Чья земля: кому мы платили за парковку, пока руководители «Алматы паркинг» сидели в СИЗО

Курманов Байтас

О том, что с парковками в Алматы будет наведён порядок, городские власти заявили ещё в декабре прошлого года. Акимат сообщил, что планирует изъять платные парковки у частников и передать в управление единому государственному оператору. Но чтобы вернуть их в госсобственность, нужно сначала выиграть суд. Журналист Ulysmedia.kz решил разобраться, почему алматинская администрация должна в суде отвоёвывать городские улицы, и за одним выяснить, кто сейчас получает прибыль с платных парковок.

Коллаж Ulysmedia

Кто хозяин?

Алматинские платные парковки передали в частную собственность в 2016 году. По данным управления городской мобильности, в городе насчитывается около 11 тысяч платных мест, что составляет 15 % от общего парковочного пространства. Всё это богатство досталось двум организациям – ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" и Alan Parking. Первая курировала тротуарные парковки, а вторая – площадочные. При этом 30 % Alan Parking принадлежит компании RR2, которой владеет олигарх Кайрат Боранбаев.

Перед операторами стояли следующие задачи: обеспечивать работу платных парковок, получать прибыль и выплачивать дивиденды государству. Но, как это часто бывает, деньги шли мимо казны. 

Миллионные хищения

В марте 2022 года бизнесмена Кайрата Боранбаева взяли под стражу. Одного из богатейших людей Казахстана обвинили в хищении государственных средств. Спустя месяц, лишившись "крыши", под арест попал директор компании Alan Parking Мухтар Базарбаев, а ещё через несколько дней за решёткой оказался руководитель ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" Марат Принбеков. 

Базарбаева и Принбекова обвинили в присвоении и растрате вверенного чужого имущества, легализации денежных средств, полученных преступным путём, группой лиц по предварительному сговору.

И что дальше?

Акимат Алматы тут же заявил о возвращении парковок в коммунальную собственность. Согласно официальным данным, частики сами предложили вернуть активы.

    - В акимат Алматы поступило предложение от владельцев данных компаний о возврате в собственность города 70-процентной доли "Алматы спецтехпаркинг сервис" и 100-процентной доли AlanParking. Это сделано в целях демонополизации и возмещения потенциального ущерба. ​Поэтому акиматом Алматы принято постановление о возврате долей в вышеперечисленных компаниях, – сообщили тогда в акимате.

О возмещении какого ущерба в то время могла идти речь, если суд даже не начался – история умалчивает. Похоже, бизнесмены пытались смягчить свою участь, добровольно сознавшись в злодеяниях и вернули городу тротуары. Складывается впечатление, что передача парковок в госсобственность – это не попытка улучшить инфраструктуру, а реализация плана по раскулачиванию назарбаевских приближённых.

Встать! Суд идёт

В марте 2023 года экс-руководителям ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" и Alan Parking вынесли приговор. Бизнесменов признали виновными. Принбекову назначили 5 лет лишения свободы, а Базарбаеву – 6 лет и 6 месяцев. Тот факт, что подсудимые умудрились возместить государству весь причинённый ущерб, стал смягчающим обстоятельством. Приговор в законную силу еще не вступил.

    - В результате преступных действий подсудимых государство недополучило дивиденды в размере 30 % от полученной прибыли на общую сумму 436 040 706 тенге. Подсудимый Базарбаев в группе лиц с другими лицами часть похищенных денежных средств в размере 391 651 076 тенге путём составления фиктивных сделок вовлек в законный оборот, тем самым совершил их легализацию, – информировал суд.

Подсудимые ущерб возместили, но вину всё же не признали. По их мнению, "проект по внедрению платных автоматизированных парковок для государства был выгодным. Государство, со своей стороны, не вложив в данный проект денежные средства, получило выгоду в виде штрафов, налогов и дивидендов".

А затем к 8 годам лишения свободы суд приговорил и Боранбаева, признав его виновным в присвоении вверенного чужого имущества, отмывании денег и пособничестве. 

Так что с парковками?

Несмотря на все судебные тяжбы, деньги за парковку с алматинцев собирали и собирают исправно. Но куда они идут? Этот вопрос Ulysmedia.kz решил задать акимату.

   - Процедуры по созданию единого оператора КГП на ПХВ «Алматы паркинг» завершены. Учредителем предприятия является управление городской мобильности Алматы. Все парковки работают в штатном режиме, оплата проверяется, штрафы выписываются. Вырученные средства поступают на счета компаний, которые администрируют деятельность парковок. По состоянию на конец февраля 2023 года на счетах компаний имеется порядка 634 млн тенге. Данная сумма ежедневно пополняется и будет передана на счет созданного государственного предприятия после завершения судебных разбирательств, – сообщили в акимате.

Какие именно компании теперь "администрируют деятельность парковок", когда именно деньги передадут госоператору и на что их планируют тратить – чиновники не уточнили.

При этом в городе до сих пор промышляют нелегальные парковщики, которые требуют оплату наличными и не выдают фискальные чеки. Юрист Сергей Уткин пояснил, почему такой способ парковки считается нелегальным. 

   - В Алматы работа парковок организована акиматом на основании утвержденных правил, согласно которым платить можно способами, определенными эксплуатирующей организацией. В прошлом году доли в эксплуатирующих организациях перешли от частных лиц к городу. Естественно, способы оплаты, определяемые эксплуатирующими организациями, в обязательном порядке должны предусматривать фискальный учет. То есть, без чека просто в карман парковщику платить нельзя, подобные требования незаконны, – объяснил юрист. 

Важно понимать, что задача оператора – взымать плату за парковку, никаких других обязательство у компании нет. 

    - Никаких охранных услуг эксплуатирующая организация не оказывает и ответственности за угон и повреждение авто не несет. По идее, все деньги за пользование городской землей должны поступать в бюджет города, – добавил юрист.

Это наша земля?

Как говорил Касым-Жомарт Токаев, земля Казахстана, её недра и богатства принадлежат народу Казахстана. Из чего можно сделать вывод, что алматинсике тротуары должны принадлежать жителям города.

При этом на протяжении шести лет горожане платили за использование городской земли, а средства эти шли не на благоустройство района, а в карманы нерадивых предпринимателей, которые использовали социально-инфраструктурный проект для отмывания денег, возможно полученных от незаконной деятельности Боранбаева.

Так кому на самом деле принадлежит земля Казахстана?