Реформы опять потряхивают школу, а учителя ищут логику в новых решениях министра Аймагамбетова

Даниловская Анна

Пока родители скупают школьную форму и канцтовары, а учащиеся догуливают последние дни каникул, учителя переживают шок от нововведений министерства просвещения. В частности, речь идет об учителях физической культуры, которых ошарашила отмена привычного деления класса на группы. Да настолько, что они обратились к самому Касым-Жомарту Токаеву. Что не так с этим и другими решениями чиновников от образования, выясняла корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Экономия денег VS здоровье школьников

Итак, министерство просвещения отменило деление класса на подгруппы по гендерному признаку в средних и старших классах. Учителя физической культуры не выдержали и написали открытое письмо президенту Токаеву с просьбой пересмотреть решение. Затем и Казахстанский отраслевой профсоюз работников образования и науки выступил против нововведения. А в Министерстве просвещения учителям пояснили, что «сокращение нагрузки позволит педагогам более качественно готовиться к урокам физической культуры, используя дифференцированный подход». Однако у некоторых учителей существует другая версия - дело просто в экономии бюджетных средств.

Такого же мнения придерживается Наталья Александровна Дрейт, учитель физкультуры школы №68 города Алматы, педагог-мастер, вице-президент Лиги экспертов образования РК, президент Республиканской Ассоциации учителей физической культуры. Именно её мы попросили прокомментировать нововведение.

“Дифференцированный подход - значит индивидуальный, а когда в классе 40 человек, как это возможно? Будет страдать техника безопасности, дети будут меньше двигаться на уроке – будут сидеть, пока учитель сможет обратить на них внимание. Это глупость, необдуманное решение с неправильным обоснованием”, - убеждена педагог.

И действительно, если представить, например, урок с прыжками в длину с места – 30 детей стоят в очереди, чтобы каждый сделал прыжок, а учитель должен замереть результат и записать его, а ведь урок длится всего 45 минут, а нужно еще разминку сделать…

Учительские финансы скоро запоют романсы

Немаловажен и финансовый вопрос, то есть заработная плата учителей. Раньше у городского учителя физической культуры была нагрузка 24-27 часов в неделю, то есть 1,5-2 ставки, а в регионах, утверждает Наталья Дрейт, нагрузка частенько и до одной ставки не дотягивала. А сейчас она даже в крупных школах снизится до 17 часов, то есть одной ставки. По словам педагога-мастера, средний учитель физической культуры, работая по базовой ставке 16 часов в неделю, не считая надбавок, зарабатывает около 95 тысяч тенге в месяц.

“Учителям придется искать подработку на стороне. Где же здесь министерство увидело причину надеяться на повышение качества образования”, - удивляется педагог и тут же говорит, что у учителей другая версия принятия этого непопулярного решения.

“В сентябре министерство отправит учителей из разных регионов в Атыраускую, Мангистаускую, Алматинскую и Туркестанскую области, чтобы повысить качество обучения и закрыть дефицит кадров. Платить им обещают в два раза больше обычного. Где ещё брать деньги, если не за счёт физкультуры”, - уверена Дрейт.

Она добавила, что с учителями, как всегда, никто не посоветовался. А ведь к вопросу гендерного деления нужно подходить с научной точки зрения, то есть учитывать психологические и физиологические особенности мальчиков и девочек. Например, на физкультуре есть гимнастика, спортивные игры. На гимнастике мальчики не занимаются на бревне, а девочки – на параллельных брусьях. В спортивных играх нет смешанных команд, ведь это противоречит правилам техники безопасности.

Ирина, мать 15-летнего школьника, тоже считает, что деление на мальчиков и девочек на уроках физкультуры необходимо.

“Во-первых, у мальчиков и девочек разное физиологическое и психологическое развитие. Во-вторых, подростки в этом возрасте очень стесняются представителей противоположного пола. А кроме того, уроки физкультуры с полным классом будут небезопасны – как один учитель сможет уследить за 30-40 подростками? Особенно за 9-11-классниками, они ведь совсем большие. А если что случится, учитель и будет виноват…”.

Непопулярные решения просвещённого министерства

По словам Натальи Дрейт, министерство просвещения вообще в последнее время часто принимает непопулярные и необдуманные решения. Например, увеличение учебного года на две недели. Самое интересное, в этом новшестве логики не видят ни учителя, ни родители. Получается, что только чиновники понимают, каким образом снизится нагрузка на школьников и исчезнет трехсменка.

“Министр просвещения Асхат Аймагамбетов не первый раз попадается на арифметике - в 2019 году он посчитал, что если дети идут в школу в 6 лет и будут учиться 12 лет, то закончат школу в 17 лет. Теперь похожая ошибка: уроки физкультуры были 3 часа в неделю (учебный год – 34 недели), то есть 102 часа. Теперь недель будет 36, но часов в неделю останется 3 – получается в год будет не 102, а 108 часов. И так по всем предметам! Где же здесь снижение нагрузки? И каким образом благодаря этому мы избавимся от трехсменки”, – недоумевает Наталья Дрейт.

Впрочем, это не первое решение министерства, которое вызывает вопросы. Чего только стоил переход на новую систему со всеми СОРами и СОЧами! Теперь вот самопознание, которое внедряла ещё Сара Назарбаева в 2001 году, сделали факультативным уроком. Многие тогда говорили, что это ненужный предмет, его функции вполне можно было выполнить на других уроках. Но чиновникам на то, чтобы это понять и исправить, понадобилось 20 лет…

“Каждый август нас - педагогов физической культуры, сотрясают нововведения. Сначала ввели обновленное содержание, затем сделали внеклассную работу неоплачиваемой, убрали оценку по физкультуре, потом вместо деления на мальчиков и девочек разделили на подгруппы, но учителя всё равно старались делить на мальчиков и девочек, потому что это правильно. Теперь убрали деление вообще. Такое ощущение, что многие вопросы решаются почему-то именно за счет физкультуры”, - возмущается Дрейт.

Физкультура и спорт

Итак, учителя физической культуры убеждены, что очередное решение кураторов просвещения приведет лишь к снижению качества занятий. И спрашивают, а как же расценивать слова президента страны, который неоднократно говорил о необходимости развивать массовый и детский спорт. Понятно, что это невозможно сделать только на уроках физкультуры, но ведь и их сбрасывать со счетов не стоит! В идеале учителя первыми замечают перспективных, талантливых детей, поощряют и развивают их способности. И как раз именно их рекомендация в профессиональные секции дорогого стоит. В открытом письме Токаеву преподаватели физической культуры Казахстана отметили, что в этом году на соревнованиях во Франции сборная наших школьников вошла в тройку призеров.

У меня, автора этого текста, спортивный бэкграунд и знаю, что многих ребят приметили именно учителя физкультуры на школьных соревнованиях. Мои тренеры рассказывали, что раньше они даже ходили по школам, посещали уроки и высматривали талантливых детей, а вот в последние годы посторонних в школы пускать перестали. Получается, вся надежда остается на внимательных к детям учителей физкультуры, которые заметят, раскроют потенциал и передадут тренерам будущих чемпионов.

А если саботировать качество уроков физической культуры в школах, то о развитии детского спорта говорить трудно. Складывается впечатление, что министерство просвещения и министерство культуры и спорта плохо взаимодействуют друг с другом, раз одно, по сути, мешает выполнению задач другого.

Может быть в таких непродуманных решениях и кроется одна из причин провалов на Олимпийских Играх? Но насколько известно, решение господина Аймагамбетова не смутило господина Абаева.