно закону Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве». Кто будет новым администратором системы видеонаблюдения в столице, учитывая тот факт, что безопасность в Астане — вопрос стратегический?

Кто хотел отдать eGov – Сберу?

Говоря о причастности Ергожина к утечке данных, на ум приходит попытка правительства отдать систему цифрового госуправления Казахстана (около 400 различных информационных систем, которые обслуживают электронное правительство), на российскую платформу Сбера.

Напомним, в 2021 году Багдат Мусин, будучи министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана, заявил о планах заключить соглашение стоимостью около 500 миллионов долларов, которое на пять лет передавало бы все наше цифровое правительство в управление разработчикам российского Сбера.

Тогда Мусин обронил интересную фразу: мол, платформа от Сбера «наиболее подходящая» для страны и удовлетворяет «требованиям» КНБ.

   - Мы искали подобного рода решения, которые будут удовлетворять требованиям комитета национальной безопасности и законодательству по информбезопасности. Это последовательное решение, которое обсуждалось, в том числе и в КНБ, АП и правительстве. Это не сиюминутное решение и не чье-то давление со стороны. Все нормы по информбезопасности будут соблюдены. Базы данных будут располагаться на территории Казахстана. Нам гарантируют суверенность наших данных и что никто никогда в жизни из российских специалистов несанкционированно туда доступа иметь не будет, — заявил Мусин.

Слова министра вызвали крайне негативную реакцию в казахстанском обществе. Пользователи соцсетей, среди которых известные в стране люди и IT-специалисты, писали в этой связи об угрозе суверенитету страны и задавались вопросом, почему разработку платформы не доверили отечественной или западной компании.

Проект в результате так и не был реализован.

Сейчас, в свете последнего инцидента с утечкой данных в Китай и возможной причастности к нему бывших руководителей КНБ, возможно, следует еще раз проанализировать системные недочеты, которые могли бы привести к подобным инцидентам, а также ввести персональную ответственность за возникшие угрозы. Как отмечают эксперты, утечка данных указывает на необходимость более строгого контроля за тем, какие данные передаются третьим сторонам и как они хранятся и обрабатываются.