×
522.91
548.85
5.05
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
522.91
548.85
5.05

Китай на проводе: как отразится на казахстанской нефтегазовой промышленности коррупционный скандал в CNPC

12.01.2024, 08:35
Китай на проводе: как отразится на казахстанской нефтегазовой промышленности коррупционный скандал в CNPC
Коллаж Ulysmedia

На этой неделе стало известно, что в Китае по подозрению во взяточничестве арестован бывший заместитель генерального директора Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Сюй Вэньжун. На первый взгляд, новость для казахстанцев малозначимая – где мы, а где Поднебесная, да и коррупционных скандалов местного разлива нам хватает с лихвой.

Но это суждение на самом деле довольно поверхностно, ведь китайская компания CNPC сегодня реализует в Казахстане четыре крупнейших нефтегазовых проекта, и считается одним из самых значимых иностранных инвесторов в этой отрасли.

Может ли арест топ-менеджера китайской нефтегазовой компании отразиться на деятельности ее казахстанской «дочки», выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

Скандалы, интриги, расследования

Первым о «скандале в благородном семействе» сообщил ТАСС со ссылкой на прокуратуру провинции Ляонин (КНР):

   - По поручению Верховной народной прокуратуры КНР народная прокуратура провинции Ляонин вынесла постановление об аресте бывшего заместителя генерального директора Китайской национальной нефтегазовой корпорации Сюй Вэньжуна по подозрению в получении взятки. До передачи в прокуратуру дело бывшего топ-менеджера CNPC расследовал государственный надзорный комитет КНР.

Сюй Вэньжун

К слову, это далеко не первый случай разоблачения высшего руководства CNPC. В октябре 2015 года к 16 годам лишения свободы за коррупцию был приговорен экс-глава крупнейшей китайской нефтегазовой компании Цзян Цземинь. Бывший руководитель CNPC, который в течение семи лет занимал этот пост, а затем получил должность главы комитета по контролю и управлению госимуществом при Госсовете КНР, был обвинен в коррупции и превышении должностных полномочий.

На тот момент CNPC уже вовсю качала из казахстанских недр нефть и газ. В Казахстан китайская компания вошла еще 4 июня 1997 года, когда в президентском дворце в Алматы в присутствии Нурсултана Назарбаева, вице-премьера госсовета КНР Ли Ланьцина был подписан «Договор о купле-продаже акций «Актобемунайгаз».

А 26 сентября того же года между иностранным инвестором и правительством нашей страны был подписан «контракт на проведение операций по углеводородам на месторождениях Жанажол, Кенкияк-надсолевой и Кенкияк-подсолевой в Актюбинской области». Китайская национальная нефтегазовая корпорация таким образом дала письменные обязательства правительству РК инвестировать в развитие проекта суммарно не менее 4 млрд долларов в течение 20 лет.

Казахстанский интерес китайского гиганта

Интерес Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) к казахстанским недрам был не случаен. CNPC - международная комплексная энергетическая компания, занимающая лидирующее положение в мире и крупнейший производитель и поставщик нефти и газа в Китае. Эта компания занимает третье место среди 50 крупнейших нефтяных компаний мира, и пятое место по данным рейтинга 500 крупных мировых компаний. CNPC ведет нефтегазовые инвестиционные операции в 37 странах мира, занимается оказанием услуг по инженерно-технической работе на нефтегазовых объектах в 63 странах мира.

За 25 последних лет компания добыла в накопленном исчислении свыше 155 млн тонн нефти и 89 млрд кубометров нефтяного попутного и природного газа. За более чем 20 лет работы корпорация инвестировала в нефтегазовую промышленность Казахстана более 45,7 млрд долларов США. В бюджеты всех уровней уплачено налогов и пошлин на сумму около 47,1 млрд долларов США, расходы на социальные проекты составили 373 млн долларов США. По состоянию на май 2019 года, на предприятиях CNPC в Казахстане трудятся более 30 тысяч рабочих и ИТР, при этом доля местного содержания составляет 98,3%.

Активы CNPC в РК

В Казахстане CNPC представлена в семи нефтедобывающих проектах, она «совладелица» двух нефтепроводов, двух газопроводов, нефтеперерабатывающего завода и завода стальных труб большого диаметра.

Казахстанских «дочек» CNPC с годами становилось все больше. Первыми были АО «СНПС-Актобемунайгаз», в котором китайцы владеют 89,17% акций и имеют лицензии и контракты на разработку месторождений Жанажол, Кенкияк надсолевой, Кенкияк подсолевой, Северная Трува и на разведку Центрального блока восточной части Прикаспийской впадины и АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз».

С 2003 года китайская компания участвует в проекте Buzachi Operating Ltd. и обладает 50% акций оператора, разрабатывающего месторождение Северные Бузачи.

С 2004 года Китайская национальная нефтегазовая корпорация имеет 25% акций ТОО «СП «КуатАмлонМунай», которое ведет разработку двух нефтяных месторождений в Кызылординской области, а также занимается разведкой месторождений, реализацией нефти и нефтепродуктов и поставкой сырья на нефтеперерабатывающие заводы Казахстана.

В июле 2004 года было создано ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод» - совместно с КМГ. Сооружение нефтепровода разрешило вопрос диверсификации транспортировки казахстанской нефти на экспорт.

Затем в октябре 2005 года Китайская национальная нефтегазовая корпорация приобрела 100% акций компании «ПетроКазахстан». Чуть позже 33% акций перепродала АО «НК КазМунайГаз».

«ПетроКазахстан» занимается геологоразведкой, разработкой месторождений, добычей нефти и газа, а также переработкой и реализацией нефти и нефтепродуктов. Основные активы компании включают в себя: «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз», «Казгермунай», «Тургай Петролеум», а также месторождения, находящиеся в Кызылордиской области.

В том же 2005 году китайцы приобрели 100% акций АО «СНПС-АйДанМунай», специализирующегося на разведке и добыче углевородородного сырья месторождений Арыс и Блиновское в Кызылординской области.

В 2009 году КННК и КМГ совместно выкупили АО «МангистауМунайГаз» на равнодолевой основе. Основные промышленные объекты разработки и добычи углеводов - месторождения Каламкас, Жетыбай и ещё 13 других месторождений в Мангистауской области, 8 месторождений в Западно-Казахстанской области и два разведочных блока на Каспии в Атырауской области.

В 2013 году CNPC вошла в проект NCOC (North Caspian Operating Company) B.V., в котором владеет 8,33% акций.

Совместно с «КазМунайГаз» китайская компания владеет ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» - нефтеперерабатывающим заводом, мощность которого составляет 6 млн тонн нефти в год, ТОО «Северо-Западная трубопроводная компания «МунайТас», ТОО «Азиатский газопровод» (AGP), газопроводом ТОО «Бейнеу -Шымкент», ТОО «Азиатский завод стальных труб» (ASPC) в Алматы.

И у нас не без скандалов…

В мае прошлого года во время официального визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Китай, в числе многочисленных подписанных документов казахстанский Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» скрепил печатью договоренность с китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC о совместном развитии нефтегазовой отрасли Казахстана.

А 6 июня 2023 года уже в Астане намерения приобрели вполне конкретные формы. Глава “Самрука” Нурлан Жакупов и президент CNPC Хоу Чицзюнь договорились о совместной реализации ряда проектов, в числе которых:

  • расширение пропускной способности магистральных нефтепроводов Кенкияк-Атырау, Кенкияк-Кумколь;
  • увеличение производства на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе;
  • участие NPC в строительстве второй нитки магистрального газопровода Бейнеу - Бозой – Шымкент;
  • строительство газоперерабатывающего завода на месторождении Кашаган и др.

Все большая экспансия китайского капитала в нефтегазовую отрасль нашей страны, разумеется, не может не вызывать обеспокоенности казахстанцев. Вместе с тем пребывание на казахстанской земле Китайской национальной нефтегазовой корпорации не было таким уж безоблачным.

В ноябре 2016 года разразился скандал в актюбинском офисе CNPC-АМГ. Там на должности руководителей и инженеров принимали только граждан КНР, что, разумеется, нарушало как казахстанское законодательство, так и права наших граждан.

Надо отметить, что местные власти неоднократно «намекали» китайской стороне, что, мол, хорошо бы принять на руководящие должности и наших местных специалистов. Те вежливо кивали, улыбались, но продолжали вести свою кадровую политику. И вот одно из предупреждений стало для иностранных топ-менеджеров на самом деле последним, «китайским».

В один момент иностранных руководителей нефтяной компании «CNPC-Актобемунайгаз» попросту выдворили из Казахстана. А на их, враз ставшие вакантными, руководящие должности пришли казахстанцы.

Сегодня в свете событий, происходящих на самых верхах управленческой структуры CNPC, остается только надеяться, что эта волна не затронет нас…