Несколько дней назад в СМИ появилась новость, которая вызвала, скорее, недоумение: в Актобе намереваются запустить пилотный проект по современным общественным туалетам.
"Планируем осуществить пилотный закуп 5 современных общественных туалетов, которые должны обслуживаться и работать круглогодично. Их мы разместим в общественных местах, думаю, люди оценят качество данных услуг. Если проект будет успешным и востребованным, будем увеличивать их количество", – заявил аким Актобе Мурат Журебеков.
Ulysmedia.kz задумался над словами градоначальника: «если проект будет успешным и востребованным». Неужели ему невдомёк, что отправление естественных человеческих потребностей есть непреходящая и вечная данность, присущая хомо сапиенс с самого появления на свет?
Миллионы на нужник
Вообще «туалетная тема», особенно в городах, актуальна и востребована всегда. Возьмем, например, Алма-Ату советского времени. Помню, что хоть общественных туалетов, или как их сейчас называют, СГУ – санитарно-гигиенический узел, в тогдашней столице было мало, но они были, причем бесплатные, но не в количестве, необходимом для удовлетворения нужд горожан и гостей столицы.
С обретением независимости первое время было не до туалетов, и лишь через почти 30 лет, в 2020 году, управление туризма Алматы обещало установить 20 туалетов в значимых местах мегаполиса на общую сумму 178,5 млн тенге. По данным сайта государственных закупок, в среднем акимат собирался потратить на один клозет до 9 млн тенге. Через два года были установлены заявленные СГУ в разных местах города, преимущественно в центральной части, что, впрочем, наверное, объясняется большей концентрацией как горожан, так и туристов в этих местах.
Не царское это дело
Поначалу объекты находились в ведении районных акиматов, а затем, как оказалось, перешли в доверительное управление частной компании «ЭкоМед Сервис», занимающейся «обработкой и удалением опасных отходов». Но даже и частники так и не смогли запустить в полноценную работу клозеты, большая часть которых до сих пор закрыта. Например, нужник возле Никольской церкви, в сквере им. А. Байтурсынова, который так и не открылся ни разу.
Помимо городских, существует проблема и с придорожными туалетами вдоль трасс, и в популярных туристических местах Казахстана. В ноябре 2022 года вице-министр культуры и спорта Ержан Еркинбаев сообщил, что в туристических зонах не хватает более 490 общественных туалетов, а к настоящему времени построено всего 158. По словам чиновника, их не подключили к сетям.
- Они стояли закрытыми. А закрытый туалет вызывает еще больше критики, чем отсутствие туалета… Многие регионы держат туалеты закрытыми. Почему? У нас нет бюджетной программы для содержания расходов на эти туалеты и содержания персонала.
Однако следующие слова чиновника опровергают ранее им же сказанное.
- Сегодня государство может выделить субсидии на содержание санитарно-гигиенических узлов в размере 83 тыс. тенге ежемесячно. Для этого акиматы должны подать заявки, - заявил Ержан Еркинбаев.
А по придорожным туалетам тоже возникает вопрос. Ещё в ноябре 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев возмущался ужасным состоянием туалетов вдоль трасс. Позже объявили, что в Казахстане установят 260 придорожных туалетов, 22 из них – в 2020 году. По данным национальной компании «КазАвтоЖол», на май 2023 года есть 63 санитарно-гигиенических узла (СГУ). Но каково их санитарно-гигиеническое состояние и их количество в стране, занимающей 9-ое место в мире по площади, не вызывает удивление.
Цена одного придорожного туалета - 23 млн тенге, а это цена однокомнатной, а в некоторых местах и двухкомнатной квартиры. Но, на наш взгляд, не «царское это дело» заниматься ещё и состоянием туалетной инфраструктуры в государстве, в котором добывают уран и другие стратегическое сырье.
На бумаге-то красиво
Мы сейчас не будем описывать, какие по техзаданию должны быть и как должны выглядеть внутри и снаружи эти СГУ: на бумаге очень много красивых слов и технических терминов, вплоть до: «настенный электроконвектор и бойлер для подогрева воды, а также антивандальные унитазы, раковины и сушилка для рук, дозатор мыла» и так далее.
Понятно, что установка туалетов — это не прихоть акимата, а часть Государственной программы развития регионов на 2020–2025 годы. В этой программе есть такое понятие как «Целевые индикаторы», включающие в себя в том числе и «Уровень урбанизации». Однако на деле мы пока видим в большинстве так и не начавшие работать общественные туалеты. Кстати, я погуглил, и поисковик выдал мне на карте лишь 10 общественных туалетов Алматы. А вот работают ли они – это великая тайна.
Из личных наблюдений: в Париже мэрия давно договорилась с владельцами общепита о бесплатном посещении их туалетов страждущими прохожими, при этом городское начальство доплачивает хозяевам заведений определённую небольшую сумму на содержание ватерклозетов.
Город начинается с… туалета
Как театр начинается с вешалки, так и, перефразируя, по дислокации, обустройству и состоянию уличных уборных можно составить мнение об отношении государства к жителям и гостям города.
Общественные туалеты – это важная инфраструктура для города, они играют важную роль в создании комфортной и безопасной среды для жителей и туристов и служат для удовлетворения их биологических потребностей. Они также считаются неотъемлемой частью комфорта, создают благоприятную обстановку для прогулок, путешествий и посещения местных достопримечательностей.
Наличие общественных туалетов в городе необходимо по следующим причинам:
Общественные туалеты могут быть особенно важны для людей с ограниченной подвижностью или тех, кто путешествует с детьми, а также для людей, у которых есть особые медицинские потребности. Они также могут быть важны для туризма и отдыха, поскольку комфортное использование общественных туалетов может привлечь больше туристов в город.
Кроме того, общественные туалеты – это индикатор качества городской среды и гигиены, поэтому их обслуживание и содержание играют важную роль в создании благоприятной обстановки для граждан.