Вне закона: как имя «Назарбаев Университету» помогло империей стать

Курманов Байтас

Нет-нет, но имена бывших болашаковцев мелькают на казахстанском трудовом рынке – кто-то из них даже министром служил, кто-то бизнес покорял. Сложнее с выпускниками «Назарбаев Университета» - где они – тайна за семью печатями. Собственно, о «самом-самом» отечественном вузе информация тоже стала просачиваться не так давно. Ulysmedia.kz уже несколько месяцев пытается разобраться, во что превратилась мечта первого президента страны, которую так лелеяли и оберегали, что не только дали денег, но и поставили вне закона.

Коллаж Ulysmedia

На образование даже имени не жалко

Сколько воды утекло с тех пор, когда Нурсултан Назарбаев позволил своей мечте новой системы образования дать своё имя. А тогда, кстати, ещё не было памятников, площадей и улиц в его честь. Далеко глядел первый президент 12 лет назад, а может быть уже тогда знал, что университет и школы его имени должны превратиться в финансовую империю?

     - Мы хотели, чтобы это был лучший казахстанский ВУЗ. ВУЗ - лидер с новой ментальностью, который бы стал прообразом казахстанской высшей школы XXI века. Так появился этот уникальный Университет, которому я согласился дать свое имя, - заявлял Нурсултан Назарбаев.

Что хотели на самом деле

Насколько «Назарбаев Университет» оправдал ожидания Елбасы, оценить сложно – его дипломы получили чуть более 5 тысяч выпускников. Где они трудятся не известно, скорее всего построенный и функционирующий за бюджетные миллиарды вуз для них стал трамплином для удачной зарубежной карьеры. Чуть более десятка лет «Назарбаев Университету» прочили стать этаким центром притяжения для талантливой молодежи из других стран. Согласно официальной информации вуза, в сентябре 2021 года среди 6 466 студентов всего 163 нерезиденты Казахстана, или всего 2,5%.

Опять скандал

Неожиданно Казахстан, благодаря «Назарбаев Университету» опять оказался в центре мирового информационного скандала. На этот раз интерес к вузу подогрело немецкое издание DW. На сайте появилось интервью одного из бывших преподавателей - профессора из Нидерландов, который заявил, что его отстранили от преподавания в ведущем вузе Казахстана из-за вмешательства российского посольства.

    - Я думал, что если я не критикую президента страны Нурсултана Назарбаева, то все будет окей, - объяснил Марсель де Хаас журналисту издания своё решение отправиться в Астану на преподавательскую работу в элитном казахстанском вузе.

Но неприятности всё-таки стороной его не обошли. Сейчас Марсель де Хаас обвиняет ректора университета в том, что контракт с ним расторгли по политическим мотивам - из-за лекции на тему российско-украинского конфликта. Он считает, что вуз оказался не способен сохранить свою независимость, подчинившись давлению из Москвы.

- Я, кажется, недооценил, как велико окажется российские влияние, - говорит де Хаас.

А начались проблемы, когда преподаватель Хаас - отставной офицер НАТО, предложил в качестве темы для студенческих дебатов конфликт между Россией и Украиной.

Как преподаватель расследование провёл

Как сейчас вспоминает Хаас, руководство вуза ссылаясь на то, что тема слишком «чувствительная» дебаты запретило. Как позже выяснил профессор, ректорат получил письмо атташе по вопросам обороны при посольстве РФ Руслана Кузнецова. Как раз он в этом послании и предостерег «Назарбаев Университет» от "сомнительного курса лекций на несуществующую тему".

Кузнецов в письме назвал лекции де Хааса "фальшивкой", которые не следует "допускать к умам ваших студентов", потому что кризис на Украине "является следствием стремления США посредством технологии "цветных революций" вывести Киев из сферы российского влияния, нарушить сложившийся порядок обеспечения стран Европы энергоносителями".

Тогда же в университете пытались воззвать профессора к разуму и убеждали заниматься не "украинской", а другими темами:

- Подумайте о Казахстане, ведь вы работаете в университете, основанном президентом страны, - предлагали Хаасу.

Сам профессор уверен, что Москве давно не нравилась его позиция, еще со времен российско-грузинской войны 2008 года, которую он критиковал.
Всё это, по мнению Хааса, совершенно не соответствует высоким стандартам академических свобод, которые для себя избрал. Его несколько удивило и то, что он тоже неожиданно перестал соответствовать требованиям самого вуза. Один из аргументов руководства, которое решило избавиться от строптивого преподавателя, - нехватка работы по его профилю.

 - Это смешно: два года назад меня брали, и работы было много. А теперь ее якобы нет, - возмутился де Хаас и пригрозил судебным разбирательством.

Ректор и банкир Шигео Катсу

Позже на конфликт отреагировал и сам Шигео Катсу - ректор университета имени Назарбаева. Он назвал обвинения профессора "совершенно необоснованными", признал, что университет отказал провести "некое публичное мероприятие в 2014 году", заметил, что он не пытался задавить критические высказывания в адрес российского правительства.

    - Решение отменить мероприятие было связано с заботой о безопасности студентов и целесообразностью самого мероприятия, - объяснил Катсу.

На весь мир Катсу прославился после «албанского ЧП», когда Всемирный банк, где он работал до 2010 года не без участия Шигео Катсу снёс маленькую деревню в Албании. Людям не повезло родиться и жить на побережье Адриатического моря. Несмотря на скандал, жителей выселили, населённый пункт снесли, а Катсу уволили.

Казалось бы, этот бэкграунд должен был вообще остановить его карьеру, но приглянулся он Назарбаеву. Кто свёл президента страны и оскандалившегося менеджера Всемирного банка – история умалчивает. Но, видимо, с построением образовательной системы, которая превратилась в империю, Катсу справился на «5» с плюсом. Сейчас он уже не только ректор, но и банкир – в 2019 возглавил совет директоров Jusan bank.

Патрон ушёл, но велел университет не трогать

Но, несмотря на такую не далеко бедность, «Назарбаев Университет» регулярно получает деньги от государства. К примеру, на 2022 год из казны вуз должен получить в общей сложности 4,2 млрд тенге по линии образования, ещё более 600 млн – по линии здравоохранения. Ещё известно, что может быть подписано постановление, по которому финансировать начинания вуза будет «Самрук-Казына». В прошлом году, Фонд выделил деньги на «развитие Высшей школы бизнеса и привлечение высококвалифицированных ученых международного уровня», до этого - на строительство Национального центра экстренной медицины в Астане на 200 коек и национального научного центра инфекционных болезней в Алматы на 350 коек.

Лояльность не иссякает

И сегодня на вопрос нашего корреспондента о конфликте интересов страны и «Назарбаев Университета», министр науки и высшего образования Саят Нурбек опять подчеркнул, что вуз в системе образования Казахстана стоит особняком и позиции эти менять не собирается.

    - Конфликт интересов не в нашей компетенции рассматривать. По академическим вопросам «Назарбаев Университет» регулируется отдельным своим законом, конституционным законом в автономных организациях образования. Поэтому в рамках этого закона мы с ними выстраиваем диалог. Любые другие вопросы – это уже компетенция высшего попечительского совета «Назарбаев Университета», - сказал Нурбек.

12 лет, имя и сотни миллиардов не помогли «Назарбаев Университету» покорить образовательный олимп – в топ мировых университетов он так и не вошёл. Поможет ли лояльность нового министра устоять дорогому монстру казахстанского просвещения пока неизвестно. Удивляет только, что господина Нурбека не особенно волнуют пятна скандалов на репутации не только вуза с громким именем, но и всего Казахстана.