4 января 2023 года президент назначил Марата Карабаева новым министром индустрии и инфраструктурного развития. Его предшественник, Каирбек Ускенбаев, пробыл на этой должности чуть меньше года. Корреспондент Ulyamedia.kz разбирался, с чем связана очередная перестановка в кабинете министров и сможет ли Карабаев изменить критическую ситуацию с теплосетями?
С понедельника точно начнём
20 декабря уже прошлого года на заседании правительства в очередной раз обсуждалось состояние теплосетей и объектов энергетики. Тогда ещё министр Ускенбаев заявил, что из 12.1 тыс. километров тепловых сетей, 6.7 тысяч требуют замены. При этом, по его словам, средний износ сетей составляет 53 %, а с 2015 по 2022 годы было построено и отремонтировано 3 546 километров сетей. На эти нужды с помощью механизмов бюджетного кредита и субсидирования выделено 295 млрд тенге.
Все бы ничего, если бы не несколько «но». Примерно за неделю до этого заседания, бывший министр говорил, что с 2023 по 2037 годы планируется провести масштабную модернизацию тепловых сетей. На первом этапе, который будет длиться до 2030 года, заменят тепловые сети с износом более 75 процентов, их протяженность составляет 1.6 тыс. километров. По словам Ускенбаева, на реализацию первого этапа проекта потребуется 538 млрд тенге. Второй и вовсе потребует 1.2 трлн тенге.
При этом, согласно программе «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы, которая была утверждена правительством 31 декабря 2019 года, к 2025 году снижение износа сетей водо- и теплоснабжения, а также водоотведения должно было достигнуть уровня в 47 процентов. Из документа не ясно, это среднее число по всем сетям или каждая из них должна быть изношена меньше половины. Так или иначе, вопрос сетей, тех или иных, стоит не первый и даже не 31-й день.
Из всего этого можно сделать простой вывод, что к 2030 году будет модернизировано только около полутора тысяч километров самых изношенных сетей, что практически в два раза меньше, чем было сделано с 2015 по 2022 годы, а потребуется на это почти в два раза больше денег. Вряд ли такое соотношение сильно обрадовало главу государства, который только недавно во всеуслышание заявлял об инновациях и модернизации.
Последний гвоздь в крышку гроба вбил премьер-министр Алихан Смаилов.
- Нужно принять самые активные меры по стабилизации систем теплоснабжения и других инженерных сетей, откладывать нельзя ни на один день.
14 лет, почти два триллиона тенге, чтобы провести модернизацию одних только теплосетей с износом более 50 процентов? Стоит полагать, такой расклад, озвученный бывшим министром Ускенбаевым, не слишком устраивал правительство.
Особенно на фоне участившихся технологических аварий, которых только к концу ноября 2022 года было выявлено около 26, из них две на автономных котельных (в Акмолинской и Алматинской областях) и 11 на сетях теплоснабжения, очередные обещания Ускенбаева по замене сетей, признаемся откровенно, выглядят не слишком убедительно. Нельзя не обратить внимание и на занимательную статистику аварий, абсолютный рекордсмен – Карагандинская область, целых семь раз с начала отопительного сезона 2022 - 2023, а в Жетысуской, Павлодарской, Астане и Алматы – по одной аварии.
Все это заставляет усомниться в успехах теперь уже бывшего министра Ускенбаева.
Не легка министра ноша
Согласно официальной информации, Ускенбаев с 1982 по 1991 годы работал в органах внутренних дел. Какую должность он там занимал, неизвестно. Путь в сильные мира сего он начал в Акмолинской городской администрации, где заведовал отделом коммунальной собственности. За свою карьеру чиновника он успел поработать в разных министерствах, но с 2018 года продолжил карьеру в министерстве индустрии и инфраструктурного развития, которое и возглавил в 2022 году.
В свою очередь 35-ти летний Марат Карабаев не может похвастаться образованием высшей школы МВД СССР, диплом которой есть у Ускенбаева, зато в 2010 году он с отличием окончил университет в Великобритании по специальности «Производственно-системная инженерия».
С 2011 года Карабаев работал в различных государственных структурах, занимая в основном руководящие должности. Второе высшее образование он получил уже в Казахстане, закончив в 2015 году Таразский государственный университет им. Дулати М.Х. по специальности «Экономика». С июля 2021 года занимал пост вице-министра индустрии и инфраструктурного развития.
Сложно сказать, получится ли у Марата Каримжановича оправдать возложенные на него высокие надежды, ведь проблема с сетями стоит в повестке давно. Тем более, что министерство индустрии ответственно не только за них. Остается надеяться, что молодой и хорошо образованный министр, сможет справиться с этой задачей лучше, чем выходец из внутренних органов.