Возврат активов – сегодня одна из самых популярных тем, которую эксплуатируют политики и медийщики. Говорить об этом модно, так как граждане не перестают надеяться, что как только процесс с возвратом пойдёт – страна сможет встать на ноги и, если не разбогатеть, то хотя бы вступить в какую-то более-менее стабильную фазу экономического развития. Первая ласточка прилетела весной – племянник первого президента Казахстана Кайрат Сатыбалды, правда находясь в застенках СИЗО, передал государству свою долю в национальной компании «Казахтелеком».
Корреспондент Ulysmedia.kz решила разобраться, что в результате этой добровольной акции Сатыбалды получили казахстанцы и, главное, как повлиял новый собственник в лице государства, на деятельность «Казахтелекома».
Неуважаемый «Казахтелеком»
К слову, поток жалоб на национального оператора связи не остановился, наоборот, клиенты, большинство из которых договор с «Казахтелекомом» подписали вынуждено, так как больше не с кем, жалуются на плохое качество связи, хамство сотрудников, задержки с оказанием услуг и их стоимость. По словам потребителей, национальный монополист требует плату даже за отключенные услуги - то есть, если вы захотите отказаться от услуг оператора раньше, чем прописано в договоре, то должны будете заплатить неустойку.
Что делать
Жаловаться в государственные структуры, - советует председатель правления Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская
- Наша Лига не принимает обращения, потому что у нас нет независимой экспертизы в этой сфере, а значит и доказательной базы для судебного иска. Мы не сможем доказать в суде, что «Казахтелеком» предоставляет некачественные услуги или цена не соответствует. Методики для экспертизы, оборудование, специалисты есть только у самого «Казахтелекома». Мы не раз обращалась в госорганы с запросом создать судебную госэкспертизу, но, судя по всему, никто ничего делать не хочет. Может, государство само сотрудничает с «Казахтелекомом», - признаётся в своём бессилии Романовская.
По её мнению, какие-то меры и только в некоторых случаях может предпринять Антимонопольный комитет, однако пока участие этого ведомства в наведении порядка в отрасли не наблюдается.
Передача активов – всего лишь красивый жест и политика
Экономист Арман Бейсембаев считает, что передача Сатыбалды своих активов государству, по большому счёту, ничего не значит – это политика.
- У него отобрали активы, вот и всё. Это формальная передача некоторых прав владения, банальная операция, которая не могла повлиять на работу компании. И я думаю, эти активы ещё найдут нового владельца. По сути, исчез акционер, который, как я полагаю, был номинальным – просто участвовал в капитале компании, но вряд ли в её работе и управлении. Скорее, он мог внести весомый голос на собрании акционеров – выплачивать или не выплачивать дивиденды, или прийти на заседание совета директоров. Сатыбалды - не талантливый бизнесмен и не гениальный менеджер - он просто принадлежал к определённому клану, - говорит Бейсембаев.
Если бы речь шла о частной компании с акционерным капиталом, которая конкурировала бы на рынке с другими, то передача активов имела бы совсем другое значение, убеждён экономист.
- Но «Казахтелеком» хоть и считается частной компанией, на самом деле на 80% принадлежит государству, и здесь нет речи об эффективности. Участие государства только ухудшает ситуацию – «Казахтелеком» может вообще ничего не делать, не зарабатывать, и все убытки закроет государство. Мотивации к развитию у компании нет, - уверен аналитик.
Хозяйствующее государство и олигополия
Какую же роль играет вхождение государства в крупные компании? Бейсембаев отмечает, что контроль активов, то есть денежных потоков – это инструмент власти. Кроме того, государству проще управлять огромной компанией, условно, с одним человеком во главе, чем контролировать 10-15 частных компаний.
- С точки зрения скорости и эффективности принятия решений - это работает, но на короткой дистанции, потом компании быстро деградируют, - объясняет свою версию Арман Бейсембаев.
По идее, говорит он, «Казахтелеком» должен быть во главе прогресса и развития - это же интернет, цифровизация и IT.
- А мы видим отсталую компанию с примитивным управлением, бумажной бюрократией и громоздкой структурой. Я сам уже полгода пытаюсь сменить тариф, но не могу этого сделать и не знаю, почему, - возмущается экономист.
Когда компания становится государственной, объясняет он, оттуда вымываются профессионалы, и на их место приходят всевозможные родственники.
- Я предполагаю, там сидит куча дармоедов, «болапашек» и «агашек», которые раз в месяц приходят получать зарплату. Вторая причина – олигополия на рынке телекоммуникаций с двумя крупнейшими компаниями – «Казахтелеком» и Билайн. Другие не могут с ними конкурировать. Да и эти две, скорее всего, не конкуренты – вероятно, они договорились о ценовой политике и разделе рынка, так всегда происходит при олигополиях. Людям деваться некуда, отсюда плохое качество и необоснованные цены.
Когда и суд рассудит
С точки зрения качества услуг, следует поработать с судебными прецедентами, нормативно-правовой базой и созданием независимой судебной экспертизы в разных сферах, - предлагает председатель Лиги потребителей Казахстана. Светлана Романовская рассказала, что в Англии, например, один госорган разрабатывает нормативно-правовую базу, другой следит, чтобы законы выполнялись. А судам только и остаётся – вынести справедливое решение.
- А у нас в судах жуткие нарушения. Мы, например, подавали иск в суд на энергетические напитки узбекского производства, потому что дата изготовления и реализации стирались, и проиграли! На первом заседании судья вынес решение на основе устаревшей декларации, на втором - аргументировал тем, что мы, якобы, относимся не к Лиге защиты прав потребителей, а к Ассоциации предприятий безупречного бизнеса. На видео, доказывающее нашу правоту никто и внимания не обратил! Если нет справедливых судебных решений, то предпринимателям нечего бояться, - делает вывод Романовская.
Как быть
Что касается олигополии на рынке и участия государства в крупных компаниях, экономист Арман Бейсембаев считает, что «Казахтелеком» надо «раздробить» на несколько компаний и уничтожить олигополию на рынке. Надо максимально честно и прозрачно провести аукционные торги, проследив, чтобы «куски» не достались всяким аффилированным лицам. За государством следует оставить лишь стратегические направления работы, например, отделение, которое займется интернетом в отдаленных селах и аулах.
- В городах же нет потребности в этом «монстре» - тут должна быть конкуренция среди десятков операторов. Благодаря этому государство и деньги получит, и проведёт демонополизацию, и частники смогут создавать конкурентную среду – предлагает свой вариант развития экономист.
Кстати, ещё в апреле министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин предложил демонополизировать группу компаний «Казахтелекома». Он тогда отметил, что национальный оператор занимает долю свыше 80% на рынке фиксированной связи и более 60% - на рынке мобильной связи. А совсем недавно председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Марат Омаров заявил, что уже до конца этого года одна из компаний может отделиться от «Казахтелекома».
Такое «дробление» - распространенная практика в мире. Например, в США в 1984 году телекоммуникационную компанию AT&T, которая была монополистом, решением суда разделили на несколько - T&T Long Lines разрешили оказывать услуги дальней связи, а другим 23 компаниям – предоставлять телефонную связь в локальных масштабах.
Судя по всему, «Кахахтелекому» всё же предстоит пройти через демонополизацию. Главное, чтобы процесс прошёл честно и прозрачно, и новые компании возглавили те, кто действительно будет болеть за качество услуг.