Цена победы: почему Сталин отменял праздник 9 мая

Бисенбаев Асылбек

Победа во Второй мировой войне далеко не праздник. А скорее повод вспомнить о многочисленных жертвах. И отношение к ним было самым разным. Сразу после войны Сталин решил, что в годы войны погибло 7 миллионов советских граждан. Но все прекрасно понимали, что жертв было намного больше. Но признать это означало для руководства страны дискредитацию собственной провальной политики и руководства боевыми действиями. Редакция Ulysmedia.kz решила перелистать страницы истории.

Коллаж Ulysmedia

Сколько жертв

Каждый новый руководитель СССР корректировал данные о потерях. Уже после распада Советского Союза остановились на следующих данных - безвозвратные, так называемые военно-оперативные потери Красной армии (убитые, умершие от ран в госпиталях, пропавшие без вести, попавшие в плен, умершие от болезней, погибшие от несчастных случаев и осуждённые трибуналами к расстрелу) исчисляются 11 444,1 тыс. человек. Из этого числа следует вычесть два показателя: 1 836 тыс. бывших военнопленных, вернувшихся на родину во время послевоенной репатриации и 939,7 тыс. человек, призванных в Красную армию вторично на освобождённых территориях Советского Союза в 1942–1945 годах. Оставшиеся 8 668 400 человек (здесь учтены и потери в кампании на Дальнем Востоке) следует считать общими демографическими безвозвратными потерями. Из этого числа армия и флот потеряли 8 509 300 человек, внутренние войска – 97 700 человек, пограничные войска – 61 400 человек.

Гигантскими были потери среди мирного населения. В период оккупации погибло более 13 684 тыс. советских граждан. Из них преднамеренно истреблены – 7 420 370 человек, погибли на принудительных работах в Германии – 2 164 313 человек, умерли от жестоких условий оккупационного режима (голод, болезни) – 4 100 тыс. человек. Общие же безвозвратные людские потери Советского Союза в Великой Отечественной войне сегодня оцениваются в 26,6 млн человек.

Цифры можно корректировать

Но оказалось, что и эти цифры не окончательные. В феврале 2017 года в Государственной думе РФ были оглашены новые сведения о потерях во время Второй мировой войны, которые составили 41 миллион 979 тысяч, а не 27 миллионов, как считалось ранее. Общая убыль населения СССР в 1941—1945 годы - более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны - более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения.

Вернулись с победой

Тяжелым было положение раненных и искалеченных. По данным Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге, в ходе Великой Отечественной войны ранения получили 46 миллионов 250 тысяч советских граждан. Из этого числа около 10 миллионов вернулись с фронта с различными формами инвалидности, в том числе 775 тысяч с ранениями в область головы, 155 тысяч с одним глазом, 54 тысячи ослепших, 3 миллиона одноруких, 1,1 миллиона без обеих рук…

Победа не принесла советскому народу улучшения положения. Равно как и странам Восточной Европы, которые оказались в положении сателлитов СССР. Вместо освобождения народы получили просоветские диктатуры, которые опирались на штыки Красной Армии. Союзники после победы вступают в фазу активного противостояния. Черчилль произносит свою знаменитую речь в Фултоне, которая считается началом «холодной войны». Но эта война началась раньше, когда советские солдаты, пришедшие в Европу для того, чтобы уничтожить Гитлера и освободить пролетариат, увидели реальную, а не пропагандистскую картину.

За что воевали

Это был культурный шок, поставивший под сомнение всю советскую пропаганду и саму идею преимуществ социализма. Увиденное в Германии, Австрии и других странах вызвало множество вопросов – почему уровень жизни рабочих и крестьян в буржуазных странах выше, чем в стране победившего социализма? Почему освобождаемые трудящиеся живут в квартирах со всеми удобствами, в то время как советские рабочие ютятся в коммуналках и бараках? Даже многие годы спустя советские офицеры стремились попасть на службу в гарнизоны, дислоцированные в Восточной Европе – Польше. Германии, Венгрии… Именно поэтому И.В. Сталин берёт курс на новый виток репрессий, которые были во многом даже страшнее, чем в 1937 году. Фронтовики, не раз и не два смотревшие смерти в глаза, повидавшие мир, могли уже самим фактом собственного достоинства и смелости, представлять угрозу для режима.

Как Сталин отменил день победы

В 1947 году было отменено официальное празднование дня победы. Долгие годы в стране не устанавливаются памятники воинам, не открываются музеи и вечные огни. Всё это станет обычным уже после смерти Сталина.

Если во время войны подчеркивалась роль союзников в разгроме врага, то теперь эта роль принижалась вопреки реальным фактам, а помощь по ленд-лизу представлялась в виде американской тушенки. В общей сложности СССР получил за годы войны снабжения из Великобритании, США и Канады на общую сумму около $13 млрд, из них $11,3 млрд приходились на США. В современных ценах стоимость поставок по ленд-лизу составляет свыше $160 млрд.

Правду велено уничтожить

В середине 1949 года начальник Главного политуправления Вооруженных сил обращается к секретарю ЦК ВКП(б) М.А. Суслову с просьбой дать указание изъять книгу доктора экономических наук, полковника Г.А. Деборина «Международные отношения в годы Великой Отечественной войны».

   - В книге всячески приукрашивается политика США и Англии во время второй мировой войны, не вскрываются хищнические цели англо-американского империализма, «Атлантическая хартия» характеризуется как документ, который гарантирует народам справедливый демократический мир. Автор книги затушевывает действительные причины задержки с открытием второго фронта, преувеличивает значение Англии и США в достижении победы над гитлеровской Германией и умаляет историческую роль СССР в Великой Отечественной войне.

И книгу уничтожают. С этого времени вклад союзников в победу игнорируется, а пропаганда говорит о том, что СССР обеспечил победу над фашизмом собственными силами. Принимаются планы по развертыванию антиамериканской пропаганды с определением тематики.

   - Организовать в газетах «Правда», «Известия», «Труд», «Литературная газета», «Комсомольская газета», журнале «Большевик» и пресс-бюро ТАСС и газеты «Правда» систематическое печатание материалов, статей, памфлетов, разоблачающих агрессивные планы американского империализма, антинародный характер общественного и государственного строя США, развенчивающих басни американской пропаганды о «процветании» Америки, показывающих глубокие противоречия экономики США, лживость буржуазной демократии, маразм буржуазной культуры и нравов современной Америки, - гласил в 1949 году первый пункт такого плана.

Лакированная история войны

Естественно, такие оценки не соответствовали истине. И это также вызывало, если не протесты, то во всяком случае, скрытое недовольство. Достаточно привести такой пример. В записке от 27 мая 1963 года в ЦК КПСС глава КГБ В.Е. Семичастный доносит о настроениях маршала Г. К. Жукова.

    - Лакированная эта история. Я считаю, что в этом отношении описание истории, хотя тоже извращенное, но всё-таки более честное у немецких генералов, они правдивее пишут. А вот «История Великой Отечественной войны» абсолютно неправдивая. Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии, - писал Жуков.

Внутренние враги

Одновременно с боевыми действиями на фронтах проводились и специальные операции против внутренних врагов. Практически с самого начала установления советской власти репрессии проводились в отношении самых разных слоев населения. Но в условиях войны они не прекращались, и даже расширялись. Врагами становились целые народы. Основное обвинение – предательство.

Например, закон РСФСР «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область» от 25.06.1946 констатировал, что «во время Великой Отечественной войны, когда народы СССР героически отстаивали честь и независимость Родины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, многие чеченцы и крымские татары по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды для борьбы с советской властью в тылу, причем основная масса населения Чечено-Ингушской и Крымской АССР не оказывала противодействия этим предателям Родины».

С апреля по июль 1944 года из Крыма были выселены крымские татары, болгары, греки, армяне.  Они также становились жертвами произвола и грабежа со стороны военнослужащих, которые отбирали у депортируемых личные вещи, деньги и драгоценности.

В этой «военной» операции участвовало 23 тысяч солдат и офицеров войск НКВД. Причем они также награждались боевыми орденами и медалями. Например, в начале декабря 1944 года Берия обращается к Сталину и просит наградить наиболее отличившихся участников операции по выселению из пограничных районов Грузинской ССР в районы Узбекской, Казахской и Киргизской ССР 91 095 человек турок, курдов и хемшилов орденами и медалями.

Что такое плен

В годы войны органы карали и фронтовиков, попавших в плен. И. Сталин не хотел брать на себя ответственность за провалы первых лет войны, когда враг дошел до стен Москвы, Ленинграда, поднял флаги со свастикой на вершинах Кавказа. Сталинская формула «в Красной Армии нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины» на многие годы искорежила жизнь миллионов людей. По данным Советского Генерального штаба, за четыре года войны всего попали в плен к немцам и их союзникам 4 миллиона 59 тысяч советских военнослужащих, а за два первых года — 3 миллиона 339 тысяч человек.

Судьба их была крайне тяжелой. По существу, страна отказалась от них. Те же, кто смог бежать из плена, были освобождены в ходе наступления, считались «бывшими военнослужащими» и отправлялись в лагеря для проверки. К лету 1945 года на территории СССР действовало 43 специальных и 26 проверочно-фильтрационных лагерей. На территории Германии и других стран Европы было еще 96 фильтрационных и пересыльных лагерей. Бывшие военнопленные после лагерей также подвергались репрессиям. Если не сразу, то в последующем. Даже через много лет после окончания войны, побывавшие в плену или на оккупированной территории, должны были указывать об этом в анкетах и относились к категории нелояльных.

За что боролись…

Победа и возвращение фронтовиков вовсе не означало, что начнутся перемены в жизни общества. Слишком многие увидели реальную жизнь на Западе, слишком многие думали о переменах. И власти начали закручивать гайки. Одной их таких мер стала отмена льгот и преимуществ, предоставляемых награждённым орденами и медалями Указом от 10 сентября 1947 года. Причем это было сделано в духе советской системы.

    – Учитывая многочисленные предложения награжденных орденами и медалями СССР об отмене денежных выплат по орденам и медалям и некоторых других льгот, предоставляемых награжденным, и о направлении освобождающихся средств на восстановление и развитие народного хозяйства СССР». Одновременно отменялось право «бесплатного проезда награжденных орденами СССР по железнодорожным и водным путям сообщения.

Первыми это обращение подписали трижды Герои Советского Союза И. Кожедуб и А. Покрышкин. В марте 1947 года Покрышкин приехал в Новосибирск, где он баллотировался в депутаты Верховного Совета СССР. И был встречен на новосибирском вокзале градом тухлых яиц, матом и криками безруких и безногих сибиряков-инвалидов.

До указа каждый месяц Герой Советского Союза получал 50 рублей, кавалер ордена Ленина 25 рублей, Ордена Отечественной войны I степени — 20 рублей, ордена Красного Знамени 20 рублей, по другим орденам и медалям от 10 до 15 рублей. Награждённые двумя и более наградами, получали денежные выплаты по каждой награде. Они не облагались никаким налогом, на них не распространялись никакие взыскания, в том числе и по исполнительным листам. Также эти выплаты не принимались в расчёт при исчислении алиментов, квартирной платы, налогов и прочего.

Теперь же фронтовики, и что более жестоко, инвалиды, лишались заслуженных кровью и потом денежных выплат. Для них наградные были существенным подспорьем. После войны на 20 рублей по карточкам можно было купить 1 кг краковской колбасы или чуть меньше 1 кг сливочного масла, или три пачки сигарет «Казбек» высшего сорта или одну пару галош. Многие инвалиды, имея несколько орденов, получали орденские деньги, сравнимые, а иногда и превышающие пенсионные, и могли хоть как-то улучшить свои жизненные условия, а с отменой этих денег они были приговорены к попрошайничеству на вокзалах и базарах. Рыночные цены были весьма высокими. Летом 1947-го за литр молока на рынке просили 10 рублей, кило свинины стоило 120, а пуд ржи – 850 рублей.

Решение правительства било и по самолюбию ветеранов войны. Как писали фронтовики, был тем самым был нанесён удар и по чести.

   - Вы, мол, теперь не нужны, отвоевали и всё, гуляйте ребята, писал писатель-фронтовик Г. Бакланов.

Беспощадность

Советская система была беспощадна не только к реальным или мнимым врагам, но прежде всего к собственному народу. Поэтому СССР понес самые огромные потери в годы войны. Из-за бездарности командования и политического руководства враг сумел дойти до Москвы, сокрушить кадровую Красную армию в 1941 году. Довоенные репрессии, жестокая коллективизация и голод, ссылки и заключение в лагеря были причиной того, что многие граждане просто не хотели воевать за коммунистический режим. По некоторым данным более миллиона советских граждан стали служить захватчикам. По сути, Отечественная война была одновременно войной против собственного народа. Поэтому она закончилась не только поражением гитлеровской Германии и её союзников, но и подавлением народа, который надеялся на облегчение своего существования после долгожданной победы.