Почему-то сообщение о том, что в Казахстане не будут строить мусоросжигающие заводы, никого особенно не удивило. Сама идея, по мнению экологов, была настолько абсурдна, и граждане решили - скорее всего верх взял здравый смысл. Корреспондент Ulysmedia.kz решила разобраться, почему лопнул очередной проект века и поняла, что во всей этой истории на первом месте банальная финансовая схема.
“Подрядчик, который выиграл тендер, не намерен дальше заниматься реализацией этого проекта. Так что, судьба заводов будет пересматриваться”, – как-то обмолвился министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев.
Как готовили почву для многомиллиардного мусорного проекта
Кто из журналистов, приглашенных на пресс-тур по мусорным свалкам в прошлом году, мог предположить, что окажутся невольными свидетелями начала такой бурной экологической истории, да ещё и с криминальными оттенками. Наверное, мне повезло – теперь имею представление о предмете разговора, и, по воле случая, познакомилась с идеологом мусоросжигания, теперь уже бывшим вице-министром экологии Ахметжаном Примкуловым.
В той безумно пахнущей прогулке по стихийным свалкам и мусорным полигонам Алматинской области чуть ли не впервые и было озвучено решение, что отходы в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Караганде, Актобе и Усть-Каменогорске, начнут сжигать.
Но после январских событий планы поменялись, а сам Примкулов вместе с председателем правления “Оператора РОП” задержаны по подозрению в совершении коррупционных преступлений.
Мусорная финансовая схема
Куда без общественного мнения в наши то времена, но этот пресс-тур, как, впрочем, мы и предполагали, был просто фантиком. Намного важнее было в этом мусорном деле придумать схему финансирования. И нельзя не заметить, что сделано это было не без успеха и очень быстро.
Помните, 1 июля прошлого года вступил в силу экологический кодекс, где были прописаны нормы о поддержке фонда развития промышленности, а уже вслед за этим, как и положено, свою роль сыграл наблюдательный совет, то есть поддержал идею, а потом с непривычной оперативностью правительство выпускает постановление, которое и закрепило, вернее утвердило правила финансирования этой дурно пахнущей идеи.
И 180 с лишним млрд тенге из компании “Оператор РОП” уже на законном основании можно было перекинуть Фонд развития промышленности на строительство мусоросжигательных заводов. А ФРП их уже обязан направить в аффилированную с РОП структуру. В этом финансовом бюрократическом маршруте и заложена схема, по которой деньги проделают своеобразный путь и дойдут до адресата.
“Плакали” ваши денежки
В редакции Ulysmedia.kz оказалась копия этого правительственного документа и мы решили его процитировать.
1. Министерство индустрии и инфраструктурного развития (далее – МИИР) направляет Оператору запрос о предоставлении прогнозных объемов финансирования на соответствующий финансовый год;
2. Оператор после рассмотрения запроса включает прогнозные объемы финансирования в соответствующий раздел своей инвестиционной политики и направляет ее на согласование в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (далее – МЭГПР);
3. МЭГПР согласовывает инвестиционную политику либо направляет оператору мотивированный отказ в согласовании.
4. Оператор, в случае согласования МЭГПР объемов финансирования в инвестиционной политике, ответ на запрос на соответствующий финансовый год в МИИР;
5. МИИР после получения ответа на запрос направляет в Фонд информацию о прогнозных объемах финансирования;
6. Фонд направляет заявку с приложением бизнес-плана рассматриваемого для финансирования проекта на согласование в МЭГПР;
7. МЭГПР анализирует проект на соответствие требованиям экологического законодательства Республики Казахстан, международных и национальных стандартов и предоставляет свое заключение на предмет возможности финансирования проекта.
8. Фонд после получения заключения на предмет возможности финансирования проектов заключает договор займа с Оператором по каждому отдельному проекту в обрабатывающей отрасли для их дальнейшего финансирования.
Казалось бы, в постановлении №604 учтены все возможные проблемы, не забыли и об Экологическом кодексе. Так вот по правилам “финансирования оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) организации, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которой прямо или косвенно принадлежат государству и (или) национальному управляющему холдингу, для дальнейшего финансирования проектов в обрабатывающей отрасли, направленных на улучшение состояния окружающей среды – финансирования фонда развития промышленности”.
А адресат – компания “Оператор РОП” в результате распорядилась бы 180 млрд тенге.
Неизгладимые впечатления
Хорошо помню, что поразил масштаб мусорных “кладбищ”. Примкулов буквально наповал сражал цифрами – только стихийных свалок у нас в год образуется около 8,5 тысяч. В нашей компании были и представители местной власти, они как-то невыразительно пытались объяснить, что на цивилизованную утилизацию мусора, во-первых, выделяется слишком мало средств, да ещё и несознательные сельчане бросают отходы своей жизнедеятельности, где попало. Впрочем, даже если бы они вели себя прилично – девать мусор просто некуда. В Енбекшиказахском районе, где живут 300 тысяч человек, нет ни одного санкционированного мусорного полигона.
В Талгарском районе за гроши и в тяжелейших условиях вручную сортируют мусор гастарбайтеры из Каракалпакии, и, хотя владельцам полигона не раз делали замечания за то, что они до сих пор не установили линии переработки и утилизации, используют они по-прежнему самый дешёвый труд. Складывается впечатление, что на мусоре всё-таки делать деньги научились, но вкладывать прибыль в технологии никто не собирается.
Как направить общественное мнение в нужное русло
Сейчас понятно, что в поездке нас хотели подвести к самому простому решению проблемы. Картина была столь впечатляющей, что единственный выход – строить мусоросжигающие заводы. Ведь легче сжечь, чем продумывать систему раздельного сбора и переработки отходов. Но мы-то понимаем, что проект не только удобный, но и очень денежный – на реализацию проекта хотели привлечь 293 млрд тенге инвестиций. Недаром “мусорный” бизнес негласно считается самым прибыльным после наркоторговли. И если наркотики строго запрещены в большинстве стран мира, то вопросы переработки отходов и экологии сегодня прямо-таки в тренде.
Пресс-тур был в июне прошлого года, а как раз с 1 июля начинал действовать новый Экологический кодекс. Господин Примкулов тогда сказал, что в нём есть ряд изменений, в том числе связанных с санитарными требованиями к мусорным полигонам и заложены меры по борьбе со стихийными свалками. Судя по всему, как раз в кодексе и прописали базовые установки под сомнительный мусоросжигающий проект.
Казахстанско-испанские игры во главе с Алией Назарбаевой
Несмотря на протесты общественности, дело быстро получило ход: проведен тендер, в некоторых регионах даже успели выделить землю под строительство заводов. Например, уже в декабре аким Шымкента Мурат Айтенов заявил, что за строительство завода в Шымкенте возьмутся уже в 2022-м, а задымит он через два года.
“Завод будет сжигать до 2000 тонн мусора в год и расположится он на 10 гектарах”, – сообщил аким.
Тендер на строительство выиграла некая казахстанско-испанская компания Waste2Energy, зарегистрированная в 2019 году, хотя поговаривают, что инвесторы из Кореи, Италии и Германии готовы были реализовать проект по более низкой цене. Руководитель компании – Амадо Гарсия Диего. Однако председатель казахстанского экологического альянса "Байтак Болашак" Азаматхан Амиртай полгода назад рассказывал, что общался с представителями крупной испанской компании и те о существовании такой конторы даже не слышали. Есть информация, что куратором проекта назначили Светлану Коротенко – гражданку Украины и экс-гендиректора ТОО "Оператор РОП". Недавний скандал вокруг “РОП” не обошел и саму Коротенко – в марте в отношении неё Антикор начал расследование. Её подозревают в хищении у предприятия более 20 млрд тенге.
Ну а поскольку “РОП” уже давно связывают с Алиёй Назарбаевой, легко предположить, что и конечным собственником Waste2Energy была именно она. Правда, сразу после январских событий и коррупционного скандала с “Оператором РОП” младшая дочь старшего Назарбаева покинула поле экологического боя, ушла из Ассоциации экологических организаций и не стала бороться за идею мусоросжигания.
Не было бы счастья…
Судя по всему, в этом проекте главное – деньги, поскольку сама идея, как доказывали экоактивисты, выглядела заведомо провальной. Во-первых, сжигание мусора без предварительной сортировки – это опасно, а разговоры о сортировке так никто и не завел. Во-вторых, в Казахстане просто нет специалистов, которые смогли бы работать на столь высокотехнологичных заводах. В-третьих, по словам экологов, это сложная и устаревшая технология прошлого века. В-четвертых, электроэнергия, произведенная за счёт сжигания мусора, будет намного дороже обычной. В-пятых, отходы самого завода нанесут природе ещё больший вред, чем полигоны. В-шестых, желание “навариться” за счёт сжигания мусора, может навредить культуре переработки и вторичного использования отходов. В этом списке особое место можно отвести идее получения электроэнергии.
Никто и не спорил, что она будет запредельно дорогой. Поэтому заранее продумали, что KEGOC заключит с заводами договор о гарантированной покупке электроэнергии на 15 лет по фиксированному тарифу, который Минэкологии установил для заводов по результатам аукциона – 172,71 тенге/кВт*ч (без НДС): предельный уровень тарифа на торгах установили на уровне 191,9 тенге/кВт*ч. К слову, местные власти тоже за идею сжигания мусора голосовали обеими руками и предложили инвестору под строительство заводов земельные наделы рядом с полигонами.
Средние тарифы:
Как делают деньги на экологии
Если покопаться в информационных свалках, то складывается ощущение, что Алия прямо-таки захватила эко-рынок Казахстана. Именно она возглавляла Ассоциацию экологических организаций Казахстана, которая учредила ещё одну контору – НАО МЦЗТиИП – Международный центр зелёных технологий и инновационных проектов. К центру, в свою очередь, присоединили РГП “Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды” и АО “Жасыл даму” со 100% долей участия государства. Короче говоря, получается какая-то матрёшка с благой целью, но слишком сильно аффилированная с государством и с несколько подозрительными полномочия.
Например, МЦЗТиИП разрешили контролировать торговлю углеродными единицами в РК, включая реестры, кадастры и управление резервом объёма квот на выбросы парниковых газов. Получается, за переход страны на “зелёную” экономику и внедрение углеродного пограничного корректирующего механизма вдруг стало отвечать не государство, а частная компания.
А под контролем Информационно-аналитического центра охраны окружающей среды оказался государственный фонд экологической информации и государственных кадастров природных ресурсов РК. Пожалуй, здесь уже речь может идти о национальной информационной безопасности.
Помимо весьма широких полномочий, в этих организациях крутятся большие деньги. Журналист Вадим Борейко писал, что в год из госбюджета на деятельность Международного центра зеленых технологий и инновационных проектов выделяется 1,5 млрд тенге. А редакция Ulysmedia.kz выяснила, что Айгуль Соловьева – председатель правления ОЮЛ “Ассоциация экологических организаций Казахстана” получала от компании “Оператор РОП” ежемесячную зарплату в миллион тенге и в итоге “накопила” 58 млн тенге.
Что же делать с мусором
А проблему с мусором, вернее его переработкой всё равно придётся решать. Ежегодно граждане выбрасывают более 5 млн тонн мусора, а перерабатывают от этого объёма только 18,3% (2020), остальное хоронят на полигонах или где придётся.
Так как пазлы идеи “борцов” за экологию, которые так удачно складывались ещё в конце прошлого года, благополучно рассыпались. Куратор проекта Светлана Коротенко и бывший вице-министр Примкулов под следствием, Алия Назарбаева покинула Ассоциацию экологических организаций Казахстана и многие другие структуры. А разочарованный подрядчик теперь “не намерен дальше заниматься реализацией этого проекта”.
Может быть, не стоило замахиваться на многомиллиардные проекты, а для начала профинансировать строительство полигонов там, где их нет, и попробовать привить гражданам культуру по раздельному сбору мусора?
А что делают с мусором там, где нет “Оператора РОП”
Я недавно была в Голландии – там те, кому лень сортировать мусор, должны платить за то, чтобы выкидывать его несортированным в специальные баки. Причем баки реально открываются только по электронным карточкам. А вот те, кто сортирует, могут выбрасывать отходы бесплатно. У нас в Алматы как-то ведь поставили баки для раздельного сбора мусора, но так и не объяснили гражданам, зачем им заморачиваться, и таблички с надписями “Пластик”, “Стекло” и “Бумага” быстро исчезли. Международный опыт показывает, что мусорную проблему можно решить, не превращая животрепещущую тему экологии в способ наживы – главное, было бы желание.