На суды Казахстана периодически обрушивается поток дел, связанных с чиновниками-мздоимцами. Похоже, что меры по ужесточению ответственности за взятки, пока не могут обуздать аппетиты госслужащих. Как правило, если на скамье подсудимых оказываются представители высших эшелонов власти - об этом знает вся страна, процессы в регионах обычно проходят без особой шумихи. Корреспондент Ulysmedia.kz отправился в зал судебных заседаний, чтобы узнать подробности одного «журналистского» дела.
Встать, суд идёт
В Павлодаре только недавно местная Фемида вынесла приговор в отношении бывшего начальника областного ДП, племянника бывшего председателя КНБ РК Карима Масимова - Нурлана Масимова, и его заместителя - полковника Дамира Сиразидимова. Их обвинили в хищениях в особо крупных размерах, превышении полномочий и отправили за решётку. Первого на 10, второго – на восемь лет. За взятки и давление на бизнесменов лишены свободы сотрудник департамента по управлению земельными ресурсами, заместитель гендиректора лесного природного резервата «Ертіс орманы» - список можно продолжать бесконечно.
Три года в колонии проведёт замдиректора Павлодарского областного филиала АО «Казпочта» - требовал от предпринимателя взятку в размере двух миллионов тенге за беспрепятственное подписание акта выполненных работ.
Штраф 7,5 млн заплатит специалист инспекции транспортного контроля – системно брал взятки за беспрепятственный проезд грузового транспорта по автодорогам области.
На пресс-конференции руководитель департамента агентства по противодействию коррупции по Павлодарской области Медет Амралинов уточнил, что с начала года еще 13 руководителей госучреждений наказали за нарушение правил госзакупок.
Сейчас суд рассматривает ещё два громких дела - в отношении бывшего замначальника управления по борьбе с организованной преступностью департамента полиции, подполковника Асхата Байсекенова и бывшего старшего оперуполномоченного УБОП, подполковника Армана Калыкова. Как утверждает следствие, они вымогали взятку у основателя старейшей частной клиники в Павлодаре.
Фигурант другого дела – бывший заместитель павлодарского акима - Арслан Калиякбаров. Корреспондент Ulysmedia.kz почти две недели ходил на заседания, чтобы выяснить, как успешный (ещё недавно) чиновник оказался на скамье подсудимых.
Деньги на ресторан для журналистов
Арслана Калиякбарова обвиняют в получении взятки. В оперативную разработку антикоррупционной службы 36-летний замакима попал в июне после заявления бизнесмена, который занимался ремонтом дорог в пригороде. Жанибек Хужахмедов побоялся идти к местным правоохранителям, и с жалобой отправился прямиков в Астану. По его версии заместитель акима потребовал с него 1 млн 800 тыс.
- Мол, нужна помощь социальная. Я говорю, какая помощь, в каком плане? Он говорит, в финансовом. День журналистики надо отмечать - стол накрывать, ресторан и всё такое, - утверждает предприниматель.
Оперативники разделили сумму взятки на две части. Миллион тенге Хужахметов отнёс замакиму 14 июня, а оставшуюся - с меченными купюрами, отдал на следующий день. Потом эти банкноты обнаружили и в кабинете, и в машине чиновника.
Сам обвиняемый категорически отрицает вину и называет произошедшее с ним «провокацией». Однако, не скрывает, что деньги ему были нужны, но для благих целей – порадовать праздничным застольем местных журналистов в честь их профессионального праздника.
- Я у него вообще ничего не просил, он сам предложил, какие у меня проблемы? Я сказал, так и так, у меня мероприятие. И он сказал, что там, помочь нужно? Я сказал, чем ты поможешь? Деньги нужны. И он сказал, я могу дать миллион семьсот. Инициативы с моей стороны не было.
Он объяснил, что просто решил отличиться перед коллегами. Также Калиякбаров сообщил, что на должности замакима официально получал зарплату в 481 тыс. тенге, если не хватало – обращался к родителям.
У каждого своя правда
Потерпевший бизнесмен настаивает, что бывший зам приезжал к нему на участок, придирался к качеству ремонта сельских улиц и оказывал психологическое давление. Калиякбаров заявил, что договор с фирмой заключал аппарат сельского акима, а он только инспектировал ход работ, то есть давал методологические рекомендации.
- В первый день я ему сказал иди, не надо ничего, второй день, он что-то там положил, возможно он что-то положил, но сколько, я его не спрашивал, - объяснил кадры оперативного видео встречи с подрядчиком в комнате отдыха подсудимый.
На заседаниях были заслушаны показания свидетелей, самого потерпевшего, просмотрены и прослушаны «километры» оперативного видео и аудиозаписей. Судья зачитал положительные характеристики подсудимого - образованный, интеллигентный, оперативный - трудовую деятельность начинал простым слесарем, работал в системе ЖКХ, участвовал в реализации важных инфраструктурных проектов. Судья заметил, что имущества за ним не числится, но у ближайших родственников есть дорогие машины – одна из них, 2022 года выпуска, куплена в салоне «Тойта центра».
Адвокаты подсудимого, их к слову сначала было семеро, но осталось только трое, пытались доказать, что оперативные работники антикора допустили ряд нарушений.
- Следственные действия по делу проведены с грубым нарушением требований норм уголовно-процессуального кодекса, которые подлежат признанию недопустимыми и незаконными, и к исключению из числа доказательств, - заявил адвокат Марат Рахимов и попросил суд прекратить уголовное преследование Арслана Калиякбарова за отсутствием в его действиях состава какого-либо уголовного правонарушения.
С «взятки» на «вымогательство»
Сотрудники Антикора в свою очередь заявили, что предприняли все меры по проведению «операции», и, если где-то, например, на видео есть расхождения по датировке, то это возможно, технические ошибки, произошедшие во время перезаписи файлов с одних носителей на другие.
Помощник прокурора области Дулат Бейсембаев предложил переквалифицировать статью с банальной взятки на более строгую - вымогательство.
- Установлено, что заместителем акима города Павлодара Калиякбаровым созданы такие условия для предпринимателя Хужахмедова, при которых он не мог отказать в требованиях передачи денежных средств.
Прокуратура попросила суд дать время для составления нового обвинительного акта по п.1. ч.3. ст.366 УК РК.
Стоит заметить, что по первому обвинению Калиякбарову грозил срок от 3-х до 7 лет, то по статье «Вымогательство» - от 7 до 12 лет.
Стечение обстоятельств, или Ирония судьбы
В этой истории появилась ещё одна интересная деталь – пока идет разбирательство, потерпевший успел встретится с подсудимым – его фирма, по стечению обстоятельств или по злой иронии судьбы, проводит ремонт в здании СИЗО, где сидит бывший чиновник.
- В первый раз я прошёл мимо, когда увидел его в СИЗО. А во второй раз успел его спросить – раскаивается или нет, - говорит Жанибек Хужахмедов.
Кстати, он утверждает, что из-за его жалобы в Антикор у него сорвались другие крупные подряды, и сейчас компания почти на грани банкротства. К слову, Калиякбаров до сих пор в штатке городской администрации числится заместителем городского акима.
Что касается второго резонансного дела в отношении «оборотней в погонах», то процесс идёт в том же суде - в соседнем зале. Там уже заслушали свидетелей, но допрос самих подполковников, вымогавших деньги у знаменитого доктора, ещё только предстоит.
P.S.
Видимо, в связи с открывшимися обстоятельствами, в этом году городской акимат Павлодара торжеств ко Дню журналистики не проводил, поздравлял коллег только аким области. Был накрыт богатый дастархан, вручены грамоты и гранты, кто оплачивал банкет – неизвестно.
Автор: Салауат Темирболат-улы