Почему говорим о Казахстане новом, жить продолжаем в старом? Почему с трибун звучат красивые лозунги о Казахстане справедливом, а власть действует старыми рейдерскими методами? На эти вопросы пытается найти ответ один из отечественных предпринимателей, который более 10 лет ждал, когда в Казахстане отменят могущество одной семьи. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, почему в нашей стране власть меняется, а «рейдерство» остаётся.
Семья против
Хотя разобраться в этой детективной истории и понять, что происходит на АЗТМ, журналисты пытаются уже второй десяток лет. Началась она в далёком 2009-м, когда казахстанский бизнесмен Эдгар Салдузи решил приобрести флагман отечественного машиностроения. Но бороться ему пришлось не только за производственные показатели и прибыль – собственность стала настоящей угрозой его жизни.
Предприниматель разработал стратегию оздоровления предприятия и договорился с потенциальными партнёрами, которые готовы были инвестировать и даже дать денег взаймы. Дело оставалось за малым – договориться о продаже с владельцем АЗТМ.
Болат Назарбаев, который на тот момент и был хозяином завода, после серии переговоров согласился на сделку и стороны ударили по рукам - АЗТМ перешёл в собственность Салдузи.
Амбиции – это ещё не возможности
История на этом могла бы закончиться, но для нового хозяина она только начиналась. Не прошло и года после покупки предприятия как в адрес нового владельца АЗТМ поступило предложения вернуть завод семье прежнего собственника. Оказалось, что супруга Болата Абишевича, широко известная в определённых кругах Майра Курмангалиева посчитала, что со сделкой явно «продешевили» и решила во что бы то ни стало вернуть предприятие. Вот только деньги возвращать она не собиралась.
Когда Эдгар Салдузи от предложения отказался - на него посыпались угрозы. Предприниматель решил, что на его стороне закон, и ступил на тропу войны с членом главной казахстанской семьи - всемогущей Майрой.
Её действия были как в 90-е – подделка документов и рейдерский захват предприятия. Однако, пройдя судебные тяжбы, даже в «старом Казахстане» Эдгару Салдузи удалось одержать победу. Суд определил его законным собственником АЗТМ.
Сопротивление противопоказано
Но праздновать победу было рано – очень скоро Эдгара Салдузи оказался в изоляторе временного содержания, где под давлением и угрозами уголовного преследования его вынудили переписать завод в пользу третьих лиц.
Казалось бы, в этой истории можно было ставить точку, но злоключения бизнесмена не закончились. Хозяева жизни решили у непокорного предпринимателя сначала всё забрать, а потом и ликвидировать.
В августе 2010 года Салдузи похищают. Неизвестные угрожают ему расправой, требуя отдать все деньги, движимое и недвижимое имущество. Салдузи пытается договориться с исполнителями заказа и обещает заплатить похитителям больше, чем организаторы. И только через 43 дня спецслужбы Казахстана проводят громкую спецоперацию и освобождают бизнесмена.
Чтобы другие боялись
Все эти подробности не засекречены, кто только не писал о рейдерском захвате АЗТМ, о судебных тяжбах, о похищении и о преступных возможностях бывшей жены младшего брата первого президента. Но то, что происходило после 43-дневного заточения Эдгара Салдузи, которое едва не стоило ему жизни, известно мало.
К слову, тогда за кадром остались имена виновных в похищении бизнесмена – историю, как говорится, «замяли». А АЗТМ опять оказался в руках Майры Курмангалиевой.
А Эдгар Салдузи лишился не только завода и денег, которые в него вложил, но и остался должен своим кредиторам. Однако, есть повод радоваться – ему ведь были «дарованы» жизнь и свобода - что в общем-то для старого Казахстана не так уж и мало.
Развод и девичья фамилия
Все это время Эдгар Салдузи не терял надежды, что однажды справедливость всё-таки восторжествует и он вернет то, что принадлежит ему по праву.
Шло время. Болат Назарбаев с Майрой развёлся, она утратила своё влияние, а АЗТМ перешёл в собственность к сыну – Нурболу Назарбаеву.
В 2021 году, через 11 лет после своей неудачной попытки стать хозяином флагмана казахстанской промышленности, Салдузи опять обращается со своими предложениями по развитию завода к уже новому собственнику АЗТМ. Удивительно, но договориться удалось - Салдузи выплачивает Нурболу Назарбаеву около 8 млрд тенге, принимает на себя обязательство вложить все силы в развитие совместного предприятия и получает долю в 50 %.
Когда объявили справедливость
Но проходит всего несколько месяцев и наступает «Қантар». В стране все меняется. Старые «хозяева жизни» оказываются не у дел. Президент Токаев берет курс на построение «Справедливого Казахстана». Эдгар Салдузи с воодушевлением встречает «Новый Казахстан» в надежде, что ему вернут всю собственность. Он включает свои деловые связи в СНГ, Прибалтике и Ближнем Востоке, призывая своих партнеров инвестировать в Казахстан. Но неожиданно предприниматель снова становится жертвой рейдерства. На этот раз уже при участии алматинской прокуратуры и местного акимата.
Под предлогом «наведения порядка» и установления законности, прокуратура Алматы направляет представление в местные органы власти с требованием принять меры по передаче АЗТМ в государственную собственность. Забрать хотят не только акции Нурбола Назарбаева, но и Эдгара Салдузи.
Получается в 2010-м Салдузи теряет собственность в результате рейдерских действий Майры Курмангалиевой, а теперь может снова её потерять, но уже из-за действий государственных структур.
Семью отменили, а понятия оставили
В старом Казахстане не считались ни с Конституцией, ни с понятием частной собственности, создается ощущение, что и в «Новом Казахстане» все пока остается по-прежнему.
Цели прокуратуры и акимата на первый взгляд кажутся понятными. С одной стороны, можно отчитаться наверх об ещё одном успешном мероприятии по возврату активов «семьи». А с другой, прихватить земельные участки АЗТМ. Предприятие потом можно будет закрыть под предлогом защиты экологии, а земли раздать «своим». Так это или нет, покажет время. Пока же очевидно одно – справедливости алматинский бизнесмен Салдузи как не видел в Старом Казахстане, так пока не видит и в Новом. О каких иностранных инвестиция может идти речь, если мы не можем защитить от рейдерства даже отечественных бизнесменов? Какой сигнал получит бизнес, если чиновники все-таки отберут собственность у Салдузи?
Эдгар Салдузи, который пережил рейдерские захваты, побывал в плену и в полицейском изоляторе, сдаваться не собирается – он согласился дать интервью на YouTube канале Ulysmedia.kz и объяснить свою версию происходящего.