Накануне в суде Алматинской области прошло апелляционное заседание по вопросу условно-досрочного освобождения экс-председателя правления АО «Астана ЭКСПО-2017» Талгата Ермегияева.
Апелляционная коллегия оставила в силе постановление суда города Алатау и вновь не позволила Ермегияеву выйти на свободу. Корреспондент Ulysmedia рассказывает, какие доводы звучали и почему защита намерена обращаться в самую высокую инстанцию — к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
«Ваша честь»
Интересы бывшего топ-менеджера представляла адвокат Анара Кусаинова. Заседание проходило по её частной жалобе, поэтому самого Ермегияева в зале не было. Присутствовали его старший сын Мади, племянники и несколько журналистов.
Кусаинова прилетела из Астаны в полной «боевой готовности» – она выступала почти час без остановки,доказывая, что её подзащитный имеет все основания вернуться домой.
Защитник напомнила, что Ермегияев отбыл более двух третей срока (9 из 14 лет) и уже выплатил 935 млн тенге в адрес АО «QazExpoCongress» — то есть шестую часть ущерба. В колонии ему присвоили третью, высшую степень положительного поведения. Кроме того, как оказалось, за время отбывания наказания Ермегияев открыл библиотеку и два швейных цеха для заключённых.
- Наш подзащитный не просто предпринимал попытки погашения ущерба, но и частично погасил ущерб, закрыв шестую часть, за счет продажи имущества семьи. В этой связи, выводы суда первой инстанции о якобы непринятии Ермегияевым действенных мер по погашению ущерба не могут быть признаны объективными.
Помимо этого, Ермегияев прилагал усилия не только для своего трудоустройства в целях погашения ущерба, но и создавал рабочие места для других осужденных, — добавила она.
По словам Кусаиновой, против УДО не возражает даже потерпевшая сторона. В QazExpoCongress считают: на свободе у Ермегияева будет больше возможностей полностью компенсировать ущерб.
Поддержали экс-главу «Астана ЭКСПО-2017» и депутаты мажилиса Азат Перуашев и Ермурат Бапи. Они сами вышли на адвоката после отказа суда первой инстанции и составили официальное поручительство. К слову, эти письма были добавлены к материалам дела.
- Мажилисмены сами меня нашли, потому что они видят, что сейчас освещается уголовное дело в отношении Ермегияева. У них сложилось свое определенное мнение, и они захотели со мной встретиться. Таким образом родились эти личные поручительства, из которых усматривается, что они берут на себя обязательство и ручаются за надлежащее поведение осужденного Ермегияева в случае его условно-досрочного освобождения.
В том числе они ручаются за выполнение им ограничений, которые будут установлены судом, — добавила она.
Гособвинение снова подключилось онлайн. И то, прокурора в основном только слышали через планшет. Он просил отказать в жалобе, поскольку ущерб возмещён не полностью, сославшись на то, что в судебной системе уже «сложилась такая практика».
Жалобу рассматривал судья Уалихан Рахматуллаев. Несмотря на резонанс и обилие аргументов, решение он вынес за 15 минут, поддержав позицию прокурора.
- При полном погашении ущерба суд обязан освободить условно-досрочно того или иного осужденного. Но! В случае неполного погашения ущерба, это уже на усмотрение суда. То есть закон позволяет суду принять такое решение с учетом других обстоятельств, — сказал судья.
«Куда смотрит Верховный суд?»
После заседания Кусаинова заявила журналистам, что в Казахстане отсутствует единообразие судебной практики. В пример она привела недавнее и неожиданное освобождение экс-банкира Жомарта Ертаева, который похитил 144 млрд тенге и отсидел в тюрьме 5 лет.
- Этот же областной суд недавно принял решение об освобождении экс-банкира, у которого ущерб составлял 144 миллиарда тенге. Между тем мой подзащитный почти 10 лет отбывает наказание, при том что в его деле речь идёт о 5,9 млрд при погашенном почти одном миллиарде. У Ертаева же – 5 лет. И суд вынес такое решение.
Здесь встаёт однозначный вопрос: где же единообразие судебной практики? Куда смотрит Верховный суд, - заявила Кусаинова.
Защитник уточнила, что полное возмещение ущерба требуется только при ЗМН (замене неотбытой части наказания более мягким наказанием) и обвинила прокурора в незнании норм закона.
Отвечая на вопрос Ulysmedia, Кусаинова добавила, что не планирует обращаться в кассационные суды, так как не доверяет им. Она намерена идти дальше — писать письмо президенту.
- Я думаю, будем обращаться уже непосредственно к главе государства как гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Надежда умирает последней, и мы не скрываем, что намерены обращаться к президенту. Причём я буду делать это открыто, - предупредила адвокат.
Контекст
Талгат Амангельдиевич Ермегияев — бывший министр туризма и спорта Казахстана (2011–2012), а также глава национальной компании «Астана ЭКСПО‑2017» (2013–2015). Родился 7 мая 1969 года в Алматы. В июне 2015 года Ермегияев был отстранен от руководства ЭКСПО, а в июне 2016 года признан виновным в получении взяток и хищении государственных средств в особо крупном размере.
Суд приговорил его к 14 годам строгого режима с конфискацией имущества. Сторона защиты утверждает, что приговор был вынесен на основании сомнительных доказательств, в том числе показаний ключевого свидетеля с психическими расстройствами, который, по их словам, давал признания под давлением и без адвоката. Бывший заместитель Ермегияева Мурат Омаров в интервью Ulysmedia рассказывал, кто и как определял подрядчиков при строительстве ЭКСПО, а также упоминал роль экс-генпрокурора Кожамжарова в уголовном деле и личные интересы бывшего президента Нурсултана Назарбаева.