Природа VS сельское хозяйство: почему на западе Казахстана не могут остановить войну с сайгаками

Курманов Байтас

В Западно-Казахстанской области опять задумались о том, что делать с сайгаками. Напомним, здесь не только сохранили, но и приумножили исчезающий вид животных, однако теперь степные антилопы создают проблемы фермерам. Корреспондент Ulysmedia.kz побывал на совещании в акимате, где на этот раз проблему обсуждали с международными экспертами из Германии и Великобритании.

Коллаж Ulysmedia

История

В прошлом году вопрос увеличения популяции сайги достиг своего апогея – фермеры убедили министерство экологии, что сайгу нужно отстреливать. Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы в ситуацию не вмешался президент страны. Тогда Токаев заявил, что сайгаки для казахов - священные животные и их убийство – это крайняя мера. Он посоветовал к проблеме подойти профессионально. Всё закончилось сначала выговором министру Брекешеву, а затем и его отставкой.

Зульфия Сулейменова, которая пришла на смену Брекешеву, считает, что массовый отстрел животных недопустим.

   - Я считаю, что их нужно регулировать на основе научных исследований, то есть таким образом, как нам скажут ученые. Но бесконтрольный отстрел - это неправильно и негуманно, - поделилась своим мнением министр Сулейменова.

Было мало, стало много

А началась эта история около двадцати лет назад, тогда казахстанская популяция сайгаков находилась на грани вымирания - в 2003 году их число было немногим выше 21 тысячи особей. Именно тогда за сохранение вида и взялись специалисты.

Ежегодный прирост поголовья копытных, даже несмотря на браконьерские вылазки, дал свои результаты - к 2015-му численность сайгаков удалось увеличить более чем в 10 раз. Однако в том же году произошел массовый падеж животных от инфекционного заболевания "пастереллез". Тогда Казахстан потерял треть популяции сайгаков. После чего был введен полный запрет на отстрел сайги. Сегодня, спустя 7 лет, казахстанская популяция сайги насчитывает более 1 миллиона 300 тысяч особей.

Проблема

Казалось бы, цель достигнута и некогда вымиравший вид восстановлен. Но появилась другая проблема: от животных начали страдать фермеры Западно-Казахстанской области. Соседство с сайгаками приносит им огромные убытки - аграрии теряют до половины урожая, а скотоводам негде пасти свои стада, потому что сотни тысяч животных буквально вытаптывают пастбища.   

   - Дойным коровам сайгаки ничего им не оставляют. Наши дети молоко не получают такого качества, которое нужно - остался только ковыль. Надо поместить где-то сайгу, найти место - это ведь наше достояние, - считает фермер Сагынай Нурмуханов.

Что делать

Что делать с разрастающейся популяцией, как помочь крестьянам, не навредив сайгакам теперь ломают голову и зарубежные ученые.

   - Разрешить отстрел – это самое простое, - говорят специалисты. Но как бы через несколько лет не пришлось снова спасать ровесников мамонтов от исчезновения.

Международный эксперт из Германии Михель Штефан отметил, что увеличение популяции сайги -  большое достижение Казахстана. Поэтому убивать степную антилопу -  крайняя мера.

   - Не дай бог, будут какие-то очень некрасивые картинки - они могут испортить положительную репутацию страны. Мы на это тоже должны смотреть с разных сторон, очень тщательно надо разработать, я думаю, мы найдём те решения, которые будут технически, экономически, экологически верны и с точки зрения гуманного отношения к животным.  Нужно мыслить стратегически и подумать, как эффективно использовать этот ресурс, - убеждён ученый.                                                  

Местные специалисты сообщили, что сайгаки после первого окота приносят минимум двойню, а это значит, что в этом году поголовье достигнет более 2 млн голов. Они будут претендовать на теже пастбища, что и 2 млн овец и 800 тысяч голов крупного рогатого скота. В Жанибекском, Казталовском, Жангалинском, Бокейординском районах сосредоточено более 50 % сельскохозяйственных животных в личных подворьях.

    - Здесь надо рассматривать не то, что кто-то кому-то мешает. А что будет, если мы сегодня не решим проблему подачи воды. От того, что скажут международные эксперты, поголовье сайгаков не уменьшится. Ведь мы боремся не с причиной, а с последствиями, которые возникли. У нас сейчас сайгаков намного больше, чем домашнего скота. Кого мы будем кормить? Сайгаки не виноваты, но и фермеров можно понять, - приводят свои доводы местные специалисты.

Они не спорят, что у Казахстана есть ответственность и обязательства перед мировым сообществом, однако считают, что решение по сайгакам всё-таки придётся искать.

Верните сайгаков на их историческую родину

Учёные, в свою очередь, настаивают, что проблема намного шире, чем кажется на первый взгляд, и предложили ещё один вариант её решения - вернуть сайгаков в исторический ареал их обитания.

   - Они покинули эти места из-за того, что сейчас там нет воды. Раньше она поступала по руслам Большого и Малого Узеня и по Кушуму, и сайгаки обитали в дельтах этих рек. Сейчас у нас маловодье, озёра пересохли – мы предлагаем дать туда воду и тогда сайгаки вернутся на исторические места обитания, - предлагает кандидат сельскохозяйственных наук Табылгали Сапаров.

Он убеждён, что нужно обеспечить свободное затекание воды из реки Урал в Урало-Кушумскую водную систему.  Для этого придётся установить плавучий шлюз и поднять уровень воды в реке.

   - Наши научные работники доказывают, что поголовье сайгаков не должно превышать на нашей территории 500 тысяч, а сейчас их число доходит до двух млн голов. Поэтому, хотим мы этого или нет, но должно быть изъятие методом отстрела или отлова. Но это должно решать министерство, - говорит учёный.

Он не отрицает, что здесь может стать препятствием Конвенция по сохранению мигрирующих видов животных.

   - Это международная организация, которая даёт согласие на то, что дериваты, то есть рога, запрещено вывозить за пределы нашего государства, у нас они пока не перерабатываются.

Отстрел – не выход

Совершенно не согласен с этой точкой зрения ещё один эксперт. Ерлан Нысанбаев работал в министерствах экологии и сельского хозяйства, поэтому знаком со всеми сторонами проблемы, тем не менее считает, что отстрел животных вопрос с повестки дня не снимет. Он убеждён, что интересы человека и животных вошли в противоречие из-за того, что изменился гидрологический режим.

   - Миллионы лет сайга приходит в одно место, животные запрограммированы на это. Сайга подошла к населенным пунктам, потому что и объёмы воды уменьшились. Поэтому даже если путём отстрела численность снизят до 10 тысяч особей, степные антилопы все равно будут приходить на свои пастбища, - говорит Нысанбаев.

Он предлагает набраться терпения, провести ряд мероприятий, найти научно обоснованное решение, чтобы заставить сайгу уйти в другие места.

   - Отстрел не выход! Я никогда не думал, что уральская популяция станет такой многочисленной. Раньше ведь она мигрировала в Россию. Но там браконьеры, а меры, принятые нашим государством, позволили не только сохранить популяцию, но и приумножить, - настаивает эксперт.

Общественники заявляют, что квоты на отстрел сайги станут прикрытием для браконьеров, которые смогут уходить от ответственности за незаконный промысел. К тому же немало сайгаков и так гибнет от рук браконьеров и инфекционных заболеваний. При таких обстоятельствах отстрел реликтовых копытных, даже регулируемый, может привести к плачевным последствиям.

Вопрос по регулированию численности сайги пока остаётся открытым. На совещании решено изучить проблему тщательно и проработать все нюансы, вплоть до мелочей. А зарубежные эксперты пригласили казахстанских специалистов приехать в их страны, чтобы познакомиться с тем, как в Европе находят консенсус с природой и регулируют её ресурсы. К слову, они планируют посетить и другие регионы Казахстана, и только после этого вынести свой авторитетный вердикт по сайгакам в Астане.