Как поступить, если есть шанс получить, но нет возможности сохранить и приумножить? Конечно, нужно придумать лазейку, которая бы и закон не напрягала и выглядела бы прилично. Вот так и появились десятки фондов с именем Назарбаева. Пожалуй, самым богатым и щедрым был Фонд первого президента – непостижимым образом под его крышей оказались деньги, недвижимость и… СМИ.
Задолго до Jusan
Долгие годы Фондом первого президента руководила старшая дочь Нурсултана Назарбаева, она же с 90-х была собственником популярного телеканала КТК и ещё нескольких телеканалов и радиостанций. Медийная империя начала рушиться после того, как в опалу попал её муж и партнёр по бизнесу – Рахат Алиев. Тогда же, на тот момент их собственность, – аппаратно-студийный комплекс АСК 2 на Тимирязева и Желтоксан был передан под патронаж госкомимущества. Казалось бы, справедливость восторжествовала – главная государственная «кнопка» - телеканал «Хабар», который Дарига Нурсултановна уже продала государству, начал вещать из специализированного государственного здания. Однако, спустя время, «Хабар» из «дома с сосульками» выселили – здесь начался глобальный ремонт, после которого почему-то сюда должен был переехать частный канал КТК. А здание чудесным образом стало собственностью Фонда первого президента. Кто, когда, почему и за сколько передал АСК 2 Фонду или Назарбаевой – неизвестно. Но, когда случилось новоселье – уже никто не спрашивал каким образом и КТК, и АСК 2 – стали принадлежать Фонду.
Нам не рассказали
Спустя время, а точнее после январских событий, выяснилось, что здание опять вернули государству – но главным арендатором остался канал КТК, на небольшую территорию пустили «пожить» и «Хабар».
Информация о том, как и почему уже несколько раз поменяли собственника, сколько госказна потеряла или приобрела на этих закрытых сделках – осталась за кадром. А хотелось бы знать, по закону это делалось или Дарига Нурсултановна столкнулась с традиционным рейдерским способом, когда говорят – лучше отдай, а то хуже будет.
И хотя фонд первого президента растворился в истории, ситуацию, в которой он играл не последнюю роль, мы вспомнили в связи с набирающим обороты скандалом по Jusan банку.
Было ваше – стало нашим
Jusan - это тоже пример того, как можно не только получить и сохранить материальные ценности, но и приумножить.
Источник Ulysmedia.kz сообщает, что компания, призванная не допустить утечки активов началась весной прошлого года, когда совету директоров предложили рассмотреть предложение Шигео Катсу по увеличению числа членов этого совета. Катсу назвал и имена новых директоров - Роберт Армао (Robert Armao), Амитаба Мухержи (Amitabha Mukherjee) и Нурали Бектурганов (Nuraly Bekturganov).
Несколько человек предложение великого Катсу не только не поддержали, но и проголосовали против. В числе противников были Шамшидинова, Аюбаева и Саринжипов. В результате Шамшидинова и Аюбаева были вынуждены покинуть совет директоров фонда, а позже на заседании совета директоров Американского фонда было принято решение о включении Роберт Армао (Robert Armao), Амитаба Мухержи (Amitabha Mukherjee) и Нурали Бектурганов (Nuraly Bekturganov) в состав совета.
Чуть позже - в сентябре из совета исключили и Саринжипова. В результате над банком был потерян казахстанский контроль – его фактически «украли».
Редакция Ulysmedia.kz сообщала о расследовании группы журналистов OCCRP, которая выяснила, что образовательные фонды создали инвестиционный холдинг PioneerCapitalInvest и через него за 30 млн долларов купили казахстанский банк «Экспо Кредит». Кроме того, стало известно, что Pioneer Capital владеет контрольным пакетом акций АО FirstHeartlandSecurities, а самый известный его объект - JusanBank. Напомним, этот банк только недавно опубликовал аудированную отчетность за 2020 год. И по этим данным, банкиры выплатили себе вознаграждение с тех сумм, которые правительство выделяло на спасение финансового института.
По оценкам журналистов-расследователей OCCRP, активы PioneerCapital оцениваются в 7,8 млрд долларов. Среди них казначейские векселя США, гособлигации Кыргызстана и Казахстана, и 3,4 млрд долларов наличными. В 2020 году прибыль фонда превысила 500 миллионов долларов.