У казахстанцев, которые постоянно ищут справедливости во всех сферах жизни, вошло в привычку - в списке адресатов для отправки жалоб обязательно ставить пункт «администрация президента». Журналист Ulysmedia.kz разбирался, не приписывает ли народная молва излишнего могущества этим двум буквам - «АП».
Всё могут в Акорде
Мало кто знает, что полное название госоргана с магической аббревиатурой – ГУ «Администрация президента Республики Казахстан». Госучреждение было создано 20 октября 1995 года указом президента № 2565 и находится у него в прямом подчинении. С тех пор и по сей день оно базируется в Акорде.
В законе, регламентирующем деятельность АП, говорится:
- Администрация является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также счета в банках, в том числе валютные, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Президент в 2008 году была утверждена штатная численность АП - 388 единиц, в число которых входят такие значимые в государстве фигуры как: руководитель администрации президента, секретарь Совета безопасности, заместители руководителя АП, начальник канцелярии президента, специальный представитель президента по международному сотрудничеству, помощники и советники первого лица в государстве, руководители структурных подразделений и прочие сотрудники. Вкупе со множеством отделов Совета безопасности, а также отделами государственного контроля и организационно-территориальной работы, внутренней политики, социально-экономического мониторинга, государственной службы и кадровой политики, информатизации и защиты информационных ресурсов и др.; центрами: стратегических разработок и анализа, анализа и прогнозирования, внешней политики; секретариатами: ассамблеи народа Казахстана, руководителя администрации президента, государственного секретаря, а еще представительством президента в парламенте и протокольной службой они выполняют множество задач, о которых большая часть казахстанцев не имеет понятия.
Дорогая администрация…
В функции администрации президента входит помощь главе государства по определению основных направлений внешней и внутренней политики. Сотрудники АП обязаны ежедневно информировать его о положении дел в стране и за рубежом; координировать и контролировать исполнение законодательных поручений президента. На них также возложены обязанности по оценке эффективности деятельности центральных исполнительных органов, акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Именно в недрах АП разрабатываются рекомендации по улучшению деятельности акиматов. Именно здесь в результате мониторинга рождаются судьбоносные для страны решения в области обороноспособности и безопасности государства; правовой и кадровой политики, правительства и парламента; судей и судов, включая Конституционный, Центризбиркома, ассамблеи народа Казахстана и консультативно-совещательных органов при президенте и т.д. и т.п.
Проще говоря, именно сюда стекаются все данные о функционировании государственной махины, и здесь решается, в каких направлениях она будет работать дальше.
Финансирование деятельности администрации, согласно законодательству, осуществляется из республиканского бюджета.
Судя по информации министерства финансов, открыто публикуемой в интернете, столь сложная и всеобъемлющая работа требует немалых затрат. Так, в проекте закона о внесении изменений в республиканский бюджет на 2022-2024 годы, указывается, сколько средств выделяется на услуги по обеспечению деятельности главы государства.
АП на связи!
Во главе АП, как и положено, стоит руководитель администрации президента, который назначается на должность и освобождается от должности только президентом. Соответственно, подчиняется он тоже напрямую главе государства, и подконтролен тоже только ему. Спектр обязанностей, возложенных на руководителя администрации президента, чрезвычайно широк. Именно от него зависит структура и штатная численность структуры. При этом он также координирует работу помощников и советников президента, организует и направляет работу структурных подразделений администрации, обеспечивает взаимодействие с госорганами.
Именно руководитель АП отдает на подпись шефу законы, принятые парламентом, а также проекты указов, распоряжений и другие документы. Он утверждает план финансирования администрации и в её пределах распоряжается финансовыми средствами; это он выбирает, каких сотрудников поощрять, а каких наказывать. Руководитель АП должен всегда находиться на связи с обеими палатами парламента, правительством и канцелярией премьер-министра, министерствами, Конституционным и Верховным судами, государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными президенту; акимами, маслихатами областей, городов республиканского значения и столицы, политическими партиями и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, физическими и юридическими лицами. Руководитель АП может присутствовать на открытых и закрытых заседаниях парламента и его палат, принимать участие в заседаниях правительства, коллегий центральных исполнительных органов, госорганов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту, консультативно-совещательных органов при президенте, заседаниях Высшего судебного совета, Совета ассамблеи народа Казахстана и сессиях АНК.
Более того, он имеет полное право давать поручения заместителям и канцелярии премьер-министра, министерствам и центральным исполнительным органам, акимам областей и городов республиканского значения и столицы, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, КНБ, Агентству по противодействию коррупции (по вопросам, не связанным соответственно с отправлением правосудия, осуществлением функций уголовного преследования, дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности), судебной администрации, Высшему Судебному совету (по вопросам, не связанным с отбором кандидатов на судейские должности), Нацбанку, Высшей аудиторской палате, и всем государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным президенту.
На все поручения и запросы АП по представлению необходимой информации, документов и материалов, которые являются обязательными для государственных органов и должностных лиц, даётся ответ в двухнедельный срок со дня их получения.
Дипломаты – направо…
В апреле руководителем администрации президента был назначен Олжас Бектенов, до этого возглавлявший Антикоррупционное ведомство. Казалось бы, странное назначение: с передовой войны с коррупцией - на «писарскую» должность. Но не всё так очевидно.
Олжас Абаевич, несмотря на относительную молодость (42 года), успел получить опыт работы в АП, где трудился с перерывами: с 2006 по 2009 год, а затем в 2015-16 годах.
Что касается его предшественников, то, в основном, должность руководителя АП доставалась дипломатам. Так, первым в истории независимого Казахстана руководителем АП был Нуртай Абыкаев, в течение пяти лет – с 1990 по1995 годы помогавший первому президенту осуществлять его внешне- и внутреннеполитическую деятельность. Будучи технарем по образованию, он всю жизнь посвятил политике и имел дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла РК в Великобритании, в Швеции, Норвегии и Ирландии, а также в РФ. Затем его сменил Сагинбек Турсунов, также имевший дипломатический стаж. Позже на должность руководителя АП заступил Ахметжан Есимов. Он также «отметился» работой в МИДе, побывав в качестве чрезвычайного и полномочного посла в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и побыл главой представительства РК в НАТО и при Европейском Союзе.
Имангали Тасмагамбетов, Адильбек Джаксыбеков, Аслан Мусин, Карим Масимов, Крымбек Кушербаев, Мурат Нуртлеу – все они имели опыт работы в дипломатических миссиях. Исключениями из «дипломатического» правила руководителей АП имели Оралбай Абдыкаримов, Алихан Байменов, Сарыбай Калмурзаев, Кайрат Келимбетов, Нурлан Нигматулин, Асет Исекешев, Ерлан Кошанов.
Но, независимо от дипломатической вехи в карьере, от образования и взглядов, для большинства из руководителей АП эта должность служила трамплином для будущих головокружительных успехов. Хотя некоторых (не будем показывать пальцем на усатых политиков, метивших в президенты) опыт работы во главе администрации президента не смог уберечь от сумы и тюрьмы.