Нестабильность на мировой геополитической площадке вызывает напряжение и в тех странах, которые традиционно выдерживали нейтралитет. И сейчас уже политики и политологи не сомневаются, что противостояние гигантов в любой момент может ударить и по тем, кто традиционно проявляет лояльность или в современной трактовке – многовекторность. Что должен учесть Казахстан, какой должна стать внешняя политика, что может поменяться во взаимоотношениях с Россией и с кем выгоднее дружить? Редакция Ulysmedia.kz решила выяснить, что думают по этому поводу отечественные и зарубежные эксперты.
Дипломатия должна быть сбалансированной
Востоковед Жанат Момынкулов считает, что внешняя политика Казахстана кардинально не поменялась. Однако некоторые обновления всё-таки отмечает и в качестве примера приводит визиты президента Касым-Жомарта Токаева в страны Центральной Азии и Ближнего Востока. Все они доказывают, что Казахстан не только готов маневрировать, но и способен это сделать.
“Несмотря на то, что на протяжении десятков лет Россия не только дружила с Казахстаном, но и диктовала ему как жить, сейчас уже понятно – РФ может остаться спутником, но будет вынуждена учитывать не только свои интересы”, – делает вывод тюрколог.
И хотя выбор партнёров по-прежнему не велик, говорит Момынкулов, надо отдать должное президенту Токаеву, который пытается этот круг расширить.
“На Казахстане не может не сказаться негатив, который заработала в мире Россия из-за войны с Украиной. Но мы должны достойно удержать свою позицию и отстоять право говорит своё “нет”, даже если это не нравится Кремлю. Наш выбор –сбалансированность и дипломатия”, – убеждён эксперт.
Акорда и Кремль
Как и в том, что ещё рано говорить о том, что Акорда отдалилась от Кремля на безопасное расстояние. Но, тем не менее, последние действия МИДа, визиты, консультации – подтверждают, что Казахстан начал дипломатические манёвры в сложных международных условиях.
В Саудовской Аравии Токаев в обсуждениях на тему продовольственной безопасности не только пригласил инвесторов, он обозначил все плюсы, которые могут дать инвестиции в Казахстан. По одобрительным и заинтересованным взглядам саудитов-бизнесменов было видно, что они уже всерьёз просчитывают прибыли от грядущего партнёрства. Действительно, для страны, которая по прогнозам через 20 лет останется без пресной воды, казахстанские орошаемые земли, месторождения полезных ископаемых – более чем привлекательны.
К слову, у Жаната Момынкулова своя точка зрения и по поводу участия казахстанских военных в миротворческой миссии ООН. Он убеждён, что в таких государствах, как Конго, Мали и Ливан они не только получат определённый опыт, но войдут в международную военную информационную сферу. А главное – это сработает на авторитет Казахстана.
Тюркский мир
Востоковед считает, что сейчас Турция не играет особую роль на мировой площадке, так как не в состоянии решить свои внутренние проблемы. На его взгляд Турция отдаляется от Запада и активно развивает партнёрские отношения с Россией. Жаманкулов отмечает это как успех российской внешней политики, и считает, что турки сделали свой выбор и имеют на это право. Казахстан тоже должен стремиться к такой самостоятельности.
Почему будет хуже, чем раньше
Политолог и депутат Айдос Сарым говорит, что в ближайшие 10 лет Казахстану будет сложнее, чем в прошедшие 30. Но самое тяжёлое – необходимость выбора страны-партнёра.
“Очевидно, мы не можем уйти от политики Абылай хана. У нас обширные территории, а по численности населения – мы очень маленькая страна. У нас кто-то говорит, что надо поддержать Украину или вступить в НАТО. Это всё пустые разговоры, потому что современная политика должна быть рациональной и логичной”.
Айдос Сарым считает, что наш форин-офис сейчас работает очень активно и как доказательство своим словам отмечает, что министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди утром может быть в Лондоне, а вечером – в Иране.
“Мне кажется, у нас впереди десятилетие активной дипломатии. К сожалению, даже самые важные документы, на которые мы опирались, теряют силу. Я имею в виду Будапештский меморандум, который давал некоторую гарантию ядерной безопасности. Война в Украине говорит о том, что этот международный документ – просто бумага”.
Выступление Токаева на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Айдос Сарым называет попыткой объяснить людям и миру нашу позицию и принципы, которые основаны на продуманности и рациональности.
По словам политолога, в Казахстане народу и правительству пора найти компромисс и договориться как жить дальше и не потерять свою независимость. Также необходимо определиться с какими странами мы должны дружить, в каких организациях оставаться, а из каких выходить.
“Главное – не доводить до большого открытого конфликта, не трогать сердитого медведя. Тем не менее Казахстан в стабильных государствах должен увеличить число дипломатов, особенно в таких странах, как Иран и Пакистан, которые открывают нам новые коридоры”.
Новый бизнес-климат
Сарым говорит, что нам нужен новый бизнес-климат, новые геополитические и новые геоэкономические транзитные коридоры.
“Но мы должны чётко понимать свои особенности и думать о том, что мы можем дать миру? Мы же понимаем, бизнес всегда выбирает самый простой путь. Например, 60% обычных товаров, которые поступают на алматинский рынок “Алтын орда", были привезены из Петербурга, потому что это была самая простая логистическая цепочка. Теперь мы вынуждены искать новые рынки. Этот кризис заставил нас шевелиться и искать пути выхода”.
Теперь, объясняет Сарым, когда мы научились мыслить независимо, то, возможно, через интеграцию со странами Центральной Азии мы что-то полезное сделаем для будущего. А начинать нужно с проблем Центральной Азии и прежде всего урегулировать водный вопрос.
“Нам нужны большие дела, которые обеспечат дружбу обычного народа, интеллигенции, ученых, бизнесменов. Только тогда процесс объединения в Центральной Азии будет налажен. Только тогда, может быть, в будущем, кто бы ни пришел к власти, мы встанем на путь, который не сдвинется с этого вектора”.
Миротворцы
Айдос Сырым говорит, что миротворческая миссия для казахстанских военных – это тренировка и армейские технологии.
“Если будет такая возможность, то мы обучим 3-4 тысячи военных, у которых сейчас это единственный способ узнать новые технологии и понять современные способы войны, особенно если не будем сами вмешиваться в большую войну”.
Чему научил КТК
Экономический обозреватель Deutsche Welle Андрей Гурков обращает внимание на Каспийский трубопровод, который в последнее время стал чуть ли не яблоком раздора и заставил Казахстан срочно искать новые транспортные коридоры для своей нефти.
“За последние четыре месяца мы стали свидетелями четырёх случаев ограничения поставок казахстанской нефти в европейские страны. В марте немецкая экономическая газета выяснила, что ничего экстремального в урагане, который остановил нефтяной поток нет, он был обычным для Новороссийска. В июне российская сторона вдруг начала искать бомбы времён второй мировой войны. Затем транспортировку казахстанской нефти остановил районный суд Новороссийска из-за прогноза по экологическим проблемам”.
Гурков утверждает, что Россия ведёт планомерную игру, которую начали ещё год назад – предполагалось повысить тариф на энергоносители. С газом получилось, с нефтью – нет. Россия действовала как всегда по принципу делаем то, что выгодно – остальные потерпят. И неожиданно казахстанская сторона дала понять, что больше терпеть на будет.
“Казахстан грамотно, но очень жёстко выходит из фарватера Москвы. 7 июля Токаев поручил рассмотреть пути транспортировки нефти по Каспийскому морю через Баку. Токаев уже не говорит о расширении потенциала КТК. Напротив, роль КТК Казахстан намерен снизить. Противостояние России и Казахстана с каспийскими трубопроводными сетями, на мой взгляд, завершилось победой Казахстана”.
Все произошедшее аналитик расценивает как сигнал, что Казахстан готов работать с Европой. Также он отмечает, что в ЕС не осталось незамеченным совместное заявление Токаева и Путина о старом и добром стратегическом партнёрстве. То есть формально противостояние закончилось, но победные очки, конечно, получил Казахстану, говорит Гурков.
Каспийская логистика
Эксперт Центра исследований России и Восточной Европы Оксфордского университета Лейла Алиева говорит, что за 30 лет в Центральной Азии многое изменилось. По крайней мере, отмечает политолог, заметно уменьшилось влияние России. Сейчас в качестве альтернативной силы можно назвать Китай и Евросоюз. Сломать ситуацию, по мнению Лейлы Алиевой помогли соглашения Европейского союза с Казахстаном в 2015 году. Они и стали катализатором значительных изменений в регионе.
“Россия перестала быть главной силой, которая десятилетиями диктовала политику в ЦА. Сейчас уже никто не будет спорить, что её влияние ограничено. Тем не менее в Казахстане много русских и это для Кремля один из механизмов давления на страну”.
Политолог обращает внимание, что сейчас, когда Россия оказалась в экономической блокаде, а Европа рассматривает альтернативные направления по поставкам энергоносителей, все страны в Центральной Азии смогли поменять свой статус на более высокий.
Также Алиева уверена, если Казахстан сможет объединиться с Азербайджаном и Туркменистаном и наладит так называемую каспийскую логистику, то есть новые транзитные пути для своей нефти, – это можно будет считать большой геополитической победой.