Сахар, крупы, мука, масло – это продукты, занесённые в список социальных, то есть они должны быть всегда, а за их стоимостью следят акимы и министры. Тем не менее цена на подсолнечное масло - продукт, который исторически никогда не импортировали, за год выросла почти на 20 процентов. Казалось бы, сами выращиваем и перерабатываем, а оно всё равно дорожает. В чём причина ценовой нестабильности, кто стремится отправить масло на экспорт, почему недовольны потребители и возмущаются производители, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Ретивые цены
Подбивая официальные данные, статистики отмечают неуклонный рост стоимости подсолнечного масла, причем касается это всех регионов Казахстана. И по меньшей мере это странно, если учесть постоянный рост отечественного производства растительного масла.
Взлёт цен начался почти три года назад. За это время литр обычного масла в среднем стал стоить 808 тенге. Дороже всего оно обходится жителям Атырау - 859 тенге, Алматы - 850 тенге и Актау - 841 тенге. Самые низкие цены на масло зафиксированы в Семее - 714 тенге за литр и Усть-Каменогорске - 737 тенге, что, кстати, вполне объяснимо – ведь именно на долю Восточного Казахстана приходится почти 80 процентов производства как нерафинированного, так и рафинированного подсолнечного масла. Кстати, регион занимает первое место по этим показателям, на втором – Шымкент. Благодаря чему отечественные предприятия за четыре месяца 2022 года обеспечили внутренний спрос на масляный продукт почти на 90 процентов.
В чем же причина парадоксальной ситуации: вроде и выращиваем сами, и объёмы производства увеличиваем, а удержать цены не можем?
Заграница нам дороже
Именно в этом году – с января по апрель – за границу масла отправили в два раза больше, чем обычно. Экспорт вырос до 65 процентов, то есть из Казахстана было вывезено почти 80 000 тонн подсолнечного масла. Китай забрал в шесть раз больше, чем всегда. Выручка маслоделов составила без малого 41 млн долларов. Свою роль сыграл и военный конфликт между Россией и Украиной. Казахстанское масло рекой «потекло» также в Афганистан, Турцию, Германию, страны Прибалтики, Чехию и Туркменистан.
И если с начала года производство подсолнечного масла в Казахстане выросло на 11 процентов, то почти 50 процентов от всего произведённого объёма вывезли за границу. Причём цена на продукт растет, то есть продавать за бугор социально значимый продукт производителям и перекупщиков в разы выгоднее, чем реализовывать его внутри страны.
Дефицита быть не может
Оказалось, может. Именно из-за высокого уровня экспорта масла, который мог легко привести к нехватке продукта внутри страны, казахстанские власти стали предпринимать меры.
В 2022-го минсельхоз на полгода ввел квоту на экспорт подсолнечного масла. Предполагалось, что это поможет стабилизировать цен внутри Казахстана. Однако на днях стало известно, что ограничения возобновили. На этот раз новые правила на вывоз продлятся до конца августа. В минфине эти меры объяснили тем, что они помогут не только избежать дефицита, сдержат рост цен на социальный продукт. То есть по факту – кардинально изменить ситуацию с ростом цен на постное масло, не получилось.
Нестыковочка
Мы решили проверить, как обстоят дела на местах. Для примера взяли благополучный в плане выращивания и переработки семян подсолнечника Восточный Казахстан. Напомним, именно в Усть-Каменогорске зафиксирована самая низкая цена на подсолнечное масло. Составила она 737 тенге за литр.
Однако нельзя не отметить, что ещё весной и здесь цена на подсолнечное масло резко подскочила. Властям пришлось принимать меры. Так, в стабфонде области для сохранения цены на минимальном уровне с местными производителями заключили договор.
“В рамках обязательства усть-каменогорский маслозавод поставляет подсолнечное масло по 600 тенге за литр, и в наших торговых точках продукция реализуется без надбавок. Сдерживание цены будет вестись и дальше”, - пообещал председатель СПК «Ертic» Эльдар Тумашинов.
В свою очередь, аким ВКО Даниал Ахметов много раз заявлял, что в регионе делается всё, чтобы не просто стабилизировать ситуацию, но и повысить показатели в этой сфере.
“Наша главная задача – увеличение объёмов переработки подсолнечника. С начала года введен в эксплуатацию крупный маслоэкстракционный завод мощностью 300 тысяч тонн, а также строится ещё один - на 50 тысяч тонн”, - отчитался он на недавнем брифинге.
По словам Ахметова, новые и старые производства позволит увеличить общий объём переработки масло-семян до 1,1 млн тонн, а на экспорт растительного масла отправят уже не на 44,4, а на 78 млн долларов США.
Глава региона и не скрывает своей заинтересованности в торговых отношениях с Китаем.
“Стратегия развития аграрного сектора у нас будет меняться. Она должна быть нацелена на необъятный рынок Китая, который открывается для нас”, - делился планами аким области.
Учитывая, рост экспорта подсолнечного масла в соседнее государство, напрашивается вопрос – не произойдет ли это за счет ограничения объёмов продукта на отечественном рынке?
Гарантии от производителей
Представители новых перерабатывающих предприятий уверены, что справятся с увеличивающимися объёмами производства, а значит, дефицит подсолнечного масла стране не грозит.
Как сообщили в акимате Глубоковского района, куда территориально относится новое предприятие по переработке масличных культур Altyn Shyqys, завод достроят в 2023 году. Особенность его будет в том, что выпускать здесь будут не только масло подсолнечное, но и рапсовое, соевое и кукурузное масла.
Уже запустили цех по производству ядра подсолнечника, паровую котельную и цех грануляции лузги и шрота. Более того, уже произведен технический запуск производства и получено 8 тысяч тонн масла.
“Важность завода по переработке масличных культур в селе Предгорное заключается в том, что оно мультикультурное. На нём будут перерабатывать самые различные культуры, что позволит регулировать нагрузку и планировать производство на протяжении всего года”, - говорит руководитель нового маслозавода Павел Писаренко.
Проблемой больше, или кто не успел – тот опоздал
Но если производители уверены в своих силах, то экспортеры жалуются на проблему, которая, по их мнению, может, испортить всю картину, более того – в последующем всё-таки негативно сказаться на стоимости социально значимого продукта.
На днях сельхозпроизводители-экспортёры из Усть-Каменогорска возмутились нововведениями министерства сельского хозяйства, по которым квоты на вывоз их продукции с июля по сентябрь распределили в порядке живой очереди. Да и сама квота, говорят они, была ничтожно мала - в восемь раз меньше тех объёмов, которые были определены в прошлом сезоне.
По их словам, старая система распределения квот позволяла всем участникам внешнеэкономической деятельности отправлять примерно одинаковое количество семян подсолнечника в Узбекистан и Китай. Просто распределение осуществлялось соразмерно по тем предприятиям, которые подали заявки и приложили пакет документов. Теперь же распределение квот проводится в порядке живой очереди, да общий объём вывоза семян подсолнечника не превышает 15 000 тонн по всему Казахстану.
Экспедитор зерновых культур, директор «Пром Лайн» Надежда Степура говорит, что 15 тысяч тонн – это слишком маленький объём как для экспортеров, так и для сельхозпроизводителей страны.
“У меня есть контракты, то есть мы всё подготовили к экспорту, но, к сожалению, не успели получить за три рабочих дня, потому что погрузочный процесс занимает определённое время. Вот раньше мы знали, сколько тонн у нас есть, и могли спокойно подготовиться к отгрузке, а не бежать в таком ажиотаже и экстренно это всё делать”, – поясняет Надежда Степура.
Хотели прибыль, получили отпуск без содержания
Следующее распределение квот пройдёт в октябре, а пока предприниматели, не успевшие оформить документы, остались без доходов.
“Сейчас я просто вынуждена людей отправлять в отпуск без сохранения заработной платы, и не факт, что в октябре я их обратно смогу привлечь”, – говорит предприниматель.
Она отмечает, что многие уже заключили сделки с контрагентами, получили предоплату, закупили семена, заказали вагоны и автомобили, привезли свой товар к пунктам погрузки. И вот теперь за срыв сроков поставок им грозят штрафные санкции от партнёров, а прошлогодний урожай семян подсолнечника, который придется хранить на арендованных складах, за три месяца рискует прийти в негодность.
“У нас контракты подписаны уже, предоплату мы взяли, уже успели инвестировать предоплату именно в закуп и перевозку. Но квоты очень быстро улетели! От 15 тысяч тонн в течение двух рабочих дней ничего не осталось”, – разводит руками и руководитель Fuxing Trade Азиз Хусезов.
Предприниматели привели данные о том, что в последнем распределении квот участвовали порядка 280 экспортеров Казахстана. Пострадали в основном экспортеры Усть-Каменогорска и Семея.
Тем временем, по данным пресс-службы правительства, Минсельхоз принял комплексный план по развитию сахарной отрасли.
“Теперь нужно принять меры, чтобы энергично продвигаться по его реализации с соответствующими регионами. Также, когда распределялись квоты на беспошлинный ввоз сахара, их раздали множеству мелких поставщиков, которые не смогли своевременно выполнить эту работу. В этой связи мы наблюдали определенные проблемы с поставками. Поэтому квоты нужно распределять среди нескольких крупных оптовых поставщиков, которые завезут сахар по более низкой цене, чем это могут сделать мелкие компании”, — заявил премьер-министр Алихан Смаилов.
Сообщается, что Агентство по защите и развитию конкуренции занимается реализацией мер антимонопольного реагирования в отношении площадок реализации социально значимых продовольственных товаров. В частности, с начала года заключено 132 комплаенс-соглашения, в том числе со снижением торговой надбавки с 15 до 10%, по всем фактам торговых нарушений проводятся расследования.
“Мы видим, что субъекты торговли в регионах “балуются”, пользуясь общей ситуацией, зарабатывают экстра доходы. Если акиматы не будут мониторить и контролировать это, в том числе по торговым наценкам на всех этапах реализации, то ситуация не изменится”, — сказал Смаилов.
Ещё одним волнующим казахстанцев вопросом стал рост цен на лук.
“Коллеги, если по сахару были объективные внешние причины, то ситуация с луком – это результат вашей недоработки. У акиматов имелись все возможности, в том числе механизм своевременной контрактации поставок будущего урожая. Поручаю акимам регионов активно использовать его для наполнения стабилизационных фондов. При этом хочу подчеркнуть, что в данном вопросе важна своевременность”, — отметил премьер-министр.
Смаилов добавил, что одной из причин роста цен является наличие излишних звеньев посредников между производителем и конечным потребителем. Для их выявления во всех регионах сформированы региональные комиссии.
“Поручаю акимам регионов активизировать работу указанных комиссий, более тесно работать с сельхозтоваропроизводителями и оптовиками. Кроме того, необходимо усилить меры контроля и привлечения к административной ответственности за превышение торговой надбавки, отходя от формальных подходов работы”, — сказал премьер-министр.
В этой связи Минсельхозу поручили: представить эффективный и актуальный баланс производства и потребления СЗПТ, отражающий все факторы влияния на продовольственную безопасность; совместно с акиматами областей в ручном режиме обеспечить заблаговременную контрактацию регионами осенних овощей; на постоянной основе мониторить объемы запасов СЗПТ и оперативно реагировать на их изменения.
Вместо экспорта – импорт, или не гонитесь за прибылью
Примерно так ответили в министерстве сельского хозяйства экспортёрам подсолнечника, причем, никаких гарантий на увеличения квот не дали. Здесь считают, что фермеры должны ориентироваться в первую очередь на внутренние потребности рынка и не ставить в приоритет собственную прибыль.
“Да, многие страны сейчас хотят купить семена подсолнечника именно в Казахстане, а не в Украине и России, как было раньше. Но всё-таки надо учитывать потребности рынка, в противном случае сами останемся без масла, вот тогда точно цены вновь взлетят вверх”, - уверены в ведомстве.
Что касается нововведений, то тут уже ничего не поделаешь – кто успел, тот и попал в электронную очередь! Как говорится, выживает сильнейший. Или – быстрейший.