Бумажное добрососедство: почему ОДКБ не замечает стрельбу на кыргызско-таджикской границе

Бисенбаев Асылбек

Так уж совпало, что очередное несчастье обрушилось на ОДКБ. Российские войска в Украине стремительно отступают. Белорусские власти крайне жестоко подавляют инакомыслие и заверяют, что к войне не имеют никакого отношения, хотя и предоставили территорию для российского вторжения. Армения заявляет об обстрелах своей территории азербайджанскими войсками, которые, в свою очередь доказывают обратное.

Обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев решил вспомнить прошлое, проанализировать настоящее и понять, чем грозит Казахстану военный конфликт в соседних странах.

Коллаж Ulysmedia

Кто кого

Как заявляет кыргызский МИД, таджикские пограничники вновь обстреляли кыргызских, а затем и ударили по населенным пунктам.  

      - Министерство иностранных дел Кыргызской Республики считает необходимым заявить, что расценивает события, произошедшие 14–17 сентября 2022 года на своей суверенной территории, как заранее спланированный вооруженный акт агрессии Республики Таджикистан в отношении нашего государства.

Иначе говоря, это уже не пограничный инцидент, а нечто большее. В столкновение вступили на только пограничники, но и таджикская армия, поскольку использовалась тяжелая техника, бои шли по всему периметру границы в двух районах Баткенской области, обстрелам подвергались не только пограничные селения, но и областной центр. Появилась информация и о том, что под огонь попали кыргызские пограничники в соседней Ошской области.

      - В результате бесчеловечных действий таджикской стороны по состоянию на 18 сентября 2022 года погибли 46 и пострадали 140 граждан Кыргызской Республики. Вынужденной эвакуации подвергнуто около 140 тысяч человек. Нанесен колоссальный материальный ущерб, - утверждают кыргызские власти.

В свою очередь МИД Таджикистана распространил аналогичное заявление, в котором обвиняет Кыргызстан в "акте вооруженной агрессии" и "открытии огня по всей линии границы". Здесь также считают, что в конфликте участвовали не только пограничники, но и формирования вооруженных сил Кыргызстана и даже «байрактары».

Причины

Это не первый вооруженный конфликт между двумя странами - союзниками по ОДКБ. За тридцать лет их было довольно много. С разной степенью напряженности десятки конфликтов вспыхивают практически ежегодно. Причин для этого множество.

До сих пор не урегулированы пограничные проблемы. Граница между Таджикистаном и Кыргызстаном проходит по густонаселенной и активно используемой в хозяйственном обороте Ферганской долине и составляет 970 километров. При этом 519 км границы так и не согласованы. Плотность населения в Ферганской долине составляет около 300 человек на кв км. Уже это создает многочисленные споры.

Межгосударственные комиссии имеют разный набор аргументов и используют разные карты для доказательства свой правоты. Сложность проблемы показывает и тот факт, что в пределах Баткенской области Кыргызстана насчитывается шесть анклавов разной величины. Четыре узбекских - Сох, Чон Кара-Калча, Шахимардан и Таш-Добо и два таджикских - Ворух и Кайраган.

Вулканирующие анклавы

На этот раз конфликт возник вокруг таджикского анклава Ворух. Его площадь составляет около 100 кв км с населением чуть больше 30 тысяч человек. Анклав на 95% населен таджиками и на 5% — кыргызами.

Граница в этом районе до сих пор полностью не делимитирована. Надо сказать, что аналогичная ситуация и вокруг всех остальных анклавов. Поэтому возникают споры вокруг источников воды, сельскохозяйственной земли, дорог, пастбищ, полезных ископаемых, а также сообщения с «материнским» государством. Жители могут изменить движение воды, выкопав новые каналы, при этом лишив воды соседей. Или объявить родник на спорной территории своим и лишить доступа к нему соседей. Идёт борьба за водозабор Торткульского водохранилища, который обеспечивает поливной водой значительное число хозяйств трех республик. Нужно отметить и рост населения, который приводит к ещё более ожесточённой борьбе за ресурсы.

Кроме того, влияют и даже совсем далёкие обстоятельства. Например, кыргызские власти закрыли дорогу Риштан-Сох.

     - На прошедших переговорах глава кыргызской делегации принёс свои извинения за этот случай. Так как Кыргызстан входит в ЕАЭС, он вынужден был закрыть эту дорогу. Сейчас и Узбекистан вступает в данное объединение в качестве наблюдателя. Но этот статус позволяет пользоваться всеми правами члена союза. Поэтому в первую очередь мы выдвинули Кыргызстану требование – как можно скорее открыть эту дорогу, - объяснял ситуацию премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов.

Власти предлагают самые разные пути решения проблем. В том числе и обмен территориями. Например, в прошлом году Камчыбек Ташиев, председатель КНБ Кыргызстана, сообщил, что по анклаву Ворух Кыргызстан передал два предложения Таджикистану.

     - Первое, мы на законном основании измерим границы анклава, и он больше не будет расти. Но мы дадим анклаву дорогу по своей территории только для пользования, чтобы они могли заехать. Второе ещё жестче — мы готовы обменять анклав Ворух. Если они нам оставят эту территорию анклава в 12 тыс. га, мы готовы дать 12 тыс. га в других районах Баткенской области. Мы даже передали перечень этих участков. Но пока таджикская сторона не ответила, - предлагал Ташиев.

Можно понять и таджикскую сторону. В случае обмена власти страны должны предоставить жителям Воруха дома, обустроить территорию, провести воду, электроэнергию, обеспечить связью и т. д. А для Таджикистана это весьма затратно.

В Самарканде промолчали

Конфликт начался во время саммита ШОС в Самарканде.  Напомню, что постоянные члены организации - Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Пакистан и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Афганистан, Беларусь и Монголия. Странами-партнерами стали Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. В самаркандском саммите участвовал президент России Владимир Путин.

Таким образом здесь присутствовали руководители и представители всех государств ОДКБ. Ничто не мешало провести экстренное заседание ОДКБ здесь же, в Самарканде. В том числе и с использованием видеосвязи для руководителей Беларуси и Армении. Но случилось то, что случилось. Вернее, ОДКБ предпочла промолчать. Президент РФ Путин не стал проявлять инициативу и показал, что единство организации в этом случае для него вовсе не имеет значения. Хотя во время январских событий в Казахстане, когда никакой внешней угрозы для страны не было, войска ОДКБ были введены без всякого промедления.

А это бездействие можно расценивать как прямое нарушение принятых обязательств.

     - Государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Они обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами, - утверждается в первой статье Договора о коллективной безопасности.

      - В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности, государства–участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам в целях устранения возникшей угрозы, - гласит вторая статья Договора.

Путин готов ждать

Оснований для такой позиции у Путина достаточно. Война в Украине и отступление под ударами ВСУ показали реальный потенциал российской армии. Появились сообщения о мобилизации в ЧВК заключенных, гастарбайтеров из других республик. Российские миротворцы вынуждены покидать зону армяно-азербайджанского конфликта в Карабахе. Санкции и экономическая блокада уже нанесли сильный удар по экономике.

На саммите ШОС Владимир Путин уже пребывал не как мировой лидер. Ему даже приходилось ожидать встречи с президентами других государств. Поэтому участие в ещё одной операции, даже миротворческой, для России скорее всего невозможно.
 
Заявление о гарантиях безопасности для Казахстана со стороны председателя КНР Си Цзиньпина также резко изменило позицию Путина в Центральной Азии. Планы строительства Китаем новых магистралей через ЦА в Европу и Индостан стали важным элементом формирования пояса безопасности для региона. Мало того, Китай призвал к установлению мира и стабильности.

Вода, земля, лидерство

Конфликты в Центральной Азии по большей части возникают из-за внутренних проблем. Это границы, водно-земельные споры, блокирование коммуникаций, борьба за ресурсы и многое другое. За годы независимости государства региона подписали множество соглашений о сотрудничестве в самых разных сферах, в том числе и в рамках ОДКБ, программы «Партнерство во имя мира», создавали миротворческий Центразбат, банки, спасали Арал и многое другое. Но полноценного сотрудничества так и не получилось. Мешало и негласное соперничество за лидерство между Казахстаном и Узбекистаном.

Государства даже соревнуются друг с другом в запуске даже экономически неэффективных проектов в погоне за пресловутым лидерством. В то же время соединение усилий позволило бы решить многие проблемы. Но для этого необходимо действовать сообща и применять политику взаимных уступок, координации действий, принимать совместные продуманные решения. Но для руководителей региона любая уступка в переговорах расценивается как поражение, а согласование действий с руководителями соседних государств – это уже показатель слабости.

Новая ситуация ставит вопрос о переходе от деклараций к реальному сотрудничеству в регионе. Тем более что в последние два года ЕАЭС показал свою полную несостоятельность. Международные санкции ещё более усугубили ситуацию. Более того, это объединение мешает экономическому сотрудничеству в Центральной Азии.

Пора договариваться

Безопасность должна иметь сильные экономические основания. Пока что в регионе существует гигантская безработица, бедность, экономическая и технологическая отсталость, коррупция, отсутствие полноценного взаимодействия граждан и государства, многочисленные нарушения гражданских прав. На этом фоне столкновения за сокращающиеся ресурсы будут возникать непрерывно. И эти столкновения могут перерасти в реальную войну. В начале 90-х годов прошлого века, на заре независимости, это были «кетменные» конфликты, когда крестьяне бились друг с другом за землю и воду. В дело вступали пограничники и всё заканчивалось очередным соглашением. Но теперь в ход идут тяжелое вооружение, «байрактары», армейские подразделения и техника. Серьезно расширилась и география. Теперь воюют не жители отдельных сёл, в конфликт вовлечены целые районы и даже области.

Поэтому, несмотря на усилия руководителей, столкновения могут быстро перейти в реальную войну с непредсказуемыми последствиями. Более того, эта война может быстро поглотить и другие страны, в том числе и Казахстан. Достаточно взглянуть на карту и становится ясно, насколько уязвимы границы.

К тому же и национальная пестрота региона в условиях войны может стать дополнительным материалом.

Настало время перехода от широко рекламируемых внешнеполитических акций, которые не дают реального эффекта к пусть даже малым, но эффективным шагам во внешней политике. Пора уже не соперничать, а договариваться…