Эксперты тоже запутались: что не так с легализацией авто в Казахстане

Ulysmedia

Президент Токаев в своем послании народу Казахстана 1 сентября заявил о легализации иностранных авто с установленным сбором в 200 000 тенге. Соответствующие поправки были внесены в Налоговый кодекс, закон должен был вступить в силу 1 января 2023 года. Корреспондент Ulysmedia.kz попытался выяснить, как решатся в стране многолетнюю проблему, но в результате узнал, что правительство опять организовало проблемы, из-за которых вообще неизвестно, когда будет выполнено требование президента и начнется долгожданная легализация.

Коллаж Ulysmedia

Право руля

А началась заварушка там, где и не ждали – погоду опять сделали праворульные автомобили. Не успели чиновники начать обещанную легализацию, как 26 декабря сенатор Нурлан Бекназаров обратил внимание на небольшую проблему. По его версии, узаконить автомобили в Казахстане будет невозможно из-за запрета на регистрацию автомобилей с правым рулем, хотя многие граждане ввезли в страну именно такие машины.

Что делать и кто виноват? Сенаторы отреагировали молниеносно -  внесли поправки в действующее законодательство, а конкретно, в закон «О дорожном движении». А председатель комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев тут же заявил, что «этот вопрос уже решен» и праворульные автомобили будут внесены в программу разовой легализации. Сейчас таких машин около 20 тысяч, - объяснил Султанбаев.

И все бы ничего, если не смотреть на остальные поправки в этот закон, которые 30 декабря подписал президент Токаев.

Одна машина на две страны

В результате получили закон, в котором статьи противоречат сами себе. Например, в первом пункте статьи 67 закона «О дорожном движении», говорится, что теперь нельзя легализовать машину, если она не была снята с учета в государстве, в котором проводилась последняя регистрация. Кажется, всё правильно, однако, уже в пункте 1-2 все это положение отменяется. Из него выходит, что если машина стоит на учете, допустим, в Армении или России, проще говоря, государствах-членах Евразийского экономического союза, то вы можете спокойно регистрировать ее в Казахстане.

Пункт 1-2 говорит, что положения предыдущих пунктов 1 и 1-1 «не распространяются на транспортные средства, выпущенные в обращение в государствах-членах Евразийского экономического союза». То есть, если машина была ввезена в Казахстан до 1 сентября и при этом не снята с учета в стране, входящей в Евразийский союз, то у вас не возникнет проблем с её легализацией, подтвердил Ulysmedia.kz юрист Сергей Уткин.

Такие юридические коллизии могут ввели в замешательство и других экспертов. К примеру, Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза утверждает, что машину поставить на учет сразу в двух государствах никак нельзя.

Впрочем, Сергей Уткин не нашел в этом повода для критики правительства.

    - Ну прошлепали, ну бывает, мелочи жизни, - говорит юрист.

Хотя, по его мнению, это неправильно - всё же автомобиль должен сниматься с учета перед регистрацией в Казахстане.

    - Государства должны между собой договориться, иначе это бардак будет, - убеждён Уткин.

К слову, сумма сбора в 200 000 тенге за легализацию авто будет действовать только для тех авто, что были сняты с учёта в государстве, где осуществлялась последняя регистрация. Разобраться, как это будет работать на практике, не представляется возможным.

Еще более сложно сказать, когда всё же будет запущена обещанная легализация. Поправки вступают в силу с 12 января, о чём говорится в тексте закона «О дорожном движении». А тут масла в огонь подлил комитет административной полиции МВД РК, который 4 января выпустил новый проект с условиями и сроками применения ставки сбора за первичную регистрацию. Обсуждать его планируют до 18 января, а когда утвердят и подпишут – неизвестно.

Стоит отметить, что проблема регистрации иностранных автомобилей в Казахстане возникла не вчера. Её пик пришелся на 2016 год, когда в Казахстане для поддержки отечественного автопрома ввели новые сборы – утилизационный и за первичную регистрацию, однако на деле мера сработала с точностью до наоборот, казахстанцы ринулись в Россию, Армению и Грузию для покупки машин, которые стоили в разы дешевле, чем на родине, и привозя их в Казахстан, всё равно не ставили на учёт. Дело в том, что стоило это удовольствие до нескольких миллионов тенге.

Большинство автомобилей, ввезенных в Казахстан до 1 сентября 2022 года, состоят на учёте в России. Их число составляет примерно 260 тысяч. Если все они будут официально стоять на учете в двух странах, то небольшая сложность, на которую обратил внимание сенатор Бекназаров, быстро превратится в большую проблему.