Казахстан в этом году в полной мере ощутил, что такое военные действия. С самого начала январских событий высказывалась версия о том, что толпой руководили приверженцы деструктивных религиозных течений. Но как понять – у кого вера праведная, а у кого нет? И как защитить людей от религиозных фанатиков? Корреспондент Ulysmedia.kz в кулуарах VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий выяснял, что по этому поводу думают делегаты.
Духовные лидеры всех мировых конфессий регулярно подчеркивают – их вера зиждется исключительно на любви, терпимости и великодушии. Однако история знает немало случаев, когда люди убивали друг друга в попытке доказать, что именно их Бог самый настоящий, а вера – самая правильная.
Если говорить о Казахстане и Центральной Азии, эксперты отмечают рост радикализации ислама в последние десятилетия. Каждая из стран борется с этим по-своему. Но есть ли универсальные рецепты?
- Ислам очень поддерживает образование. В Коране написано об этом более 100 аятов. Поэтому мы считаем образование одним из главных способов борьбы с деструктивными течениями. Но образование должно идти рука об руку с религиозным просвещением, - говорит верховный муфтий, председатель духовного управления мусульман Кыргызстана Замир кажы Ракиев.
Похожего мнения придерживается и министр вакуфов Арабской республики Египет Мухаммед Мухтар Джума. Но он подчеркивает – государство должно контролировать и быть в курсе, где граждане черпают религиозную информацию.
- Ислам – это религия искусства жизни, а не религия искусства смерти. Для этой религии есть верховенство власти и законов государства. А государство должно быть сильным и руководить созданием религиозных организаций. Поэтому и человек должен получать информацию только от известных государству организаций, а не от тех, что работают подпольно или под прикрытием.
А вице-президент академии наук Узбекистана Бахром Абдухалимов напомнил, что свобода вероисповедания прописана в Конституции каждой из Центрально-Азиатских стран. Стало быть, запретить людям верить в то, во что они хотят и так, как они считают нужным – не совсем правильно.
- Запрет – это крайняя мера. Во всех наших Конституциях прописана свобода вероисповедания. Но есть категория людей, которые злоупотребляют этим. В таких случаях и нужно государственное регулирование, говорит он.
Бороться с радикализмом, считает ученый, надо только при помощи знаний.
- Необходимо воспитывать детей в духе толерантности. В нашем регионе особых проблем между религиями, если посмотреть в прошлое, никогда не было. И именно этому надо учить сейчас. Есть, конечно, небольшое количество людей, которые настроены радикально. Такая категория людей есть по всему миру, а не только в Центральной Азии. С ними надо разговаривать, возвращать их к канонам религии, - предлагает Бахром Абдухалимов.