×
516.93
542.52
4.98
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.93
542.52
4.98

Сколько стоит стабильность, или Зачем межэтническому согласию нужны госкураторы

Сколько стоит стабильность, или Зачем межэтническому согласию нужны госкураторы
Коллаж Ulysmedia

В Казахстане есть множество ведомств и организаций, дублирующих свою работу в области межэтнического и иных согласий, которые щедро дотируются из бюджета, то есть содержатся на народные деньги. Какова их отдача, попытался разобраться Ulysmedia.kz.

Изначально центр с идеями экс-Елбасы

В 2019 году постановлением правительства было создано некоммерческое акционерное общество «Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.

- Основным предметом деятельности Центра является продвижение на международном уровне инициатив Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы по сохранению и обеспечению межконфессионального и межцивилизационного диалога, а также популяризации идей Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Уже и Назарбаева исключили из активной политической жизни, и с конфессиями у нас более-менее гладко, но центр продолжает существовать, а народ ничего не знает о КПД его работы.

Центр поставил цель:

  • содействовать установлению мира и согласия между всеми религиями в атмосфере взаимного уважения;
  • организовывать и проводить заседания съезда лидеров мировых и традиционных религий, секретариата съезда и рабочей группы.

Из заявленных выше задач самая осязаемая – это съезды лидеров мировых и традиционных религий, которые проводятся раз в три-четыре года. Высший пилотаж на них - приезд религиозных ВИП-персон, как это было дважды с визитами Папы Римского в страну, где преобладающим является мусульманское население.

Не останавливаясь на достигнутом, с 26 мая 2020 года при Центре создан Институт анализа религиозной ситуации и религиоведческой экспертизы. А вот чем конкретно занимается орган, доподлинно неизвестно, потому что об этом нет никакой информации.

В год создания Центра был сформирован его уставный капитал в размере 126 250 000 тенге – деньги на это тоже выделены из республиканского бюджета. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды, поэтому финансирование дополнительных проектов было увеличено до 2,2 млрд тенге на три года.

Председатель правления Центра - Болат Сарсенбаев, бывший комсомольский вожак и экс-посол РК в разных странах, который то и дело встречается с главами разных этнокультурных центров Казахстана. Какая отдача от этих встреч, известно, наверное, только самому Центру, которому надо оправдывать бюджет. И, как представляется, львиная доля госбюджета уходит на проведение вышеуказанных съездов, когда приезжают в страну разные лидеры от разных конфессий, чтобы прочитать молитву и зачитать 15-минутный написанный доклад на банальную тему: как хорошо разным этносам жить в мире и согласии.

Тем временем есть у нас министерство иностранных дел с его департаментом многостороннего сотрудничества и департаментом международной безопасности, чью деятельность и дублирует вышеуказанный Центр, и который вполне безболезненно может его заменить, сэкономив бюджету значительные средства. Тем более что встречей, размещением, сопровождением и прочей логистикой прибывающих гостей на съезды занимаются сотрудники МИДа.   

«Религиозные» комитеты светского государства

Под занавес прошедшего года свои итоги в сфере развития межэтнических отношений, назвав их «эффективной работой», подвел Минкультуры РК.

Как указано в отчете, одним из ключевых направлений деятельности стало обеспечение межэтнического согласия и развития межэтнических коммуникаций.

В составе министерства культуры и информации в том числе находятся:

  • Комитет по развитию межэтнических отношений, осуществляющий руководство в сферах государственной межэтнической и диаспоральной политики.
  • Комитет по делам гражданского общества, занимающийся руководством в сферах взаимодействия государства и гражданского общества.
  • Комитет по делам религий, осуществляющий регулирование в сфере религиозной деятельности.

Причем последний - это юридическое лицо в организационно-правовой форме республиканского государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, счета в органах казначейства.

Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени. Как представляется, комитет правопреемник агентства по делам религии, существовавшим в начале десятых годов, а затем целого министерства по делам религий и гражданского общества, тоже благополучно и незаметно почившего в бозе.

Громкое слово - Ассамблея

Помимо вышеуказанных многочисленных организаций, есть у нас и Ассамблея народа Казахстана (АНК).

Ассамблея народа Казахстана – консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, его главная задача - повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. В структуре ассамблеи также находятся РГУ «Қоғамдық келісім» (46 человек) и ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований» (30 человек).

На региональном уровне в структуре управлений внутренней политики (к ним вернемся ниже) есть отделы по развитию межэтнических отношений и секретариаты АНК, им и переданы КГУ «Қоғамдық келісім».

Но и этого, оказывается, недостаточно: по поручению президента создан Ақсақал кеңесі АНК (Совет аксакалов). Это помимо Совета общественного согласия и Совета матерей при АНК.

Региональными советами, а их насчитывается уже более 1100, ведется работа по консолидации граждан вокруг ценностей общественного согласия.  А вообще, в структуре АНК находятся 18 разных «дочек», видимо, без них никуда в изнуряющей работе по межэтническим отношениям.

Как с гордостью указывается на сайте АНК, в рамках реализации Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022-2026 годы организовано более 8 тысяч мероприятий с участием 500 тысяч человек.

Примечательно, что, как указали журналисты, видимо, из «Клуба журналистов АНК» (есть и такой в структуре), «бюджетные средства на их деятельность (структур АНК. - прим. авт.) не выделяются, государством они не финансируются, работают на общественных началах».

Но, например, концерт, посвященный сессии АНК, в 2019 году обошёлся республиканскому бюджету в 70,9 млн тенге. А на саму сессию в этом же году было выделено из госказны 67,9 млн тенге. Ну да, сессия – мероприятие важное, поэтому без песен и плясок обойтись не может.

По ценам 4-годичной давности на проведение социологических исследований в сфере межэтнического согласия выделялось по 35 млн тенге ежегодно. Также в АНК, согласно плану мероприятий, предусмотрена программа комплексного социологического исследования в сфере общественных настроений. На нее ежегодно тратили по 16 млн тенге.

Другие суммы и цифры привела несколько лет назад в Фейсбуке известный экономист Меруерт Махмутова, которая считает, что Ассамблея народа Казахстана обходится бюджету в Т2,7 млрд в год.

   - Эта цифра будет выше, если принимать во внимание содержание девяти депутатов (зарплаты, квартиры и прочее) от АНК в мажилисе, плюс ежегодное индексирование бюджетных расходов согласно уровню инфляции, – писала Махмутова.

   - На мой взгляд, АНК нужно просто распустить. Потому что сама идея создания АНК разделяет народ: разве этносы не являются ее частью? Все вопросы, которыми якобы занимается Ассамблея и ее региональные подразделения, должны решаться парламентом и маслихатами, – сделала вывод Меруерт Махмутова.

«Социальный оптимизм жителей»

Ну и вишенками на торте у нас сегодня полтора десятка ГУ «Управление внутренней политики» городов и их собратья в районных центрах. Чем они занимаются? Да всё тем же: «Эффективная реализация государственной политики, направленная на укрепление общественно-политической стабильности в области межэтнического и межконфессионального согласия, а также на поддержку и развитие институтов гражданского общества».

Впрочем, есть еще пункты в задачах, которые не могут не вызывать улыбку: «Формирование социального оптимизма у жителей». В планах и «повышение конкурентоспособности информационного пространства», а чем оно может обернуться, мы уже знаем – акимы отслеживают количество негативных публикаций о себе в разных СМИ и соцсетях.

Точечные приоритеты

В конечном счете эффективность вышеозначенных ведомств зависит от эффективности работы каждого органа, их способности сотрудничать и обмениваться информацией.

Однако, понимание эффективности такой системы может варьироваться. В этом перечне можно считать, что дублирование ведомств создает излишнюю бюрократию и усложняет координацию работы. При этом разделяется ответственность разных учреждений за одно, по сути, общее дело.

С другой стороны, одновременное существование нескольких ведомств может также отражать сложность межэтнических и межконфессиональных отношений в самой стране. Важно, чтобы эти ведомства сотрудничали и координировали свои усилия для достижения общих целей и предотвращения дублирования усилий.

Для оптимизации работы ведомств, занимающихся одним и тем же, можно рассмотреть возможность объединения ведомств или создания единой координационной структуры для оптимизации управления. Например, как мы предположили выше, функции Центра Назарбаева можно безболезненно передать тому же МИДу.