×
514.65
544.6
5.17
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
514.65
544.6
5.17

Здоровье или прибыль: кто победит в цементном скандале

26.01.2022, 17:17
Здоровье или прибыль: кто победит в цементном скандале
invest.gov.kz

Несколько семей из аула имени Кодаманова, небольшого села в Шиелийском районе Кызылординской области решили, что они ничем не хуже, а может быть и лучше европейцев, и отправились отстаивать свои права к районным служителям Фемиды – подали судебный иск на китайскую компанию «Гежуба Шиели Цемент».

Корреспондент Ulysmedia.kz разбиралась, что толкнуло сельчан вступить в неравный бой с зарубежным инвестором и казахстанской судедной системой.

Живут они на самой крайней улице аула, совсем рядом с заводом, который днём и ночью выпускает очень востребованную продукцию – цемент.

Казалось бы, рядом стабильное предприятие – сплошная польза и району и стране, но благодаря этому соседству на улице Макулбекова уже погибла вся растительность, дохнет скот, а у людей начали появляться экзотические и не поддающиеся местным врачам заболевания.

В суд обратились только четыре семьи, остальные молчат, потому что трудятся в бюджетной сфере и боятся потерять работу. Некоторые были вынуждены бросить дома и уехать. Один из соседей уехал на север в Павлодарскую область и купил там дом под ипотеку, другая семья мыкается по съёмным квартирам в Нур-Султане, кто-то живет на квартире в Шымкенте. Я бы рад бросить все и уехать, но наши дома никто не купит, – объясняет ситуацию Алмас Дюсенбаев.

Он один из тех, кто подал в суд на китайскую компанию. Его дом оказался ближе всех к заводу. Земельный участок под индивидуальное жилищное строительство он купил в 2015 году, всё складывалось как нельзя лучше – по государственной программе «Нұрлы жер» в 2016 поселок благоустроили, подвели газ, воду и электичество.

Двое старших детей Алмаса – школьники, младшему пять лет. Постоянной работы у него нет, занимается хозяйством - разводит коз, есть и коровы. Супруга Алмаса – помощник повара, работает вахтовым методом. Всё бы шло своим чередом – обычные хлопоты рядовой сельской семьи. Но жизньизменилось после того, как неподалеку построили завод.

По словам жителей улицы Макулбекова, от вредных выбросов цементного завода у них начались проблемы со здоровьем. Особенно страдают дети: у всех постоянный кашель, а на теле и голове начали появляться незаживающие язвы. Местные медики разводят руками, но подтвердить, что причина всех болезней – цементая пыль, почему-то отказываются. 

Алмас рассказал, что борьба за выживание началась с походов в акимат. Но местная власть с их доводами не согласилась и требование принять меры не поддержала. Наоборот аульчан заверили, что на заводе есть очистительные фильтры и повода для беспокойства нет.

Кстати, чтобы посмотреть, как соблюдаются экологические нормативы, Алмас даже устроился на завод и теперь говорит, что лично убедился - очистные фильтры не работают, а цементную пыль с ленты транспортера подметают шваброй. Рабочие здесь долго не выдерживают, максимум – полгода, а потом из-за состояния здоровья увольняются. У них тоже – болезни дыхательных путей и язвы по всему телу.  Зарплата местных – а они заняты преимущественно на тяжелой работе – около 60 тыс тенге. За погрузку одного мешка цемента платят три тенге.

Недавно на участке Алмаса Дюйсенбаева появилась вода. Она почему-то зеленого цвета и грозит затопить весь двор. Он предполагает, что просачивается она из заводского отстойника. Несколько лет назад, до прихода китайского инвестора, здесь было озеро, но его осушили и превратили в отстойник.За несколько лет резервуар переполнился, а вода начала заливать окрестности.

Оказалось, что не только бороться с китайской компанием, но даже подать иск в суд, дело не простое. Заявление Шиелийский районный суд принял у сельчан только после предписания суда областного.

Истцы требуют остановить деятельность предприятия, так как считают, что при его строительстве были нарушены санитарные нормы. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов, утвержденными приказом министра национальной экономики РК за №237 от 20 марта 2015 года, нормативный размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для производства цемента, соответствующего I классу опасности, должен составлять не менее 1 000 метров. Крайний дом по улице Макулбекова, где живет Алмас Дюсенбаев, отделяет расстояние в 440 метров. 

Производство цемента как раз относится к объекту I класса опасности. В разделе 4 этого документа указано, что «в строительной промышленности к классу 1 – СЗЗ 1 000 метров относятся производство цемента (портланд – шлакопортланд, –  пуццалоновый цемента и другие), а также местные цементы (глинитцемент, роман цемент, гипсошлаковый, фосфорно-шлаковый и др.)».

Тампонажный цемент, который производит «Гежуба Шиели», - это разновидность портландцемента, предназначенного для изоляции труб нефтяных и газовых скважин и их защиты от давления грунтовых вод, сдвижек грунтовых пластов, негативного воздействия агрессивной среды. В традиционном строительстве этот вид цемента не используется.

Теперь руководство компании пытается убедить суд, что завод – это предприятие II классаопасности, следовательно, нормативный размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для производства должен составлять 500 метров. В связи с чем юрист компании даже предоставил документ, якобы выданный областным департаментом контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Но известно, что документы такого рода не по плечу областному департаменту, его может выдать только Комитет Министерства здравоохранения РК. В подлинности документа усомнилась и адвокат.

Между тем, в реестре  проблем №3 национальная Палата предпринимателей «Атамекен» указывает «о невозможности пересмотра санитарно-защитных зон производственных объектов в меньшую сторону с учётом их фактической зоны загрязнения, снижения объемов производства, внедрения новых технологий и возможностей.

Проблема актуальна только в тех случаях, когда территории, здания и сооружения жилищно-гражданского назначения попали в санитарно-защитную зону производственных объектов по независящим от них обстоятелствам и фактическая зона негативного влияния которых является существенно меньше установленных санитарными правилами минимальных размеров санитарно-защитных зон».

Кстати, при строительстве городка для руководства и инженеров  цементного завода, где есть бассейн, спорткомплекс, столовые, общежития игостиницы, нормативы соблюдены. От него до производства более трех тысяч метров. На завод персонал доставляют специальными автобусами. Значит, иностранные специалисты понимают, какой вред несут выбросы цементного производства?

Почему так долго молчали

Сейчас сельчане вспоминают, что инвестор появился внезапно, а завод возвёл стремительно. В акимате говорили только о том, какую пользу предприятие принесёт, сколько налогов в местную казну поступит и успокаивали, что завод будет совсем небольшой, так вреда тоже будет совсем мало. А сейчас жители узнали, что они еще и подписывали какие-то разрешающие бумаги после общественных слушаний. Когда они проходили и были ли они вообще в селе никто не помнит. Эти сомнения подогревает и то, что протокол общественных слушаний, не соответствует дате их проведения.

Как говорит представитель местного акимата, строительство завода по производству цемента было начато в 2016 году.Стоимость проекта – 64 млн тенге, производственная мощность – один млн тонн цемента в год, для его строительства был выделен участок в 48 га в индустриальной зоне Шиелийского района. На заводе используется современное высокотехнологическое оборудование. Предприятие - крупный налогоплательщик, с момента ввода его в эксплутацию в областной бюджет перечисленооколо 2 миллиардов тенге.

Цеметный завод построила китайская компания Gezhouba Group Cement Co. Ltd - мировой лидер по производству тампонажного цемента. Шиелийский завод – один из 50 заводов, которые планируется построить в Казахстане в рамках совместного казахстанско-китайского проекта по переносу производственных мощностей из поднебесной. Никто не подвергает сомнению важность этого крупного инвестиционного проекта для Кызылординской области – региона, экономика которого в большей степени зависит от нефти и риса. Тем более, что добыча углеводородов сокращается из-за естественного истощения месторождений, а производство риса - из-за маловодья Сырдарьи. Правительство страны настоятельно рекомендует руководству области уменьшать посевы риса, заменяя их другими менее влагоёмкими культурами.

Торжественная церемония запуска завода состоялась в 2017 году во время  телемоста «Вторая пятилетка индустриализации. Сделано в Казахстане», кнопку в прямом эфире республиканских каналов нажал Нурсултан Назарбаев.

Тампонажный цемент используют в нефтедобыче и урановой промышленности. Он снизит импортозависимость в цементе не только в нашей области, но и в других регионах, – говорил тогда заместитель акима области Евгений Ким.

Он в то время курировал экономику и со знанием дела утверждал, что теперь отпадёт необходимость ввозить цемент из России и Китая. Местная продукциябудет дешевле импортной, и её можно будет с выгодой для всех экспортировать в страны ЕАЭС, СНГ и Китай. 

По делу Алмаса и его соседей суд ещё не вынес окончательного решения. Уже полгода местная Фемида не может определиться какая часа весов должна перевесить - здоровье граждан или прибыль компании-инвестора.

Редакция Ulysmedia.kz продолжит следить за развитием событий.

Автор: Жазира Алмаганбетова