×
518.31
567.96
6.03
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
518.31
567.96
6.03

Хоргосские страсти: почему главные торговые ворота Казахстана и Китая притягивают деньги и скандалы

07.04.2025, 08:59
Хоргосские страсти: почему главные торговые ворота Казахстана и Китая притягивают деньги и скандалы
Ulysmedia.kz

Самому крупному уголовному делу в истории современного Казахстана – «хоргосскому» - скоро 15 лет, а его последствия выстреливают и в Жана Казахстане. Уголовные дела и денежные обороты связаны между собой напрямую – исторической хоргосской контрабандой. В 2024 году разность в документах составила рекордные 14 млрд долларов не в пользу Казахстана. Ulysmedia.kz решил вспомнить хоргосскую хронику и попробовал посчитать прибыль и потери.

ИМЯ В ИСТОРИИ

Совсем недавно интерес к этому уже историческому делу подогрела Генпрокуратура – упомянуло имя главы казахстанского финпола Кайрата Кожамжарова в связи с пытками фигурантов «Хоргосского дела».

До его появления Карат Пернешевич спокойно руководил своей юридической фирмой и писал книги, а в конце марта скоропостижно уехал из Казахстана. Наверное, это совпадение. Совпадение, скорее всего, и то, что по мере увеличения грузоперевозок через «Хоргос» растут и расхождения в таможенной статистике.

ПУТИ «ХОРГОСА» НЕИСПОВЕДИМЫ

Приговор 2014 года по хоргосскому уголовному делу с 45 подсудимыми, 1576 томами, 600 свидетелями, 48 адвокатами, 38 защитниками и обвинительным заключением в 70 томах отправил за решетку бывших работников таможни и нацбезопасности на сроки от условного до 17 лет лишения свободы.

Перед этим 3 года Финполиция расследовала сложную схему контрабанды из Китая в Казахстан, в которой не только крутились миллиарды, но и не своей смертью умирали люди. «Хлопок» Финпола был еще в 2011-м, как раз в бытность Кожамжарова первым руководителем главного экономического органа уголовного преследования.

И вот сейчас он, уже отставной представитель команды первого президента, стал фигурантом нового уголовного дела о пытках, под которыми осужденные в 2014-м давали показания.

В сентябре 2016 года на «Хоргосе» новый скандал – при получении взятки в 1 млн долларов с поличным был задержан его президент Василий Ни.

Сразу после его задержания Нацбюро по противодействию коррупции распространило релиз, что Василий Ни «путем вымогательства через своего подчиненного руководителя отдела по работе с инвесторами Сайдуллаеву М. получил взятку в сумме 1 млн долларов США от представителя ТОО «Хоргос Тюльпан».

А в апреле 2017-го против Ни снимают это обвинение и освобождают от уголовной ответственности.

   - Дело Василия Ни и Махаббат Сайдуллаевой считается неоконченным преступлением, а является лишь покушением на преступление. Сам главный фигурант дела признал свою вину и раскаялся. Никакого ущерба нет. Согласно статье 65 УК РК, если подсудимый раскаялся в своем преступлении, не нанес никакого ущерба и помог раскрыть это дело, его могут освободить. В законе так указано, − прокомментировал тогдашний председатель Алматинского городского суда Акжан Ештай.

В 2018 году Служба спецпрокуроров Генпрокуратуры сообщила, что два руководителя ТОО «Базис Алатау» Баймуханов и Набиева на 1 млрд тенге обманули троих граждан Китая. Пообещали оказать содействие в заключении договоров на строительство инвестиционных объектов и аренду земельных участков на территории МЦПС «Хоргос» и кинули. Чем закончилось это уголовное дело, вообще неизвестно – данных о приговоре нет.

В 2020-м, когда весь мир самоизолировался от ковида, «Хоргос» не дремал, хотя фактически казахстанско-китайская граница была закрыта. Всего за несколько месяцев пандемии товарооборот между Китаем и Казахстаном рекордно упал до ситуации тотального дефицита ТНП.

Поэтому в июле 2020 года на тот момент первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов на спецсовещании в Астане поручил Минфину совместно с уполномоченными органами «принять комплекс мер по увеличению товарооборота из КНР путем организации перевалки товаров, следующих из КНР в Республику Казахстан, на приграничных транспортно-логистических центрах».

Это поручение стало отправной точкой падения карьеры директора погранслужбы Дархана Дильманова, а затем и его посадки в 2023-м на 4 года. По его приказу была разработана временная схема организации проезда через казахстанско-китайскую границу, особенно на пункте пропуска «Нур жол». Там плотно осело ТОО «Eurotransit Cargo», входившее в холдинг Eurotransit Group, подконтрольный семье Дариги Назарбаевой. В конце концов 8 подозреваемых оказались на скамье подсудимых. Из них половина – офицеры погранвойск, которые оказывали пособничество и злоупотребили властью, а остальные – коммерсанты, устроившие монопольную схему перевозок, заработав на этом 4,3 млрд тенге.

Февраль 2025-го. Антимонопольный орган добился прекращения незаконной деятельности дочерних компаний Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». ТОО «Хоргос-Коммерц», «Хоргос-Энерго» и «Хоргос-Сервис» признали монополистами, и по решению суда они прекратили свою деятельность в прежнем формате.

БОЛЬШЕ ТОВАРОВ – МЕНЬШЕ ДЕНЕГ

Президент Токаев обратил внимание на странную отчетность таможенных статистик Китая и Казахстана еще в 2022 году, назвав разницу «контрабандой».

   - Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги, пошлины не платятся, расхождения в реальной статистике с таможенными органами Китая достигают миллиардов долларов. Существуют некие уполномоченные операторы, имеющие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдет. Я поручаю Генеральной прокуратуре совместно с министерством финансов, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе, – раздал поручения глава государства 11 января 2022 года.

Тогда Комитет госдоходов Минфина объяснил причины возникновения такой разницы – методологические особенности формирования таможенной статистики. Забегая вперед, скажем, что эти особенности до сих пор используются в качестве аргумента недостачи.

По состоянию на 2021 год импорт из КНР в Казахстан составил 8,3 млрд долларов, а статистика Китая по экспорту в Казахстан – 14 млрд долларов. Разница – 5,7 млрд долларов. Их-то Токаев и назвал «контрабандой».

В то же время экспорт Казахстана в Китай за 2021 год был равен 9,9 млрд долларов, а в китайской статистике импорта из Казахстана фигурируют 11,3 млрд долларов. Расхождение – 1,4 млрд долларов.

Всего по товарообороту за 2021 год казахстанские данные говорят о 18,2 млрд долларов, а китайские – о 25,3 млрд долларов. Ощутимая разница в 7,1 млрд долларов.

Какие выводы были из этого сделаны? Какие-то странные, учитывая, что по итогам 2024-го разница в таможенной статистике составила уже рекордные 14 млрд долларов.

Но в таком ключе, как «срочно требуется борьба с контрабандой на казахстанско-китайской границе» уже нет. Напротив, мы исключительно развиваем торговые связи, особо не выпячивая то, что рост сотрудничества и может быть причиной роста разницы в статистике.

ГРУЗОПОТОК РАСТЕТ ЕЖЕГОДНО

28 января 2025 года премьер-министр Олжас Бектенов встречался с чрезвычайным и полномочным послом КНР в Казахстане Хань Чуньлинем. И китайский дипломат сообщил главе казахстанского кабмина, что по итогам 2024 года двусторонний товарооборот вырос на 9% и достиг 43,8 млрд долларов.

Чуть раньше этой встречи КТЖ отчиталось по грузоперевозкам через «Хоргос» за 2024 год. Всего через эти торговые ворота прошли 8730 грузовых составов, что на 12,5% больше, чем годом ранее.

   - В среднем в сутки там пропускали 22 поезда, время на обработку сократилось с 12 до 6-8 часов. Общий объем грузоперевозок превысил 12 млн тонн, увеличившись за год почти на 11%. С момента запуска грузовых перевозок «Китай-Европа» в 2016-м году через Хоргос прошли более 40 тысяч составов по 85 маршрутам в 18 стран. Вместе с КПП «Алашанькоу», расположенным также на границе с Казахстаном, погранпереход обеспечивает 40% всего железнодорожного грузопотока Китая в сторону Европы, - отмечала Нацкомпания «КТЖ» в своем сообщении.

Косвенно можно, конечно, свести всю эту статистику к тому, что растущий грузопоток наращивает и разницу в таможенных статотчетах двух стран. Однако называть их прямо «контрабандой», как президент Токаев, мы не можем.