Конфликты в мире за контроль над водными ресурсами предсказывались еще несколько десятилетий назад. Центрально-азиатский регион, в силу демографических, экономических и климатических причин, был очевидным «претендентом» на то, чтобы столкнуться с этой проблемой в числе первых, и уже несколько лет, как они стали реальностью. Корреспондент Ulysmedia.kz пытался выяснить, что спасёт Центральную Азию от безводья и социальных потрясений.
В борьбе за воду
Чтобы убедиться в растущей актуальности этой проблематики, вспомним: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан сумели решить задачи межгосударственного разграничения, если и не без конфликтов, то, за редким исключением без крови. А на таджикско-кыргызской границе периодически вспыхивают настоящие бои. Одна из главных причин – доступ к воде. И, к сожалению тот факт, что в других регионах Центральной Азии нет подобных историй, не говорит, что их, в принципе, не может быть никогда. Климат становится всё суше, а население – всё многочисленнее. Власти стран региона должны были давно начать совместно изучать проблему водоснабжения, и, особенно, её потенциальной конфликтогенности. Увы, как это часто бывает в наших широтах, и в решении этой задачи время упускается…
Пока правительства думают
Взялись за проблему НПО, в их числе международная организация International Alert в Кыргызстане и Таджикистане в партнёрстве с казахстанской ассоциацией АРГО запустили проект «Региональный конструктивный диалог по изменению климата в Центральной Азии». Группа экспертов из Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана в рамках проекта проводит анализ ключевых проблем окружающей среды и динамики конфликтов в приграничных районах. Планируется обучение и поддержка местных инициатив приграничных сообществ стран региона по адаптации к изменению климата и предотвращению конфликтов, усиление деятельности существующих малых бассейновых советов вдоль кыргызско-казахской границы.
Главное начать
Возможности неправительственных организаций, конечно, не позволяют провести изучение всего огромного региона, но значительная его часть попала в рамки исследования «Влияние изменения климата на динамику конфликтов в бассейнах трансграничных рек Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана». Уже изучены приграничные территории в Алматинской и Жамбылской областях Казахстана, Баткенской, Таласской и Чуйской – в Кыргызстане и Согдийской - в Таджикистане. Как сказано в преамбуле исследования, оно основывалось на предположениях, что «в современных условиях изменение климата и ухудшение экологических факторов становится важнейшим драйвером потенциальных конфликтов, поскольку это приводит к сокращению природных ресурсов для сельского хозяйства и обострению конкуренции.
При этом, утверждают исследователи, нарастание напряженностей может происходить на разных уровнях, включая отношения между государствами, приграничными сообществами, а также внутри сообществ… Фокусом полевых исследований было выявление участков с потенциальной напряженностью, связанной с климатическими и экологическими факторами жизнедеятельности».
Как делят воду
В казахстанско-кыргызском приграничье эксперты выявили несколько участков, где сельчане живут в постоянных спорах с соседями из-за нехватки воды для ведения своего хозяйства. Бывали уже и прецеденты: в 2012 и 2013 годах случались приграничные конфликты на реках Аспара и Коксай.
Примирить людей тогда удалось с помощью народной дипломатии, созданием переговорной площадки - Малого бассейнового совета по реке Аспара. Положительную роль сыграла автоматизация учёта, которая сняла подозрения у местного населения по поводу несправедливого водораздела на границе. Кстати, отмечают исследователи, именно недостаток знаний и информации и не только у населения, но и в экспертном сообществе, о том, кого можно считать наиболее пострадавшей стороной, серьезно эту проблему усугубляет.
Вода и энергетика
Вот одна из цитат из исследования, слова казахстанского эксперта, характеризующие взаимозависимость всех стран региона в этом вопросе и его теснейшую переплетённость с энергетической проблематикой.
- Конфликты случаются каждый год. Потому что Казахстан расположен в самых низовьях. Мы договариваемся с Таджикистаном, что мы поставим им то, что им нужно, а они сбросят необходимый нам объём воды - такое происходит каждый год. Сброс воды идет через Узбекистан (по Сырдарье), и он берет из этого объёма воды столько, сколько ему нужно. По Чу-Таласу тоже, но уже между Казахстаном и Кыргызстаном. Проблемы заключаются в том, что странам нужно тепло зимой.
А вот конкретный пример драматической ситуации прошлого года. В Казахстане она запомнилась массовым падежом скота из-за дефицита воды и кормов в Мангистауской области, но водные эксцессы были не только у нас.
Орто-Токойское водохранилище на границе Нарынской и Иссык-Кульской областей Кыргызстана, из которого вода поступает на территорию Казахстана по бассейну реки Чу.
- В августе 2021 года было «сработано до мертвого объема» и функционировало в живом проточном режиме: сколько воды поступало с гор, столько и отправлялось на полив. А оно не маленькое, по объёму - 470 млн м³, - говорят учёные.
Перспективы
Они, при любой природной динамике, проблемны - в той или иной мере, конфликтов между соседними странами не избежать. Вот ещё один фрагмент из исследования.
- Если строительство новых водохранилищ, бассейнов суточного регулирования, а также новых обводных каналов на территории Кыргызстана состоится, это может означать, что скорее всего подача воды Казахстану по реке Шу будет ещё более ограничена не только в вегетационный, но и в невегетационный период.
Усугубляет проблему и то, что фермеры во всех трёх странах продолжают выращивать традиционные для них влаголюбивые культуры, например, овощи, вместо того, чтобы перейти на менее водозатратные злаковые, например, на пшеницу.
Но в исследовании есть и очень скромная оптимистическая нота. Если изменить административный подход к этой проблематике, улучшить менеджмент, то её остроту можно сгладить.
- Основные причины напряженности — это плохое распределение воды, плохое руководство и отсутствие работы с местным населением. Изменение климата усугубит ситуацию, но основная причина — плохой менеджмент. Если координировать людей с обеих сторон, то в будущем они будут готовы к возникновению рисков в результате изменения климата и адаптироваться к этому, - утверждают эксперты по безопасности Таджикистана.
Спасёт диалог
Учитывая, насколько эта тема для стран Центральной Азии жизненно важна и потенциально взрывоопасна, можно с большой долей уверенности предполагать, что эти пожелания таджикского эксперта, рано или поздно, будут реализованы. Но надо, чтобы это произошло быстрее, а оперативность и эффективность, как известно, не в числе политико-административных добродетелей в наших краях. Но пока можно выполнить, хотя бы некоторые из рекомендаций исследования.
Например, правительству РК повысить статус национальных бассейновых советов до статуса общественных советов в части исполнения рекомендаций, сделать их обязательными к исполнению в рамках существующего правового поля, а исполнительные органы законодательно обязать обосновывать неисполнение рекомендаций бассейновых советов. А всем трём странам рекомендовать продвигать трансграничный диалог на основе использования инструментов трансграничных консультаций, доступа к информации и проведения общественных слушаний. А ещё нужно продолжать работу диалоговой группы, чтобы привлечь внимание лиц, принимающих решения.