Лозунги о поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане провозглашаются с момента обретения им независимости. За более чем три десятка лет принимались различные государственные программы, создавались фонды, выделялись деньги, да только бюджет с «нефтяной иглы» так и не соскочил. Что же не так с господдержкой в нашем государстве? Корреспондент Ulysmedia.kz на примере фонда развития предпринимательства «Даму» пытался понять, почему поддержка от государства вроде бы есть, а предпринимательство развивается черепашьими темпами.
Поддержка – хорошо, не мешать – лучше
Казахстанцы, побывавшие в Южной Корее, сравнивают бизнес-климат там и здесь и отмечают парадокс.
- Казалось бы, здесь у нас здесь и государственная поддержка, и ассоциации по защите бизнеса, и льготные кредиты, и субсидии, и гранты на открытие бизнеса, а легче заниматься бизнесом в Корее. Отправил в местную администрацию уведомление о том, что будешь заниматься предпринимательской деятельностью, вышел с передвижной витриной с пирожками в людное место, и торгуешь. Платишь за место, и никто тебя не трогает. Поэтому там маленьких кафешек, магазинчиков, мастерских, салонов – на каждом шагу. У них каждый второй – предприниматель, а у нас предприниматель – это элита, избранные.
Собственно, эту же проблему озвучил президент Касым-Жомарт Токаев в марте этого года, поручив запустить «комплекс полноценных мер поддержки малого и среднего бизнеса». Из слов главы государства напрашивается вывод: меры по поддержке бизнеса, принимаемые ранее, были неполноценны. Звучит почти кощунственно? Но, по мнению многих предпринимателей, полностью соответствует действительности.
Взять хотя бы Фонд развития предпринимательства «Даму». Он был создан в далеком апреле 1997 года в подмогу малому предпринимательству и до 2010 года никак не мог определиться с инструментами поддержки отечественному бизнесу.
И швец, и жнец…
До 2001 года «Даму» выполнял функции агента по учёту и контролю использования средств государственного бюджета по программе мер по поддержке отечественных товаропроизводителей, а также по кредитным линиям Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития.
С 2002 года Фонд начал кредитование малого бизнеса напрямую из собственных средств. Фондом «Даму» были реализованы «Программа кредитования субъектов малого предпринимательства из средств республиканского бюджета» и «Программа развития малых городов на 2004-2006 гг.».
В мае 2005 года «Даму» осуществлял поддержку МП, реализуя программы проектного финансирования и лизинга, развития системы микрокредитования, гарантирования кредитов субъектов МП, получаемых в банках второго уровня в рамках, принятой на тот момент, программы «ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РК на 2005-2007 гг.».
В апреле 2006 года фонд «Даму» вошел в состав акционерного холдинга АО «Фонд устойчивого развития «Қазына». С конца 2007 года Фонд «Даму» стал осуществлять функции оператора по обусловленному размещению средств Стабилизационной программы Правительства РК.
С 2010 года «Даму» стал называться «финансовым агентом субсидирования ставок вознаграждения по кредитам предпринимателей и гарантирования кредитов предпринимателей перед банками». Также ему доверили функции оператора программ по обучению и консультированию в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
Под крылом «Байтерека»
В мае 2013 года фонд ушел под крыло Национального управляющего холдинга «Байтерек», который стал единственным акционером «Даму».
В 2015 году «Даму» назвали «финансовым агентством, осуществляющим реализацию и мониторинг финансовой поддержки». Хотя функции фонду оставили те же - субсидирование ставок вознаграждения по кредитам предпринимателей, гарантирование кредитов предпринимателей перед банками в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».
В 2017 году, когда началась реализация программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, фонд «Даму» стал осуществлять фондирование банков второго уровня и микрофинансовых организаций, которые предоставляли предпринимателям в городах кредиты и микрокредиты по ставке до 6%. Помимо привычного субсидирования, «Даму» начал выступать гарантом в процессе кредитования и микрокредитования.
С 2012 года началось активное расширение фонда. До 2014 года в Казахстане были созданы 18 центров обслуживания предпринимателей. Они появились во всех областных центрах, в городах Астана, Алматы, Семей, Туркестан. Им в помощь были созданы 14 мобильных центров.
Согласно отчётам, размещенным на официальном сайте фонда, за 13 лет было подписано 88 291 проект на общую сумму 5 696,6 млрд тенге. Сумма выплаченных субсидий составила 592,6 млрд тенге. По инструменту «гарантирование» одобрено 51 133 проекта, общая сумма заключенных кредитов составила 1 212 млрд тенге, сумма заключенных гарантий – 565 млрд тенге.
С 1 января по 1 марта нынешнего года по инструменту «субсидирование» было подписано 2 665 проектов на сумму 222,67 млрд тенге. Сумма выплаченных субсидий составила 59,3 млрд тенге. По инструменту «гарантирование» фондом одобрено 1 343 проекта, общая сумма кредитов составила 89,5 млрд тенге, сумма гарантий - 36,2 млрд тенге.
Аховая статистика
О том, какие именно проекты субъектов малого и среднего бизнеса были осчастливлены фондом «Даму», история и официальный сайт умалчивают. Однако вот что интересно.
Согласно данным Бюро национальной статистики РК, ежегодно в стране наблюдается рост числа зарегистрированных юридических лиц в среднем на 5 %. За период с 2012 по 2022 год их количество увеличилось с 317 926 до 507 238 - на 59,5 %. При чём основной рост происходил за счёт малых юридических лиц, их количество каждый год стабильно увеличивалось в среднем на 4,9 %.
Но, в отличие от динамики малых предприятий, динамика средних и крупных юридических лиц оставляет желать лучшего. За тот же период количество средних и крупных юрлиц до 2016 года росло незначительно, а с 2016 по 2019 годы и вовсе снижалось.
Если перевести эти цифры с языка статистики на бытовой, выходит, бизнес у нас не имеет тенденций к росту. Маленькие фирмочки открываются и борются за существование, не показывая тенденций к развитию. Напрашивается вопрос: куда же деваются средства, выделенные на пополнение оборота? На поддержку «штанов» малого бизнеса?
И, кстати, внимательно знакомившись с данными Бюро нац.статистики, мы обнаружили еще один интересный факт: на протяжении многих лет наибольшее количество зарегистрированных юридических лиц сохранялось по отраслям: «Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов», «Строительство» и «Предоставление прочих видов услуг». В совокупности доля этих трех видов деятельности составляла 51,2 % всех зарегистрированных юридических лиц.
О каком же развитии бизнеса можно говорить при таком раскладе?
Зачем предпринимателям посредник?
В свете вышеизложенного, неудивительным представляется тот факт, что три года назад даже народные избранники задавались вопросом: «А зачем, собственно, нужен фонд «Даму»?».
В мае 2020 года на пленарном заседании мажилиса депутат Аманжан Жамалов обратился к премьер-министру страны с запросом, в котором акцентировал внимание на плачевную ситуацию в сфере финансирования малого и среднего бизнеса фондом «Даму».
- Основной деятельностью «Даму» остается субсидирование процентной ставки за счет бюджета, - констатировал профессор, доктор экономических наук Жамалов.
- Так, за 4 месяца 2020 года фондом «Даму» через субсидии было поддержано всего 703 проекта. С 2010 года субсидии получили 15,8 тысяч проектов. На это было потрачено 264 миллиарда тенге. Какой экономический и социальных эффект от этих проектов? Этот вопрос уже многие годы остается без ответа.
Парламентарий отметил, что вся работа фонда «Даму» сводится к тому, чтобы раздавать бюджетные субсидии клиентам банков.
- Грубо говоря, фонд «Даму» - это просто посредник между бюджетом и банками. Банки сами отбирают проекты, сами кредитуют, а фонд «Даму» получает деньги из бюджета и перечисляет субсидии в банки. При этом за свои услуги получает оплату из бюджета по 770 миллиона тенге ежегодно. Решая даже такую банальную задачу, фонд «Даму» умудряется генерировать убытки! В 2018 году убыток фонда составил 11,9 миллиарда тенге. А с начала реализации программы «Дорожная карта бизнеса» прошло 10 лет - за это время давно можно было бы автоматизировать весь процесс выдачи субсидий.
Уже тогда депутат предложил провести критическую оценку деятельности Фонда «Даму» и реформировать его.
- Для чего фонду «Даму» 371 штатный сотрудник, 20 структурных подразделений и 18 филиалов? За 2018 год административные расходы фонда «Даму» составили 4,3 млрд тенге, в том числе расходы на персонал - 2,7 млрд тенге. Несмотря на то, что в фонде работает почти три сотни человек, в 2018 году на юридические и консультационные услуги было потрачено 49 миллионов тенге. В то время, когда МСБ испытывает финансовый «голод», на банковских счетах фонда «Даму» по состоянию на 1 сентября 2019 года числилось 63,4 миллиарда тенге свободной ликвидности! – возмущался Жамалов.
Он предложил оптимизировать раздутую структуру и штатную численность фонда, максимально оцифровать процесс оказания финансовых мер поддержки, оказывая их дистанционно в режиме онлайн, а также расширить инструментарий финансовой поддержки бизнеса. По мнению Аманжана Жамалова, этот инструментарий должен включать не только банковские, но и небанковские, прямые каналы финансирования МСБ - через микрофинансовые организации, прямые инвестиции, проектное финансирование и так далее. Он заявил о необходимости отказа от непрофильных нефинансовых мер поддержки, связанных с обучением предпринимателей, провести независимую оценку эффективности поддержанных проектов с точки зрения отдачи и эффекта на производство, занятость, налоговые поступления и так далее.
- Эти рекомендации можно в равной степени отнести к большинству субъектов квазигосударственного сектора, - утверждал депутат.
- Настала необходимость оптимизации расходов не только в государственном секторе, но и в квазигосударственном. Фонд «Даму» — банальный посредник. Зачем содержать бездельника?
Увы, по сей день ответа на этот вопрос так и не прозвучало ни от правительства, ни от самого фонда.