Легкость, с которой президент и правительство разрешили маленьким компаниям не платить налоги говорит о двух вещах: основные налоги платит не МСБ, но правительство все же пытается заботиться о них, потому что они создают рабочие места. Корреспондент Ulysmedia.kz попытался разобраться насколько эффективны подобные меры.
Созданные рабочие места означают регулярную заработную плату, спокойствие на социальном фронте.
Последние пять-семь лет государство активно выделяет средства на поддержку и развитие малого бизнеса, пытаясь создать условия для формирования экосистемы.
После того, как правительство сочло успешным опыт фонда DAMU, приняли решение развивать эту практику и в региональных социально-предпринимательских корпорациях (СПК), выдавать буквально бесплатные (2% годовых) кредиты в тенге микробизнесу.
В период пандемии, в столице, не без подсказки НПП Атамекен, решили оказать беспрецедентную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Цель - удержать на плаву компании, пострадавшие от пандемии.
Если в прошлом году количество действующих субъектов МСП колебалось, то в текущем, бизнес адаптировался к условиям карантина.
Согласно статистике, есть определенное снижение числа МСП в Нур-Султане и Алматы. Однако в целом по стране наблюдается рост активных компаний. В июле их количество достигло более одного млн компаний.
Способствовали этому также меры по освобождению от налогов и введенный мораторий на проверки.
Можно сказать, что правительство и Атамекен вручную удержали число МСП на высоком уровне.
По статданным больше половины МСБ составляют индивидуальные предприниматели.
Тревожной тенденцией является снижение количества субъектов среднего бизнеса.
Проблема в том, что микро и малый бизнес чаще всего занимается торговлей (упрощенно - импортом и перепродажей). Однако для стабильной экономики и создания рабочих мест, необходимы компании, которые занимаются не просто продажей, но и производством, переработкой, накоплением отраслевых компетенций.
Другими словами, Казахстану важно поддерживать не просто индивидуальных предпринимателей, а сфокусировать государственное внимание на тех компаниях, которые смогут формировать будущее экономики.
Понятно, что DAMU и другие крупные структуры формируют определенные списки приоритетных отраслей. Однако роста в производстве и переработке недостаточно. более того, большей частью роста мы обязаны иностранному оборудованию, а не собственным изысканиям.
Вполне логично, что у нас не вырастают IT гиганты вроде Sber Technologies, которым мы будем постепенно отдавать рынок.
Падение VitaSoy в Алматинской области, активы которой купила российская «ЭФКО» - еще один пример, когда государство могло спасти средний бизнес. На место VitaSoy теперь пришли микроигроки, которые покупают иностранную продукцию и перепродают ее местным потребителям.
Если взять в руки отчеты о работе, проделанной правительством, видны победные возгласы льготного кредитования, рефинансирования, действия, которые можно назвать коррупциогенными.
Казахстану нужен МСБ, однако Казахстан не может тратить весь бюджет на поддержку любого бизнеса. Сила того же европейского сектора МСП в умении адаптироваться к любым неблагоприятным условиям через конкуренцию, альянсы, кооперативы и отраслевые ассоциации.
К сожалению, и Казахстану придется делать выбор – или пустить МСБ на самотек, позволяя ему развиваться и эволюционировать самому или превратиться в добрую бабушку с гиперопекой, закутывая ребенка в одеяло, тем самым окончательно испортив ему природный иммунитет.