Убийственный менеджмент: почему смерть на «АМТ» ассоциируется с производством

Курманов Байтас

В воскресенье 23 апреля стало известно, что убита юрист АО «АрселорМиттал Темиртау» Ирина Эм. Её тело со следами насильственной смерти обнаружили пожарные города Шахтинска, приехавшие на вызов. Самый большой вопрос, который активно обсуждается в соцсети: связано ли убийство женщины с её профессиональной деятельностью? Корреcпондент Ulysmedia.kz выяснял, почему смерть на «АМТ» ассоциируется с производством.

Коллаж Ulysmedia

Убийство и поджог

Вопрос этот не случаен. Сами обстоятельства гибели юриста компании наталкивают именно на него.

    - 23.04.2023 года в 13.01 поступило сообщение о пожаре в Шахтинске по улице 40 лет Победы, 79. В пятиэтажном жилом доме в квартире на 5-м этаже горели мебель и домашние вещи на общей площади 6 квадратных метров. На месте пожара обнаружено тело женщины 1969 года рождения. Силами департамента по ЧС из квартир подъезда эвакуированы 9 человек. Пожар локализован в 13.25 и полностью ликвидирован в 13.31, - сообщил департамент по ЧС Карагандинской области.

С учётом того, что на теле женщины, по информации Patriotkaragandy, были обнаружены ножевые ранения, полицейские в тот же день зарегистрировали уголовное дело по статье «Убийство», и теперь разыскивают преступника.

    - В настоящее время проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению виновного лица и обстоятельств произошедшего. Назначены необходимые экспертизы, - сообщила пресс-служба департамента полиции Карагандинской области.

В АО «АрселорМиттал Темиртау» от комментариев по поводу гибели сотрудницы воздержались, сославшись на тайну следствия. Но сам факт попытки скрыть убийство 54-летнего юриста высшего звена компании с помощью поджога взбудоражил коллектив.

В понедельник руководство Угольного департамента АО выразило публичные соболезнования родным и близким погибшей Ирины Эм.

    - Ушла из жизни Эм Ирина Анатольевна, юрисконсульт службы по правовым вопросам АО «АрселорМиттал Темиртау. Свой трудовой путь Ирина Эм начинала в качестве секретаря судебного заседания народного суда города Шахтинска. В Угольном департаменте АО «АрселорМиттал Темиртау» Ирина Анатольевна работала с 2008 года, пройдя путь от юрисконсульта шахты «Тентекская» до юрисконсульта первой категории сектора по трудовым отношениям Службы по правовым вопросам АО «АрселорМиттал Темиртау. За время она работы успела зарекомендовать себя как профессионал высокого уровня, и как добрый, отзывчивый человек, - говорится в некрологе.

Автор этой статьи сталкивалась с Ириной Эм в середине 2000-х на судебных процессах по определению степени трудоспособности шахтеров, получивших травмы на производстве, в момент активности деятельности ОО «Шахтерская семья». Яркая блондинка с утончёнными чертами лица и спокойным взглядом внешне полностью разрушала стереотип о «хватких юристах» компании-монополиста, однако в деле своем была сильна и крепко стояла на страже интересов работодателя. Ирина Анатольевна в те времена выиграла не один процесс, сэкономив для компании приличную сумму на выплате «регрессных».

Остается надеяться, что правоохранители в ближайшее время расставят точки над «i», пролив свет на мотив бесчеловечной расправы над женщиной.

Плохая репутация

Нельзя не отметить, что последнее время гордое название «АрселорМиттал Темиртау» стало звучать на просторах Казахстана с сугубо негативным оттенком. Так, недавно стало известно, что казахстанские прокуроры обратились в органы Люксембурга с запросом, в котором требуют провести допрос руководства «АрселорМиттал Темиртау» в связи с расследованием чрезвычайных происшествий на шахтах Карагандинской области.

Потребовалось потерять на производствах Миттала более 160 казахстанских граждан, чтобы наши прокуроры заинтересовались наконец, какие меры предпринимаются руководством транснациональной компании для предотвращения аварий, усилению мер безопасности и сохранению жизней рабочих? Тем более, что АМТ «прославился» в Казахстане не только высокой смертностью среди работников, но и нарушениями промышленной безопасности - этих случаев только за минувший год было выявлено около 2 тысяч.

Впрочем, неизвестно, заинтересовал бы этот вопрос казахстанский надзорный орган, если бы после произошедшей в прошлом году трагедии на шахте им. Ленина, унесшей жизни 5 горняков, президент Касым-Жомарт Токаев не поручил провести комплексную проверку предприятия в связи с регулярными авариями, в которых гибнут люди.

Именно глава государства первым озвучил то, что давно уже было на устах жителей Карагандинской области.

    - Согласно отчетам государственных органов и общественных организаций, компания нарушает трудовое, экологическое и налоговое законодательство, не исполняет инвестиционные обязательства.

После этого на «неприкосновенное» руководство АО «АрселорМиттал Темиртау» посыпался такой шквал критики со стороны представителей всех ветвей власти Казахстана, которого еще несколько лет назад нельзя было представить.

Теперь уже бывший председатель комитета экологического регулирования и контроля Минэкологии Зулфухар Жолдасов, например, заявил, что в случае невыполнения экологических требований деятельность АМТ может быть приостановлена.

Депутат мажилиса парламента РК Юрий Жулин пошел ещё дальше - в своём запросе потребовал призвать к ответственности руководство АО «АрселорМиттал Темиртау», вплоть до оставления под подпиской о невыезде до завершения начатого расследования ЧП топ-менеджмента компании и, если потребуется, до расторжения договора с Лакшми Митталом.

Позже премьер-министр РК Алихан Смаилов сообщил, что после аварии в Шахтинске контракт с «АрселорМиттал Темиртау» пересмотрен. Инвестора обязали раскошеливаться на 187 млрд тенге ежегодно.

Первое заказное…

Перелистывая страницы истории, связанные с предприятиями, ныне принадлежащими Митталу, становится ясно, что «кровавый след» тянется за ними уже очень давно.

Не многие помнят, но первое в независимом Казахстане заказное убийство произошло именно на темиртауском «Карметкомбинате» - том самом, который сегодня является основным активом Лакшми Миттала в Карагандинском регионе. 28 декабря 1992 года в 7.30 утра генеральный директор «Карметкомбината» Александр Свичинский был застрелен на пороге административного корпуса комбината.

Преступник с расстояния в метр выстрелил ему в голову из обреза. Затем спокойно сел в машину, в которой его ждал подельник, и скрылся. А милиция приехала на место происшествия через сорок минут – из-за отсутствия бензина. Зато уже спустя несколько часов после убийства в Карагандинскую область вылетели спецрейсом заместитель генпрокурора Буксман, заместитель председателя КНБ Дегаев, первый заместитель министра МВД Искаков и министр внутренних дел Шумов. Расследование преступления взял на личный контроль президент Нурсултан Назарбаев. Тут же была сформирована оперативная группа из 41 человека, куда вошли лучшие сыщики страны. Глава правительства Казахстана пообещал пять миллионов рублей за помощь в розыске убийцы.

Но лишь спустя год следствие обнародовало свою версию преступления. Основным заказчиком был назван заместитель начальника одного из цехов Борис Тимофеев. В качестве мотива для «заказа» была названа… личная обида на генерального директора за сокращение его полномочий.

По версии следствия, обида была настолько сильна, что Тимофеев обратился к водителю с просьбой подыскать убийц. И тот нашел. Двух граждан Литвы, которые, находясь в Литве, согласились убить генерального директора «Кармета» за 3 тысячи долларов, потому что тот каким-то непонятным образом задолжал им 50 рублей!

На суде, состоявшемся весной 1994 года, литовских стрелков не было. Их осудили в Вильнюсе, приговорив непосредственного исполнителя убийства к смертной казни. На скамье подсудимых в Караганде сидели Борис Тимофеев, водитель Силантий Чопчиц и начальник отдела внешнеэкономических связей «Карметкомбината» Александр Черных. Он, по версии следствия, профинансировал убийство.

На процессе все трое отказались от признательных показаний, заявив о пытках. Тем не менее, Тимофеева приговорили к расстрелу, Чопчица - к 13 годам. А вот Александру Черных в связи с недоказанностью вины суд дал три года за незаконные операции с валютой. Тимофеев просил о помиловании, однако был расстрелян спустя 2 недели после отказа. А вот литовского исполнителя президент Литвы решил не расстреливать, заменив ему смертную казнь пожизненным заключением.

В этой истории до сих пор остается множество «белых пятен». В материалах дела не было ни слова ни о миллионных сделках, совершавшихся на «Кармете» в те времена чуть ли не каждый день. Умолчало следствие и о том факте, что незадолго до трагедии была на литовской границе была обнаружена партия в сотни тонн олова, украденная из цеха белой жести. А уж об именах будущих российских и казахстанских миллионеров, «поднявшихся» с комбината в те времена, следователи и подумать боялись.

Поэтому правду о первом заказном убийстве в Казахстане мы вряд ли когда-нибудь узнаем…

Мотив – тот же?

Между тем, первое убийство на Кармете не стало последним. 29 декабря 2003 года в шесть часов утра на пороге своего дома был убит начальник планово-распределительного бюро цеха алюминирования ОАО «Испат-Кармет» Николай Сидоров. Распутывая клубок этого преступления, правоохранители были потрясены его «зеркальностью» с убийством Свичинского. Здесь так же имели место и мстительный заказчик, и неудачливый киллер, и самодельный обрез. Даже такса за исполнение оказалась такой же – три тысячи долларов.

В то утро, выйдя из дома в 5.50, чтобы в 6.00 быть на остановке рабочего автобуса, Сидорова за воротами встретил парень, вышедший из стареньких «Жигулей». Он быстро вскинул обрез и сделал один выстрел, оказавшийся смертельным для жертвы.

В тот день Фортуна отвернулась от убийцы. Старенькие «Жигули» увязли в сугробе, а на помощь подоспели проезжавшие мимо гаишники. Нервы у парня не выдержали, он выдал себя. «Спасатели» отвезли его в отделение, а через пару часов полиция задержала заказчика убийства – старшего вальцовщика того же цеха алюминирования.

Как и в случае со Свичинским, мотивом заказного убийства стала личная обида. Старший вальцовщик решил, что начальник планово-распределительного бюро спит и видит, как понизить его в должности – из старшего вальцовщика перевести в младшие. Тот факт, что начальник отправил старшего вальцовщика на курсы повышения квалификации, не поколебал уверенности будущего заказчика преступления. Чтобы не допустить нежелательного для него сценария, за день до выхода на работу после курсов он решил убить начальника. Нашел безработного и нанял его для «мокрого» дела.

Мнительный заказчик и безработный убийца были приговорены судом к 17 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Что характерно - как и в первом случае, в материалах уголовного дела снова не было упомянуто ни единого обстоятельства, связанного с «производственными» мотивами. Хотя при обыске в доме старшего вальцовщика, так дорожащего своей должностью, было обнаружено наличными почти полмиллиона (!) долларов.

Люди гибнут за металл…

В 2007 году череду декабрьских убийств на АО «АрселорМиттал Темиртау» пополнило еще одно. В ночь с 3 на 4 декабря в Темиртау был убит заместитель начальника конверторного цеха Игорь Сивков. Как характеризовали парня коллеги, он был слишком принципиальным.

Согласно показаниям людей, окружавших его, 3 декабря Сивков как обычно ушёл на работу рано утром и весь рабочий день был на виду. Но, уйдя с работы, до дома так и не добрался. Попытки родных дозвониться на сотовый не увенчались успехом - телефон был отключен. А на следующее утро сосед по гаражу, пришедший за машиной, обнаружил тело Сивкова в гаражном массиве недалеко от дома.

О том, что убийство заместителя начальника конверторного цеха не было совершено с целью ограбления, стало понятно, как только в карманах его одежды стражи порядка обнаружили ключи от квартиры и автомобиля, а также портмоне, в котором лежало полторы тысячи долларов.

Лишь спустя два года полицейские задержали пятерых подозреваемых, которые признались, что за Сивковым они наблюдали намеренно, по заказу. Поджидали у гаражного массива, хладнокровно наблюдали, как он загоняет свою машину и выходит из гаража, а затем проломили ему голову арматурой и изрезали ноги ножом. Исполнители назвали имя предполагаемого заказчика - инженера металлургического комбината, которого Сивков якобы уличил в кражах металла.

Однако доказать причастность работника АМТ к убийству так и не удалось. Его приговорили к условному сроку лишь за хранение пистолета, обнаруженного у него во время задержания. Поэтому наказание понесли только непосредственные убийцы: один получил 6 лет тюрьмы, другой - 3,5. Трое их подельников схлопотали по три года условно.

Стрельба для устрашения

В сентябре 2011 года чудом избежал трагического исхода начальник цеха холодного цинкования АО «АрселорМиттал Темиртау» Андрей Васькин. Трое мужчин в масках, подстерегавшие его у дома, открыли стрельбу. Один ранил Васькина в ногу из обреза, другой попал в голову пулей из травматического пистолета.

Услышав выстрелы, соседи пострадавшего вызвали полицию. Налетчики скрылись, а медикам удалось спасти жизнь Андрея. До сих пор преступники не найдены.

В 2014 году трое неизвестных злоумышленников дважды выстрелили из травматического пистолета в служебный автомобиль начальника листопрокатного цеха АО «АрселорМиттал Темиртау» Дмитрия Войтеховского.

По словам Дмитрия, инцидент произошел вечером, когда Войтеховский ехал с работы. На улице Мира неподалеку от его дома на дорогу выскочили трое молодых людей, и когда Дмитрий стал их объезжать, раздались выстрелы.

В данной ситуации Войтеховский действовал благоразумно: быстро уехал с места происшествия. Позже, обратившись в полицию, обнаружил в салоне пулю от травматического пистолета.

Озвучивая свою версию произошедшего, Дмитрий заявил, что при проверке цеха обнаружил недостачу металла весом в 1799 тонн. И в связи с этим провел «чистку рядов» - уволил нескольких сотрудников. Возможно, это кому-то не понравилось, - предположил он.

Одним словом, независимо от результата, все убийства, нападения и покушения так или иначе имели «стальную» подоплеку.

«Сердечная недостаточность»

Впрочем, не менее опасной оказалась деятельность общественников, защищающих права и интересы шахтеров АО «АрселорМиттал Темиртау». 5 июня 2012 года при загадочных обстоятельствах погиб лидер профсоюза «Жанарту», заместитель председателя общественного объединения «Шахтерская семья» Тахир Мухамедзянов.

По словам, нашедшей своего заместителя в его квартире, председателя ОО «Шахтерская семья» Натальи Томиловой, дверь квартиры была заперта изнутри, а 51-летний Тахир Мухамедзянов лежал в луже крови. И хотя позже судмедэкспертиза указала причиной смерти «остановку сердца ввиду «сердечной недостаточности», эта версия представлялась весьма сомнительной для его близких. Ведь накануне трагедии он заявлял в видеообращении об угрозах и нападениях.

   - Мне позвонили с незнакомого номера, назвали мое имя. На мой вопрос «кто это?», сказали: «доброжелатели». И посоветовали сменить деятельность, иначе меня будут ждать неприятности, - рассказывал на камеру Тахир.

Также он сообщил о подкарауливавших его у дома парнях, которые после «дежурных» вопросов «который час?» и «есть закурить?» кинулись на него сначала с кулаками, а затем с ножом.

А 10 октября 2010 года активисту взорвали гараж вместе с машиной. Позже, в 2011 году, в мусорной куче на окраине Шахтинска были обнаружены документы Мухамедзянова, которые хранились во взорванном гараже. Очевидно, что документы, в том числе собранный за последний год архив, были перед взрывом вынесены из гаража, а после досмотра выброшены.

Друзья и соратники Мухамедзянова неоднократно заявляли, что этот взрыв, угрозы, нападения, а затем гибель Тахира были напрямую связаны с его общественной деятельностью и защитой прав шахтеров и их вдов.

Дурной пример заразителен

Разумеется, доводы активистов «Шахтерской семьи» можно считать домыслами, ведь наша «самая объективная» судебная экспертиза никогда не ошибается, но как тогда расценивать недавнее заявление политика и общественного деятеля Санжара Бокаева о том, что директор ТОО «Оператор РОП» Руслан Шамшиев вовсе не совершал суицид, а был убит?

    - Смерть директора ТОО «РОП» Руслана Шамшиева, по версии независимой московской экспертизы, наступила в результате убийства, а не самоубийства, как пыталось убедить нас следствие на протяжении целого года, - написал Бокаев в своем Telegram-канале, обращаясь к генеральному прокурору и министру внутренних дел.

    - У меня на руках имеется полный текст московской экспертизы, которая опровергает версию самоубийства, показывает наличие гематомы на затылке от удара тупым предметом, вероятную потерю сознания, а также следов на шее, характерных для удушения посторонним лицом. Трасология указала на горизонтальное положение борозды следа, что невозможно при повешении, а также следы рывков. Более того, московские эксперты поставили под сомнение объективность казахстанской экспертизы и доказали, что при всех тех обстоятельствах, указанных в деле, человек не мог совершить суицид.

Бокаев потребовал приобщить к делу московскую экспертизу, переквалифицировать дело по статье «Убийство», установить исполнителя и заказчика преступления.

    - Привожу малую вырезку из московской экспертизы, которую заказала супруга Шамшиева и передала мне на изучение два месяца назад сразу после получения. Мы ждали всё это время, что следственные органы, изучив материалы экспертизы, переквалифицируют дело. Однако этого не произошло. Кто-то из высокопоставленных чиновников не заинтересован в объективном расследовании данного дела. В ближайшее время будет дана пресс-конференция членами семьи покойного Руслана Шамшиева, которые расскажут о всех обстоятельствах дела, - пообещал Бокаев и действительно приложил выдержку из экспертизы, опровергающую результаты казахстанских экспертов.

Напомним, вскоре после январских событий стало известно, что глава «Оператора РОП» Руслан Шамшиев якобы совершил суицид. Об этом 25 января сообщил департамент полиции Астаны. А 18 января стало известно: раскрыта вероятная схема вывода из Казахстана 312 млн долларов дочерью экс-президента Нурсултана Назарбаева – Алией Назарбаевой. 19 января сообщалось, что «Оператор РОП» лишился права курировать утильсбор...

Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием событий в Караганде.