Асфальт тает, а BI Group идёт: кто пытается монополизировать дорожно-строительную отрасль в регионах

Лариса Чен

Казахстан – не Россия, наши беды не ограничиваются только дураками и дорогами. Однако дороги, вернее, их «качество» вкупе с количеством денег, которые ежегодно «умыкивают» с их ремонта, – пожалуй, самая стабильная из всех бед. Как утверждают эксперты, сейчас эта беда может приобрести тотальные масштабы: если в тендеры на ремонт городских дорог запустят руки монополисты. Корреспондент Ulysmedia.kz разбиралась, что не так с дорожным строительством.

Коллаж Ulysmedia

Капитальный навар

Поводы для беспокойства - налицо. Так, на прошлой неделе в топах новостных пабликов задержалось сообщение о том, что «дочку» компании BI Group – ТОО «Казахдорстрой» подозревают в хищении 2 млрд тенге.  Как заявили прокуроры Карагандинской области, эти деньги оказались «зарыты» в асфальт главной дороги родного района Геннадия Головкина. Причем, «ушли налево» эти 2 млрд под неусыпным вниманием акимов области и города, коими были в то время Женис Касымбек и Ермаганбет Булекпаев, да и всей местной общественности. Ведь внимание к капитальному ремонту автодороги на улицах Магнитогорская и К. Маркса было также «капитальным» неспроста. Восстановления главной транспортной артерии своего района жители Майкудука ждали со времен Советского Союза.

И вот свершилось. Тендер на капитальный ремонт похожей на сито автомобильной дороги протяженностью в 10,7 км прошел летом 2019 года. Изначально на расширение до 4-6 полос, полную замену инженерных сетей, опор освещения, остановок, тротуаров, светофоров и т.п. из городского бюджета было выделено 7,1 млрд тенге. На них претендовало 8 участников. Но всё как всегда решили деньги. Пять потенциальных поставщиков предложили скидку в 700 млн. тенге. Среди них была и «дочка» BIGroup - ТОО «Казахдорстрой». Она-то и стала победителем, обойдя конкурентов по таким критериям как: условная скидка, опыт работы и ПУН (показатель уплаченных налогов – авт.).

Проект по капитальному ремонту дороги по Магнитогорской и К. Маркса должен был реализоваться за три года. За два первых года стоимость проекта на порядок увеличилась, сделав его самым дорогостоящим в «дорожной» истории Караганды. ТОО «Казахдорстрой», согласно данным сайта госзакупок, за работу получил 10 644 076 628 тенге.

Как с гуся вода…

А 22 февраля нынешнего года прокуратура обнародовала информацию о том, что во время капитального ремонта дорог по улицам Магнитогорская и К.Маркса было допущено хищение на 2 млрд тенге. Выяснились неприглядные факты после проверки, проведенной сотрудниками надзорного органа в отделе коммунального хозяйства и пассажирского транспорта г. Караганды. Прокуроры обнаружили, что чиновники подписали фиктивные акты выполненных работ на 2 млрд тенге.

    - Выявлены факты хищения, получено заключение специалиста, в отношение руководства отдела возбуждено уголовное дело по статье 189 УК РК, - сообщил начальник управления по защите общественных интересов прокуратуры Карагандинской области Бекзат Ахметов.

Прокуроры ни словом не обмолвились о том, какие санкции ждут фирму, «не достроившую» дорогу на вышеозначенную сумму. А BI Group, между тем, практически сразу на своём официальном сайте опровергло заявление прокуратуры.

    - Холдинг, равно как и дочерняя компания, не обладает сведениями о наличии административных или уголовных актов в отношении объектов ТОО «Казахдорстрой» и не ознакомлен с такими актами. Соответственно уголовные дела в отношении компании не заведены.

В компании заверили, что «строительство дороги в Майкудуке продолжается, договорные обязательства исполняются в полном объёме, претензий от заказчика и иных государственных органов не поступало.

«Сами мы не местные»

Но генподрядчик в своем релизе не упомянул о жалобах карагандинцев на то, что «капитально отремонтированные» участки дороги по Магнитогорской – К. Маркса уже начали разваливаться. Да и откуда знать об этом генеральному подрядчику – ТОО «Казахдорстрой», зарегистрированному в столице, если все работы по капитальному ремонту карагандинской дороги выполняла фирма-субподрядчик – ТОО «КВИНТЕК», которая, кстати, тоже «родом» из Астаны. Да и проектированием работ занимались снова не карагандинские специалисты.

Потому можно предположить, что они едва ли знакомы с особенностями топонимики. Ведь название «Майкудук» (в переводе с казахского языка «масляный колодец» – авт.) родилось не с пустого места. Старожилам известно: под этим районом города протекают родники. Именно старожилы рассказали, почему при строительстве дороги в советские времена с учётом этого фактора дорожники старались не «вкапываться» вглубь. Учитывали ли нынешние проектировщики особенности местности – большой вопрос. Особенно видя, как уже сейчас «плывет» новенький асфальт...

Но речь сейчас даже не об этом. В прошлом году на фоне тотального и резкого повышения цен на расходные материалы при ремонте дорог, а также создавшегося в разгар сезона дефицита битума активизировались дорожники в регионах. Не сговариваясь, они стали заявлять о создавшейся угрозе «вымирания» малого и среднего регионального бизнеса в дорожно-строительной сфере. Они заявляли, что сами условия проведения конкурсов на средний ремонт дорог в населенных пунктах создают предпосылки к некачественному ремонту. Ведь основным принципом в тендерах является: «кто дал меньшую цену, тот и выиграл».

При этом, в отличие от конкурсов на ремонт трасс республиканского значения, в которых демпинг был установлен в пределах 5%, на ремонт городских дорог можно было скидывать до бесконечности – при предъявлении банковской гарантии. Дорожники жаловались: на тендеры заходят фирмы, не имеющие ни техники, ни специалистов, ни опыта в дорожном строительстве, ни даже строительной лицензии! И выигрывают, «подвинувшись» в цене до 40-50 %!

    - Какого качества асфальта можно ожидать при такой сидке?!, - возмущались они.

Депутаты нам помогут!

Весь прошлый год региональные дорожники стучались во все двери, пытаясь привлечь внимание к своим проблемам. Достучаться удалось только с помощью мажилисменов. Депутат Юрий Жулин, вникнув в проблему, озвучил на заседании Мажилиса депутатский запрос по проблемам государственных закупок по среднему ремонту автодорог, в котором озвучил не только проблемы, но и предложения по их решению. После этого представители дорожно-строительных организаций из регионов вошли в группы по изменению «тендерного» законодательства.

Результат не заставил себя ждать - в правила проведения госзакупок по среднему ремонту дорог были внесены существенные изменения. К примеру, введение ведомственной экспертизы, исключающей демпинг свыше 5%.

    - Это очень важная поправка, - считают представители ОЮЛ «Союз дорожно-строительных и инжиниринговых организаций Карагандинской области».

   – Раньше ведомственная экспертиза применялась только при строительстве и ремонте дорог международного и республиканского значения, а в городах при отсутствии обязательности ее проведения творился «беспредел»: тендеры выигрывали даже фирмы, не имеющие никакого опыта, техники, специалистов. Был случай, когда в конкурсе принимала участие фирма, специализировавшиеся на торговле спортивным инвентарем. Просто занижая цену, они подчас становились победителями. Сейчас такого уже не будет, ведь ведомственная экспертиза подразумевает тщательную проверку проектной и проектно-сметной документации, полное обоснование всех финансовых показателей.

 

Те же схемы, только в профиль?

Но оказалось, что в победе региональных дорожников есть непредвиденный ими подвох: лазейка для монополизации рынка.

    - Если раньше городские тендеры не интересовали гигантов из-за незначительных в их глазах сумм с учетом безразмерности скидок, то введение ведомственной экспертизы все меняет, - говорят дорожники.

    – Есть вероятность того, что на наш рынок придут монополисты – через своих «дочек».

За примером далеко ходить не надо: первая «ласточка» - тот самый ТОО «Казахдорстрой». Являясь дочерней компанией строительного гиганта BI Group, она активно участвует в региональных тендерах, и работает по всему Казахстану. Вернее, работает не сама, а «руками» субподрядчиков и суб-субподрядчиков – зачастую тоже не местных. О качестве такой «передоверенной» работы можно было бы спросить у тех, кто потом ездит по отремонтированным ими дорогам. И таких «дочек» у BI Group – не одна и не две…

Кстати, похожая ситуация, созданная на рынке гражданского строительства, была описана и раскритикована мажилисменами в прошлом году. Тогда комитет госдоходов обнародовал информацию о том, что-де компания BI Group за 16 месяцев уклонилась от уплаты налогов почти на миллиард тенге. Ее руководитель Айдын Рахимбаев поспешил опровергнуть эти заявления, заявив, что компания только за прошлый год заплатила в казну почти 47 млрд тенге.

    - При таких-то платежах хочется верить, что сумма просто где-то затерялась. Но только не в нашем знаменитом холдинге. За годы существования владельцы BI Group испробовали массу способов по сохранению собственного бюджета. Для того, чтобы не платить налог как крупное предприятие, коим холдинг, по сути, и является, он поделен на несколько десятков более мелких компаний, в которых числится по 5-10 сотрудников, - говорилось в статье, опубликованной на Ulysmedia.kz под заголовком «Масимов, Рахимбаев и другие: как BI-group превратили в строительную империю».

В ней же мы приводили слова депутата vажилиса парламента Жамбыла Ахметбекова, произнес`нные при оглашении запроса вице-премьеру Роману Скляру/

    - Предлагаю считать BI Group не строительной, а маркетинговой группой.

Кстати, на год раньше об этом говорил блогер Галым Байтук.

  • Сама по себе BI Group как центральная компания – это пустышка. Потому что они раздают проекты своим «дочкам», «внучкам», «правнучкам». Это аффилированная компания, так как разные компании берут логотип BI Group, хотя, по сути, ими не являются. Понятное дело, что за это они отдают определенную маржу центральной системе этой пирамиды, чтобы работать под их крышей, – рассказывал он одному из казахстанских интернет-порталов.
  • Практически все объёмы холдинг отдаёт на субподряд сторонним фирмам. Те – на суб-субподряд еще более мелким компаниям. В итоге на стройке запросто могут оказаться совсем уж неквалифицированные бригады гастарбайтеров. Так что, единственная надежда на качество строительства – это добросовестный технадзор, - говорилось в статье.

А меж строк читалось: денег на сам проект при этом остается на порядок меньше, ведь генподрядчик – не меценат, и свою маржу мимо кармана не пронесет. Это как в притче: можно из одной овчины сшить и 20 шапок, но какого размера они будут?

Не мытьем, так катаньем

Сегодня, по словам представителей регионального дорожно-строительного бизнеса, иногородние подрядчики, выиграв тендеры, отдают их выполнение на откуп субподрядчикам под 20-24 % от стоимости. Солидные компании, дорожащие своей репутацией, за такую работу не возьмутся, поскольку понимают: этих сумм явно не хватит на качественный ремонт дорог. Берутся те, кого не слишком заботит качество работы. А жители городов потом удивляются: почему каждой весной дороги тают вместе со снегом…

Не слишком надёжным, но все же «заслоном» для вышеописанной схемы, успешно опробованной BI Group в гражданском строительстве и постепенно внедряемой в дорожно-строительной сфере в городах, стала норма «о региональности», предложенная представителями дорожно-строительной отрасли. В её основе простой принцип: подрядчикам, зарегистрированным по месту нахождения заказчика, при рассмотрении тендерных заявок дается преимущество в один балл.

Внедрение этой нормы поддержали все – и дорожники, и региональные представительства НПП «Атамекен». Однако против новшества выступила Ассоциация застройщиков Казахстана, в числе учредителей которой всё те же аффилированные с BI Group компании. В министерство юстиции и другие инстанции полетели от них возмущенные письма с аргументами против принятия поправки, которая могла бы защитить дорожно-строительный бизнес в регионах от монополизации рынка.

В конце концов норму всё-таки приняли. Но ведь один балл в пользу региональных поставщиков едва ли сыграет большую роль в том, чтобы монополисты отступились от искушения «закатать» под себя дорожно-ремонтный рынок в регионах. Какие схемы они применят для этого – думается, мы увидим уже скоро.