Парадокс эпохи хайпа в действии: одна из самых «закрытых» для работников пера и микрофона персон правительственного масштаба – министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният на этой неделе стала самой обсуждаемой героиней вирусного ролика. Одна фраза про 9,5 заболевших коронавирусной инфекцией человек вмиг вознесла Ажар Гиниятовну на вершины популярности в соцсетях.
Корреспондент Ulysmedia.kz выяснял, чем ещё запомнилась соотечественникам министр здравоохранения, которая на пост заступила в январе 2022 года.
Математика минус логика
Завирусившееся в соцсетях видео с комментарием министра здравоохранения, что
- Только за четыре месяца 9,5 человек заболели (коронавирусной инфекцией – авт.) и 10 человек от болезни умерло, - вполне могло бы сделать Ажар Гиният популярным блогером.
Но – увы, поскольку авторство ролика принадлежало не ей, миллионные просмотры и лайки достались журналистам, оказавшимся в нужное время в нужном месте. А комментаторы захейтили министра по самое «не хочу» - от предложений устроить чиновнице переэкзаменовку по основным школьным предметам, в по особенности математике, до предположений о не случайности числового совпадения озвученной ею статистики с названием популярного в прошлом веке голливудского эротического фильма «9,5 недель».
Неизвестно, как пережила сомнительную «минуту славы» сама Ажар Гиният, ранее подчеркивавшая свое нежелание «светить» не связанные с работой стороны своей жизни, однако её подчиненные из пресс-службы минздрава отреагировали сразу же.
- Видео в социальных сетях используется для искажения первоначального смысла переданной информации, озвученной министром здравоохранения, - обратились они к представителям СМИ и попросили не допускать дальнейшего распространения провокационной подачи статистики заболеваемости КВИ.
Ведомственные пиарщики также уточнили, что министр просто не договорила фразу, имея в виду 9,5 тысяч человек.
- С начала 2023 года в стране зарегистрировано 9086 случаев КВИ+ и 435 случаев КВИ-, что в совокупности составляет 9,5 тысячи заболевших, - подкрепили статистическими данными «оговорку» министра специалисты по связям с общественностью.
Очевидно, для того, чтобы окончательно воспрепятствовать разрастающейся как снежный ком «популярности» руководителя министерства здравоохранения, пресс-служба математически обосновала и ещё одно неоднозначное высказывание, допущенное Ажар Гиният.
- Продолжительность жизни за один год увеличилась на четыре года.
В пресс-службе министерства сослались на данные Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам:
- Ожидаемая продолжительность жизни по итогам 2022 года в сравнении с 2021 годом увеличилась на 4,21 года и составила 74,44 года против 70,23 года.
- Это же не наши данные, и не мы ожидаемую продолжительность жизни считаем, а Бюро нацстатистики, - оправдали шефиню в пресс-службе.
- Было много журналистов, шумно, она сказала «продолжительность жизни», но пропустила слово «ожидаемая».
Каков поп – таков приход
Между тем, попытки министерства здравоохранения спасти «лицо» своего первого руководителя народ не оценил. А некоторые его представители оценили со знаком «минус». Так, столичный юрист Бахытжан Жакупов посвятил объёмный пост в Facebook этому явлению.
- Портфель министра ко многому обязывает персону, его удостоенную, - выразил он свою точку зрения на сложившуюся ситуацию.
- Это по умолчанию и одобряется народом, но сами министры так не считают. Некоторые ведут себя, как случайные в составе кабинета.
Автор поста счёл попытку минздрава заступиться за шефа проявлением медвежьей услуги, поскольку оно таким образом «подтвердило изречение им нелепицы».
- Попытка представить шефа лучше, чем он себя публично презентовал, выглядела жалкой, - написал Бахытжан Жакупов.
- К вирусу, ненароком сотворенному министром, добавился рукотворный вирус его ведомства. Каков руководитель, таковым, увы, оказалось и ведомство.
По мнению юриста, если бы не вмешательство ведомства, то отсебятина министра забылась бы быстро. Вместе с тем, он отметил, что «министру нельзя выступать походя, скороговоркой как на детском утреннике, его никто не торопит, от него, как члена правительства, ждут толковое слово».
- Хотелось бы гордиться министрами, а не краснеть за них, - подытожил Жакупов.
- Позволить себе небрежное интервью может только чиновник, не уважающий электорат, позиционирующийся выше его, дескать, ему и так сойдет… Объясняться за министра должен он сам, а не министерство. Так было бы честно и справедливо или эти высокие моральные принципы не в почете у министров? Полагалось бы лично объясниться и извиниться перед людьми и главой государства за бездарное интервью, подрывающее доверие к его назначениям.
Война план покажет
Между тем, пользователи интернета не впервые отмечают явные пробелы в логике Ажар Гиният. Так, в ноябре прошлого года её отчёт о состоянии сельской медицины значительно понизил рейтинг министра здравоохранения в глазах пользователей соцсетей.
Выступая перед депутатами на правительственном часе, Гиният перечислила проблемы сельской медицины: недоступность консультативно-диагностических услуг, низкий уровень обеспечения дорогостоящими лекарствами пациентов с хроническими заболеваниями, отсутствие во многих населенных пунктах аптечных точек и больниц, оставляющее желать лучшего состояние существующих лечебных учреждений.
В своем выступлении министр была так убедительна, что вызвала неподдельное сопереживание народных избранников, один из которых озвучил вполне логичное умозаключение.
- Если половина населения страны — это сельчане, то выходит, наша медицина не в состоянии решать медицинские проблемы половины граждан.
И вот тут министр резко изменила риторику и опровергла собственное выступление, приведя позитивные цифры статистики.
Непоследовательность, продемонстрированная Ажар Гиният, рассмешила пользователей казахстанского сегмента соцсетей. В особенности тех, кто заметил ещё одну «несостыковочку» в её выступлении.
Так, министр поведала депутатам о проекте, предусматривающем выделение из бюджета 206 млрд тенге в следующие три года на строительство 655 объектов первичной медико-санитарной помощи, модернизацию 12 действующих больниц и организацию 20 новых.
При этом та же самая Ажар Гиният в рамках этого же правительственного часа озвучила, что дефицит сельских врачей достигает двух тысяч специалистов. Решение, предложенное ею для того, чтобы «заткнуть» кадровую дыру, состояло в следующем - министр увидела панацею в том, чтобы обязать выпускников медицинских вузов три года отработать на селе. При этом тот факт, что выпускники, которым минздрав отвел роль «основных кадров» для заполнения построенных и модернизированных больниц, не будут иметь опыта, а значит, не смогут обеспечить сельчан соответствующим качеством лечения, министра нисколько не смутил.
Как видно, привычка считать «половинами» у Ажар Гиният проявлялась уже тогда.
«Писала, но не писала…»
Ещё одна запутанная история, связанная с Ажар Гиният, произошла в начале этого года и высветила имена подзабытого её предшественника - Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева, признанного виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и приговоренного к ограничению свободы сроком на четыре года.
В ноябре 2020 года стало известно: суд санкционировал арест самого Елжана Биртанова, но практически сразу он был отпущен под домашний арест. Экс-главу минздрава заподозрили в хищении 526 млн тенге, выделенных на цифровизацию.
Так вот, в январе 2023 года бывший министр здравоохранения Елжан Биртанов на своей странице в соцсети сообщил: «Сейчас в суде мы узнали, что министр здравоохранения Ажар Гиният написала заявление в полицию в связи с тем, что она не подписывала петицию в защиту Биртанова и Абишева (бывшего заместителя Биртанова – авт.), которую мы изучали в суде и там видели подпись «Ажар Гиният». Мы тогда удивились и задались вопросом к суду и представителю министерства: какова истинная позиция министра в отношении нас?».
Биртанов в своем посте высказал предположение, что заявление Гиният основано на подозрениях о том, что Абишев сфальсифицировал её подпись под петицией в его защиту.
- Сегодня Олжаса Абишева вызвали в полицию для допроса по поступившему заявлению. И это во время рассмотрения наших апелляционных жалоб в городском суде! Очевидно, это сделано с целью продолжения немыслимого психологического давления на Олжаса Амангельдиевича, начавшегося с момента его увольнения из минздрава и ареста в тот же день, 30 июля 2020 года, – написал Биртанов.
Позже, во время заседания апелляционного суда эту же информацию подтвердила адвокат Олжаса Абишева Фатима Берсанова. Она заявила, что министр здравоохранения обратилась в полицию с заявлением на её подзащитного. Берсанова уточнила, что заявление связанно с текущим делом и с апелляционным выступлением Абишева.
Однако Ажар Гиният с трибуны в сенате опровергла информацию о том, что она написала заявление в полицию на бывшего вице-министра здравоохранения Олжаса Абишева.
- Я не заявляла на господина Абишева, - подчеркнула она.
- Я заявила: «узнайте, кто от моего имени выражает своё мнение».
Гиният пояснила, что заявление в полицию подала из-за незаконного использования её персональных данных, которые «засветились» под петицией в поддержку осужденных Елжана Биртанова и Олжаса Абишева.
- Кто-то без моего ведома и согласия от моего имени, используя мои персональные данные, участвовал в петиции. Там незаконно использовались мои персональные данные, в том числе ИИН. Поэтому, учитывая, что я руководитель госоргана и любое моё заявление расценивается населением как позиция Минздрава, я написала заявление, чтобы разобраться, кто это сделал и с какой целью, — довольно запутанно изложила свою позицию Ажар Гиният.
Чем закончилась эта история, и удалось ли правоохранителям дать ответ на вопрос министра здравоохранения, история умалчивает.
Не испортила – и на том спасибо!
Примечательно, что, несмотря на непрекращающийся поток жалоб населения на систему казахстанского здравоохранения, Ажар Гиният сумела сохранить за собой министерское кресло в новом составе кабинета министров.
И ничто – ни порочная практика записи к узким специалистам через терапевта, ни масса вопросов к системе обязательного медицинского страхования, ни доказанные «приписки» якобы полученных казахстанцами услуг в приложении «Damumed» - не может вышибить нынешнего министра здравоохранения из седла. О причинах такой «непотопляемости» можно только гадать…
Неужели же правы те пользователи казнета, которые в своих комментариях высказывают мнение: место министра здравоохранения настолько дискредитировано, что желающих попасть в это кресло попросту нет?
В одном из интервью известный в Казахстане врач и общественный деятель, кандидат медицинских наук Каиргали Конеев высказал мнение, что, хотя Ажар Гиният – министр «средней руки», другие кандидатуры на сегодняшний день отсутствуют.
- Те, кто хотел бы занять кресло министра, не соответствуют требованиям, - отметил Конеев.
- А те претенденты, кто смог бы изменить ситуацию в здравоохранении в лучшую сторону, сами не хотят на должность министра – репутация дороже. Откровенно говоря, сейчас система переживает очень трудные времена – наряду с высокими ожиданиями правительства, ей не доверяет население. И на фоне общей изношенности ресурсов сложно прогнозировать позитивные изменения.
По мнению Каиргали Исмагуловича, в заслугу Ажар Гиният можно поставить «очеловечивание» громоздкой системы здравоохранения. И тот факт, что, хотя для развития этой самой системы она ничего не сделала, но хотя бы ничего и не испортила.
- За два года в старом составе не развалить здравоохранение - дорогого стоит, - подчеркнул Конеев.
- Хотя бы хуже не стало, - по мнению медика, сейчас минздрав бльше всего нуждается в хорошем кризис-менеджере.
- Это необязательно должен быть врач – достаточно, чтобы вице-министрами были врачи, - считает Каиргали Конеев.
- На нужды здравоохранения выделяются огромные суммы, и, если их распределять с умом, можно за короткий срок построить ведущее здравоохранение. На это у Казахстана есть кадровый и научный потенциал, а вот хорошего руководителя пока нет.