Сегодня будет оглашён судебный приговор блогеру и автору телеграм-канала Abzhan News Махамбету Абжану. Напомним, его обвиняют в вымогательстве и распространении заведомо ложной информации. Прокурор запросил 11 лет колонии особого режима. В связи с этим корреспондент Ulysmedia.kz решила вспомнить казахстанских журналистов, которые оказались за решеткой или погибли при странных обстоятельствах.
Профессия журналиста стабильно входит в десятку самых опасных в мире. «Акулам пера» во всём мире угрожают, шантажируют, запугивают и убивают. По данным организации «Репортёры без границ», в 2022 году в тюрьмы попали 553 журналиста, причем большинство из них были лишены свободы без суда. Что касается свободы прессы, Казахстан, конечно, не на последнем месте – нам не сравниться с аутсайдером рейтинга - Северной Кореей, но и далеко не на первом. По информации «Репортёров без границ», в прошлом году мы были на 122 месте из 180 стран - расположились между Бенином и Танзанией. Казахстанские журналисты не с чужих слов знают, что такое судебные иски, разглашение личных данных, нападения и даже похищения.
Издание Ulysmedia.kz и его главный редактор Самал Ибраева также неоднократно подвергались давлению – в прошлом году на сайт регулярно обрушивались DDoS-атаки, а совсем недавно его взломали и удалили все материалы. На главной странице были опубликованы личные данные семьи Ибраевой.
«Свежие» дела
Среди самых громких недавних арестов журналистов – Михаил Козачков. Его задержали в декабре по подозрению в пособничестве «преступной группе Коспаева» и в совершении рейдерских захватов. Коспаева называют помощником «главного» брата страны - Болата Назарбаева. Следователи утверждают, что Козачков получил «вознаграждение» от членов ОПГ в 52 млн тенге. Недавно суд продлил арест Михаила Козачкова до 18 марта.
В 2016 году председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева приговорили к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Ему инкриминировали мошенничество и уклонение от уплаты налогов. По этой же статье тогда же на пять лет отправили за решётку и его сына Асета. Следствие обвинило Сейтказы Матаева в том, что он похитил более 300 млн тенге, которые выделили комитет информатизации РК и "Казахтелеком" на кампанию по разъяснению госполитики Казахстана и размещение материалов на эту тему в печатных изданиях. Матаевых по УДО отпустили из колонии, а в 2022-м Верховный суд отменил приговор и полностью их реабилитировал «за отсутствием состава преступления».
В истории независимого Казахстана есть и не такие громкие аресты журналистов. Например, в прошлом году шеф-редактор русской службы новостей сайта «Кокшетау Азия» Нуржан Баймулдин получил 10 суток ареста за пост в соцсети с вопросами к президенту Токаеву. Пост был опубликован в период январских событий и был квалифицирован как действия, провоцирующие нарушение правопорядка в условиях ЧП.
Известный журналист «Уральской недели» Лукпан Ахмедьяров тоже не единожды попадал в камеру. Например, в 2009 его арестовали на пять суток за неуважение к суду, а в 2022-м, во время январских событий, Ахмедьяров «получил» 10 суток ареста за нарушение правил проведения митингов. Кстати, в профессиональной биографии Лукпана Ахмедьярова есть и покушение - в 2012 году он получил 8 ножевых и 3 огнестрельных ранения из травматического пистолета.
«Злостные рецидивисты»
Внештатный корреспондент казахстанских газет в Северо-Казахстанской области Вадим Курамшин был осужден в 2006 году за клевету и приговорен к почти четырем годам лишения свободы. Тогда владелец крестьянского хозяйства подал заявление на Курамшина в правоохранительные органы за статью о хозяйственном споре с сельскими жителями. Из тюрьмы журналист вышел по УДО и стал активистом и правозащитником, в частности, защищал права заключенных. В 2012 году его приговорили к году ограничения свободы за вымогательство. Но после выступления Курамшина на конференции ОБСЕ суд изменил наказание – его за решётку отправили на 12 лет. Отсидел он половину срока и вышел на свободу в 2018-м.
Бывший главный редактор газеты «Закон и правосудие» Токберген Абиев был осужден в мае 2008 года за взятку в 1600 долларов и 50 тысяч тенге сотруднику финансовой полиции за предоставление материалов, компрометирующих работников судебных органов. Он провёл в тюрьме 3 года. В 2018-м Абиев был осужден на год лишения свободы за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении. Тогда в сети было опубликовано видео, где Абиев в сауне вручает мужчине «корочку борца с коррупцией». В декабре 2022 в Антикоррупционной службе сообщили, что Токберген Абиев был задержан по подозрению в вымогательстве. По данным следствиям, он получил 50 млн тенге от предпринимателя, угрожая тому распространить в СМИ порочащие его сведения.
Редактора независимой газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова осудили в 2009 году на три года лишения свободы за незаконное приобретение и разглашение служебной тайны КНБ.
Кто погиб
По данным Press Emblem Campaign, в 2022 году в 29 странах погибли 115 журналистов. Казахстан в последние годы в смертельную статистику не попадал, однако на заре независимости, в 90-х и начале 2000-х, подозрительные, но не доказанные случаи были.
Журналист, редактор интернет-газеты "Навигатор" Асхат Шарипжанов погиб в 2004 году в результате ДТП. По официальной версии, в трагедии виновен некий Канат Калжанов. Но согласно альтернативной версии, эта смерть не была случайной. Дело в том, что Шарипжанов тесно работал с крупным политическим деятелем Заманбеком Нуркадиловым, который в то время выступал против действующей власти, а через год после смерти журналиста он и сам погиб при странных обстоятельствах.
В 2007 году журналист газеты «Закон и правосудие» Оралгайша Омаршанова пропала без вести. Тогда многие связывали её исчезновение с профессиональной деятельностью. И лишь в 2022 году следствием было доказано, что в смерти Омаршановой виновен криминальный авторитет, вор в законе Серик Джаманаев по кличке Серик Голова. Останки Омарашановой недавно были найдены.
Журналист Сакен Таужанов погиб в 2007 году – его сбил грузовик. По неофициальной версии, его смерть также связывают с профессиональной деятельностью.
Батырхан Даримбетов в начале 90-х был редактором газеты «Азат». Он погиб в 2005 году в результате ДТП, но обстоятельства этого происшествия глубоко не расследовали.
«Прессинг» журналистов – явление не новое и уже давно никого не удивляет. К слову, общество «аплодисментами» встретило из колонии Матаевых и благополучно забыло о тех, кто «состряпал» их уголовное дело, о тех, кто его расследовал и вершил «правосудие. Старший Матаев после колонии перенёс два инсульта, а те, кто его отправил за решётку, продолжают «вспахивать» казахстанское правоохранительное поле.
Сегодня профессиональное сообщество ждёт не только приговор Махамбету Абжану, но и надеется узнать, что всё-таки произошло с коллегой и почему следствие и суд по его делу прошли под грифом «секретно». Мы за справедливые суды, честные расследования и здоровую критику, но против неоправданных тайн, произвола и преследований.