Желающие получить депутатский мандат активно доказывают избирателям, что могут и перестройку в стране организовать, и благосостояние народа повысить, и судебную власть реформировать… У каждого кандидата своя фишка, но самая модная, пожалуй, у представителей фонда Elge Qaitaru - Оразалы Ержанов обещает вернуть в страну награбленное за годы независимости. Редакция Ulysmedia.kz решила разобраться, с кем фонд борется, а кого в орбиту своего расследования не принимает.
Январь 2022 кардинально поменял настроение, взгляды и информационные пристрастия. Читающая публика стала отдавать предпочтение тем, кто против всего старого - назарбаевского. Рекорды в топе новостей по откровенности побил сам Токаев – он со своей высокой трибуны неожиданно стал говорить о том, что до Кантара и на кухнях обсуждали с опаской. Его месседжи шли нарасхват, да и как можно пропустить слова президента о том, что всеми богатствами в стране владеют всего 162 человека?
Желающих помочь главе государства в поиске этих богачей нашлось немало, но громче всех в этом хоре, конечно, звучал голос открывшегося по подходящему случаю фонда Elge Qaitaru.
Естественно, в число самых главных «грабителей» фонд занёс семью номер один в Казахстане. Булат Абилов и Оразалы Ержанов потребовали проверить активы экс-президента Нурсултана Назарбаева и его родственников.
Под удар Elge Qaitaru попала и империя олигарха Машкевича, и сделки в нефтяной сфере, в том числе и продажа в 2003 году блокирующего пакета акций (25,12 процента) «СМРС Актобемунайгаз» через торги на Казахстанской фондовой бирже по заниженной цене, и многое другое, что, по мнению членов фонда, присвоили те, кто обладал нужными связями.
Кто есть кто
Впрочем, определённые связи были и у самого Булата Абилова – ведь это именно он в своё время называл Назарбаева «папой», он купил за 20 тысяч долларов его ручку на благотворительном марафоне, он пил коньяк с Нигматулиным, он был депутатом, партийцем, оппозиционером и дружил с казахстанскими капиталистами. По крайней мере, в Америку на борту президентского самолёта он летал вместе со Смагуловым и Субханбердиным.
- Полный самолет я набивал и в Америку приехал, там большая бизнес-встреча была. Тогда Нурлан Смагулов продавал машины, а я сказал: «Вот это магнат наш машиностроительный!». Или Булат Абилов продавал спортивную одежду, я его представил «торговым гигантом». А Субханбердин – это финансист крупнейший, - рассказывал сам Назарбаев.
Может быть здесь кроется избирательность Абилова и Ержанова, которые бьются за скорейшее принятие закона по возврату активов из-за рубежа?
Был такой банк
Свои товарищеские отношения с Нуржаном Субханбердиным Абилов никогда не скрывал. Банкир и его Казком не только выделялись на общем фоне - блистали. Но всё хорошее когда-то становится плохим - грянул кризис и банк зашатался. Тем не менее, государство, которое гордилось своими капиталистами, Субханбердина поддержало - миллиарды он получил и тут же покинул и публичное поле, и шестую строчку в рейтинге Forbes как один из богатейших людей в РК. Впрочем, он скромно удалился и из списка самых влиятельных лиц.
Но, как уверяет нас инсайд и пишут другие СМИ, финансы он не бросил, а основал офшорную компанию Meridian. Как раз через неё и перекачали за переделы Казахстана то, что заработал на кризисе Субханбердин.
Компанию Meridian Capital Limited создали ещё в начале 2000-х. Не последнее место в ней занимает Евгений Фельд. Он, как и Абилов, родом из Карагандинской области, окончил там кооперативный техникум, в Казкоме работал на руководящих позициях. Можно предположить, что эта бизнес-империя разрослась как раз на дешёвых и невозвратных кредитах «Казкома», которые удалось «отмыть через Meridian и на господдержке, которая вылилась в 8,9 млрд долларов.
Что есть, то есть
Известно, что Фельд, хоть и выпал из списков Forbes, по-прежнему на плаву – у его большого семейства гражданство Кипра, которое, как говорят, обошлось в более чем 2 млн евро. Они владеют элитной недвижимостью и в других странах - есть квартира в Великобритании стоимостью 21 млн фунтов стерлингов и вилла во Франции за 8 млн евро.
У Нуржана Субханбердина тоже есть дом в Лондоне за 14,5 млн фунтов стерлингов и поместье на Французской Ривьере с километровой прибрежной полосой, двумя виллами, несколькими пляжами и искусственными островами.
Однако Булату Абилову и Оразалы Ержанову совсем неинтересно, откуда у Фельда и Субханбердина деньги на такую роскошь. И только ли предпринимательская жилка позволила им это заработать? Просто напомним, что 9 млрд долларов, которые государство вложило в спасение «Казкома», то есть деньги налогоплательщиков Казахстана, мигрировали на зарубежные счета олигархов.
А про ЭКСПО забыли
И совсем свежий незамеченный фондом денежный поток – национальный проект «Астана Экспо-2017». СМИ писали, что на нём «погорели» более десятка человек, в том числе и глава нацкомпании Талгат Ермегияев, похитивший на ЭКСПО 2017 вместе с сообщниками 13 млрд тенге. Его приговорили к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать руководящие должности, связанные с организационно-распорядительными функциями в государственных органах и коммерческих организациях. Сейчас он отбывает наказание в исправительной колонии строгого режима. Говорят, что Талгат Амангельдиевич - друг Оразалы Ержанова. Может быть поэтому его фамилии нет в «черном списке» фонда Elge Qaitaru?
Скрытые бенефициары
Ulysmedia.kz за плюрализм мнений, поэтому мы готовы предоставить информационную площадку Булату Абилову и Оразалы Ержанову – расскажите, почему вы так избирательно ищете фигурантов в свой «черный» список, а то ведь кто-то подумает, что действительно скрытые бенефициары Elge Qaitaru – это и есть Фельд, Субханбердин и другие богатые товарищи.