Казахстан – не Россия, наши беды не ограничиваются только дураками и дорогами. Однако дороги, вернее, их «качество» вкупе с количеством денег, которые ежегодно «умыкивают» с их ремонта, – пожалуй, самая стабильная из всех бед. Как утверждают эксперты, сейчас эта беда может приобрести тотальные масштабы: если в тендеры на ремонт городских дорог запустят руки монополисты. Корреспондент Ulysmedia.kz разбиралась, что не так с дорожным строительством.
Капитальный навар
Поводы для беспокойства - налицо. Так, на прошлой неделе в топах новостных пабликов задержалось сообщение о том, что «дочку» компании BI Group – ТОО «Казахдорстрой» подозревают в хищении 2 млрд тенге. Как заявили прокуроры Карагандинской области, эти деньги оказались «зарыты» в асфальт главной дороги родного района Геннадия Головкина. Причем, «ушли налево» эти 2 млрд под неусыпным вниманием акимов области и города, коими были в то время Женис Касымбек и Ермаганбет Булекпаев, да и всей местной общественности. Ведь внимание к капитальному ремонту автодороги на улицах Магнитогорская и К. Маркса было также «капитальным» неспроста. Восстановления главной транспортной артерии своего района жители Майкудука ждали со времен Советского Союза.
И вот свершилось. Тендер на капитальный ремонт похожей на сито автомобильной дороги протяженностью в 10,7 км прошел летом 2019 года. Изначально на расширение до 4-6 полос, полную замену инженерных сетей, опор освещения, остановок, тротуаров, светофоров и т.п. из городского бюджета было выделено 7,1 млрд тенге. На них претендовало 8 участников. Но всё как всегда решили деньги. Пять потенциальных поставщиков предложили скидку в 700 млн. тенге. Среди них была и «дочка» BIGroup - ТОО «Казахдорстрой». Она-то и стала победителем, обойдя конкурентов по таким критериям как: условная скидка, опыт работы и ПУН (показатель уплаченных налогов – авт.).
Проект по капитальному ремонту дороги по Магнитогорской и К. Маркса должен был реализоваться за три года. За два первых года стоимость проекта на порядок увеличилась, сделав его самым дорогостоящим в «дорожной» истории Караганды. ТОО «Казахдорстрой», согласно данным сайта госзакупок, за работу получил 10 644 076 628 тенге.
Как с гуся вода…
А 22 февраля нынешнего года прокуратура обнародовала информацию о том, что во время капитального ремонта дорог по улицам Магнитогорская и К.Маркса было допущено хищение на 2 млрд тенге. Выяснились неприглядные факты после проверки, проведенной сотрудниками надзорного органа в отделе коммунального хозяйства и пассажирского транспорта г. Караганды. Прокуроры обнаружили, что чиновники подписали фиктивные акты выполненных работ на 2 млрд тенге.
- Выявлены факты хищения, получено заключение специалиста, в отношение руководства отдела возбуждено уголовное дело по статье 189 УК РК, - сообщил начальник управления по защите общественных интересов прокуратуры Карагандинской области Бекзат Ахметов.
Прокуроры ни словом не обмолвились о том, какие санкции ждут фирму, «не достроившую» дорогу на вышеозначенную сумму. А BI Group, между тем, практически сразу на своём официальном сайте опровергло заявление прокуратуры.
- Холдинг, равно как и дочерняя компания, не обладает сведениями о наличии административных или уголовных актов в отношении объектов ТОО «Казахдорстрой» и не ознакомлен с такими актами. Соответственно уголовные дела в отношении компании не заведены.
В компании заверили, что «строительство дороги в Майкудуке продолжается, договорные обязательства исполняются в полном объёме, претензий от заказчика и иных государственных органов не поступало.
«Сами мы не местные»
Но генподрядчик в своем релизе не упомянул о жалобах карагандинцев на то, что «капитально отремонтированные» участки дороги по Магнитогорской – К. Маркса уже начали разваливаться. Да и откуда знать об этом генеральному подрядчику – ТОО «Казахдорстрой», зарегистрированному в столице, если все работы по капитальному ремонту карагандинской дороги выполняла фирма-субподрядчик – ТОО «КВИНТЕК», которая, кстати, тоже «родом» из Астаны. Да и проектированием работ занимались снова не карагандинские специалисты.
Потому можно предположить, что они едва ли знакомы с особенностями топонимики. Ведь название «Майкудук» (в переводе с казахского языка «масляный колодец» – авт.) родилось не с пустого места. Старожилам известно: под этим районом города протекают родники. Именно старожилы рассказали, почему при строительстве дороги в советские времена с учётом этого фактора дорожники старались не «вкапываться» вглубь. Учитывали ли нынешние проектировщики особенности местности – большой вопрос. Особенно видя, как уже сейчас «плывет» новенький асфальт...
Но речь сейчас даже не об этом. В прошлом году на фоне тотального и резкого повышения цен на расходные материалы при ремонте дорог, а также создавшегося в разгар сезона дефицита битума активизировались дорожники в регионах. Не сговариваясь, они стали заявлять о создавшейся угрозе «вымирания» малого и среднего регионального бизнеса в дорожно-строительной сфере. Они заявляли, что сами условия проведения конкурсов на средний ремонт дорог в населенных пунктах создают предпосылки к некачественному ремонту. Ведь основным принципом в тендерах является: «кто дал меньшую цену, тот и выиграл».
При этом, в отличие от конкурсов на ремонт трасс республиканского значения, в которых демпинг был установлен в пределах 5%, на ремонт городских дорог можно было скидывать до бесконечности – при предъявлении банковской гарантии. Дорожники жаловались: на тендеры заходят фирмы, не имеющие ни техники, ни специалистов, ни опыта в дорожном строительстве, ни даже строительной лицензии! И выигрывают, «подвинувшись» в цене до 40-50 %!
- Какого качества асфальта можно ожидать при такой сидке?!, - возмущались они.
Депутаты нам помогут!
Весь прошлый год региональные дорожники стучались во все двери, пытаясь привлечь внимание к своим проблемам. Достучаться удалось только с помощью мажилисменов. Депутат Юрий Жулин, вникнув в проблему, озвучил на заседании Мажилиса депутатский запрос по проблемам государственных закупок по среднему ремонту автодорог, в котором озвучил не только проблемы, но и предложения по их решению. После этого представители дорожно-строительных организаций из регионов вошли в группы по изменению «тендерного» законодательства.
Результат не заставил себя ждать - в правила проведения госзакупок по среднему ремонту дорог были внесены существенные изменения. К примеру, введение ведомственной экспертизы, исключающей демпинг свыше 5%.
- Это очень важная поправка, - считают представители ОЮЛ «Союз дорожно-строительных и инжиниринговых организаций Карагандинской области».
– Раньше ведомственная экспертиза применялась только при строительстве и ремонте дорог международного и республиканского значения, а в городах при отсутствии обязательности ее проведения творился «беспредел»: тендеры выигрывали даже фирмы, не имеющие никакого опыта, техники, специалистов. Был случай, когда в конкурсе принимала участие фирма, специализировавшиеся на торговле спортивным инвентарем. Просто занижая цену, они подчас становились победителями. Сейчас такого уже не будет, ведь ведомственная экспертиза подразумевает тщательную проверку проектной и проектно-сметной документации, полное обоснование всех финансовых показателей.
Те же схемы, только в профиль?
Но оказалось, что в победе региональных дорожников есть непредвиденный ими подвох: лазейка для монополизации рынка.
- Если раньше городские тендеры не интересовали гигантов из-за незначительных в их глазах сумм с учетом безразмерности скидок, то введение ведомственной экспертизы все меняет, - говорят дорожники.
– Есть вероятность того, что на наш рынок придут монополисты – через своих «дочек».
За примером далеко ходить не надо: первая «ласточка» - тот самый ТОО «Казахдорстрой». Являясь дочерней компанией строительного гиганта BI Group, она активно участвует в региональных тендерах, и работает по всему Казахстану. Вернее, работает не сама, а «руками» субподрядчиков и суб-субподрядчиков – зачастую тоже не местных. О качестве такой «передоверенной» работы можно было бы спросить у тех, кто потом ездит по отремонтированным ими дорогам. И таких «дочек» у BI Group – не одна и не две…
Кстати, похожая ситуация, созданная на рынке гражданского строительства, была описана и раскритикована мажилисменами в прошлом году. Тогда комитет госдоходов обнародовал информацию о том, что-де компания BI Group за 16 месяцев уклонилась от уплаты налогов почти на миллиард тенге. Ее руководитель Айдын Рахимбаев поспешил опровергнуть эти заявления, заявив, что компания только за прошлый год заплатила в казну почти 47 млрд тенге.
- При таких-то платежах хочется верить, что сумма просто где-то затерялась. Но только не в нашем знаменитом холдинге. За годы существования владельцы BI Group испробовали массу способов по сохранению собственного бюджета. Для того, чтобы не платить налог как крупное предприятие, коим холдинг, по сути, и является, он поделен на несколько десятков более мелких компаний, в которых числится по 5-10 сотрудников, - говорилось в статье, опубликованной на Ulysmedia.kz под заголовком «Масимов, Рахимбаев и другие: как BI-group превратили в строительную империю».
В ней же мы приводили слова депутата vажилиса парламента Жамбыла Ахметбекова, произнес`нные при оглашении запроса вице-премьеру Роману Скляру/
- Предлагаю считать BI Group не строительной, а маркетинговой группой.
Кстати, на год раньше об этом говорил блогер Галым Байтук.
А меж строк читалось: денег на сам проект при этом остается на порядок меньше, ведь генподрядчик – не меценат, и свою маржу мимо кармана не пронесет. Это как в притче: можно из одной овчины сшить и 20 шапок, но какого размера они будут?
Не мытьем, так катаньем
Сегодня, по словам представителей регионального дорожно-строительного бизнеса, иногородние подрядчики, выиграв тендеры, отдают их выполнение на откуп субподрядчикам под 20-24 % от стоимости. Солидные компании, дорожащие своей репутацией, за такую работу не возьмутся, поскольку понимают: этих сумм явно не хватит на качественный ремонт дорог. Берутся те, кого не слишком заботит качество работы. А жители городов потом удивляются: почему каждой весной дороги тают вместе со снегом…
Не слишком надёжным, но все же «заслоном» для вышеописанной схемы, успешно опробованной BI Group в гражданском строительстве и постепенно внедряемой в дорожно-строительной сфере в городах, стала норма «о региональности», предложенная представителями дорожно-строительной отрасли. В её основе простой принцип: подрядчикам, зарегистрированным по месту нахождения заказчика, при рассмотрении тендерных заявок дается преимущество в один балл.
Внедрение этой нормы поддержали все – и дорожники, и региональные представительства НПП «Атамекен». Однако против новшества выступила Ассоциация застройщиков Казахстана, в числе учредителей которой всё те же аффилированные с BI Group компании. В министерство юстиции и другие инстанции полетели от них возмущенные письма с аргументами против принятия поправки, которая могла бы защитить дорожно-строительный бизнес в регионах от монополизации рынка.
В конце концов норму всё-таки приняли. Но ведь один балл в пользу региональных поставщиков едва ли сыграет большую роль в том, чтобы монополисты отступились от искушения «закатать» под себя дорожно-ремонтный рынок в регионах. Какие схемы они применят для этого – думается, мы увидим уже скоро.