Недоумение общественности по поводу того, что громкий процесс по делу «Оператора РОП» происходит без какого-либо участия владелицы утилизационного бизнеса – младшей дочки экс-елбасы Алии Назарбаевой, разделяют и эксперты. Почему председатель ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Владимир Дворецкий считает, что для полноты картины список фигурантов должен быть значительно расширен, выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
Заказчик – разработчики – легализаторы
- Любой мегапроект, где бы он ни осуществлялся, сразу же наводит на мысль о распиле денег, - говорит Владимир Дворецкий.
- И в данном случае решение о том, чтобы весь утильсбор от всего, а это огромные суммы денег, поступали в семью, от которой была уполномочена Алия Назарбаева, мог принять только президент. Он принимал немало подобных решений, которые после воплощались в проекты, в которых прямой связи с ним не было, и можно было только догадываться, что за этим стоит именно он. Но здесь вообще не надо было додумывать. Президент Назарбаев дал команду оформить этот проект в виде закона. И у него даже сомнения не возникало, что прямое указание к сбору с народа огромных денег, которые будут стекаться к его дочери, может вызвать возмущение в обществе.
По словам Владимира Яковлевича, так и произошло. Потому что закон был принят быстро и без огласки.
- Коль это был закон, то основным исполнителем и разработчиком его стало правительство под руководством премьер-министра Карима Масимова. Они внесли законопроект в парламент, а так называемые народные избранники молча, без всякого обсуждения с избирателями и даже не информируя их, проголосовали «за». Прослушайте, в нашем втором созыве мажилиса это было бы просто невозможно! Я не утверждаю, что наш созыв проголосовал бы против, но, например, один только Серикболсын Абдильдин сразу же озвучил бы это на всю страну.
По мнению председателя ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии», депутаты не могли все враз ослепнуть оглохнуть и потерять связь с реальностью. Они понимали, какую схему узаконивают, но проголосовали «за».
- Сама концепция «соберём деньги и отдадим в семью» - бесспорно преступна! Поэтому депутаты должны были выйти к своим избирателям и сказать: «Уважаемые избиратели, к нам поступил закон, согласно которому теперь всё будет облагаться утильсбором. Но ваши деньги пойдут не в бюджет страны, а в карман Алие Назарбаевой. Скажите нам, как себя вести? Поддержать этот закон или нет?». Уверен: если бы депутаты задали своим избирателям такой вопрос, 99% сказали бы «нет!».
Но самое интересное – разработка подзаконных актов, процедур, методик, ставок, тарифов, - по убеждению Владимира Дворецкого, происходило в министерстве индустрии и инфраструктурного развития.
- А ведь эта тема вообще не расследована, исследованы верхушки айсберга! – уверенно заявляет Дворецкий.
- Бывшие руководители МИИР Асет Исекешев и Альберт Рау – это те два человека, которые сегодня должны быть в суде и ответить, почему были приняты такие ставки и т.д.!
Имитация обсуждения
Как утверждает Владимир Дворецкий, сам он, будучи главой объединения предпринимателей, занимающихся вторичной металлургией, так же узнал о готовящемся законопроекте далеко не в числе первых.
- В декабре 2015 года бывший вице-министр Альберт Рау пригласил меня, чтобы обсудить тему утилизации автотранспорта, - вспоминает Владимир Яковлевич.
- Пригласил, потому что не мог не пригласить, ведь «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» был аккредитован в «Атамекене» и везде.
То, что встреча была лишь имитацией обсуждения «очень важного проекта», и никакое экспертное мнение, по сути, не имело значения, Дворецкий, по его словам, понял не сразу. А потому, узнав о задумке введения утильсбора, попытался образумить присутствующих.
- Презентацию этого проекта делал руководитель «Сарыарка Авто Пром» Андрей Лаврентьев. Он начал рассказывать мне, как все это устроено: утилизация, лом и т.д. Светлана Коротенко тоже, не понимая сути вопроса, что-то говорила. Мне стало смешно. Именно тогда, в процессе совещания, я узнал, что, во-первых, есть такой законопроект. Во-вторых, весь этот утильсбор планируется отдавать Алие. И третье – что ставки утильсбора удивительнейшим образом совпадают с импортными пошлинами на автотранспорт. Вы понимаете, что такое импортные пошлины на легковые машины? Это минимум 200 млн долларов в год! Поскольку срок утилизации – 20 лет, эта барышня за 20 лет только на легковых машинах должна была получить 4 млрд. долларов! А деньги-то, ребята, - народные!
Дворецкий утверждает: как «ветеран» отрасли он сразу же категорично заявил о несогласии с проектом. И обосновал его простыми цифрами.
- Я им сказал, что мы собираем в стране 3,5 млн тонн чёрного лома. По вашим же утверждениям, вы на автотранспорте собираетесь собирать 50 тысяч тонн. Разделите 3,5 млн на 50 тысяч тонн, и вы получите меньше 1 %. А теперь прикиньте, какую роль этот ваш 1 % может сыграть на рынке лома. Никакую!
Раскритиковал и предложил
После совещания, вспоминает Дворецкий, к нему подошла Светлана Коротенко и в разговоре призналась, что не принимает никаких решений, поскольку является нанятым менеджером, а хозяйка – Алия Назарбаева.
- Я ей сказал тогда, что инфраструктура, которую они вместе с Лаврентьевым собираются создавать, создана сто лет назад. У нас есть сотни предприятий, которые соответствуют требованиям и находятся равномерно по всей территории Казахстана. Поэтому, где бы человек не захотел сдать машину на утилизацию, мы её примем без всякой логистики. А по вашей схеме получается, что вы где-то там в Караганде построите какой-то завод по утилизации и будете туда свозить машины. Любой человек, который хотя бы средне знает тему этого рынка, вас просто засмеет. Это абсолютно нелепые мега-расходы!
Тогда же, как утверждает Владимир Яковлевич, он предложил Коротенко свой алгоритм утилизации.
- Я предложил - давайте сделаем так. Вы скажете, что вы хотите с этими машинами делать, просто дадите нам заказ. Мы вам в любой точке Казахстана сделаем с этой машиной то, что вы хотите. Причём мы можем сделать это абсолютно бесплатно, потому что потом лом мы продаем, это бизнес. Но если за это вы еще будете платить, то, во-первых, надо понять смысл этого платежа. Если мы будем рассматривать эти деньги как инвестиции, произведем технологическое обновление, то имейте в виду: эти ваши 50 тысяч тонн лома в год для нашего рынка – ничто. Поэтому мы можем начать этим заниматься просто в силу интереса и в силу того, чтобы самые передовые мировые технологии, которые в этом направлении существуют, мы используем и адаптируем к нам.
По словам Дворецкого, Светлана Коротенко предложила ему организовать встречу с «хозяйкой». И позже пригласила его в Алматы на переговоры. Но встреча с Алией Назарбаевой так и не состоялась.
- Видимо, ей объяснили, что со мной договориться не получится, что никаких распилов безумных денег не будет, - предполагает глава Республиканского союза промышленников вторичной металлургии.
- Я прилетел в Алматы, но Светлана сказала, что Алия сдаёт фильм о своей матери, и временем для встречи со мной не располагает.
Экология плюс автопром
По мнению Владимира Дворецкого, последним пунктом «прикрытия» преступного закона министерство экологии стало не случайно.
- Когда стала звучать критика, которой до этого не было, потому что люди об этом просто не знали, когда я во всеуслышание заявил, что такие деньги не нужны, что это обман ВТО, потому что мы взяли на себя обязательства отменить импортные пошлины, когда из-за рубежа оппозиция озвучила имя Алии в привязке к проекту по утильсбору, подключились экологи.
Эксперт уверен: министерство экологии было подключено к этому проекту для отвода глаз.
- Ни о какой экологии там речи не может быть! Экология – это некий пиар, который нужен был для того, чтобы замазать людям глаза и заставить их поверить в то, что это действительно какой-то мощный экологический проект, которым все завершается. На самом деле экология – это просто операция «прикрытие».
В Минэкологии подписывали готовые документы, которые готовились в МИИРе. Хотя и МИИР, по мнению Дворецкого, - не основное звено в замысловатой схеме распила денег на утилизации.
- Я считаю, советчиками президента были руководители нашего псевдоавтопрома. Это они убедили президента в том, что на деньги от утильсбора попутно ещё и автопромышленность создадут в стране. Мол, «половина денег пойдет Алие, половина – к нам».
Почем «наша» машина?
На самом деле на той самой поддержке условно отечественного автопрома с утильсбора, по мнению Владимира Яковлевича, был построен супербизнес.
- Я Лаврентьева публично спрашивал: «Вот смотрите: вы машинокомплекты берёте в тех странах, которые машины выпускают миллионами или сотнями тысяч. Вы берете у них машинокомплект, привозите в нашу страну и начинаете те же машины собирать, но не в формате миллионов или сотен тысяч, а в формате нескольких десятков тысяч.
Скажите, где сборка выгоднее – у них, где миллионы машин собираются, или у нас, где собираются десятки тысяч? Понятно, что у них дешевле. Если у них дешевле, то не могу ли я действовать следующим образом: договариваюсь с ними на ежегодный заказ 20 тысяч автомашин, 19 тысяч привожу полностью собранными, а одну тысячу – в виде машинокомплекта.
Эту тысячу равномерно в течение года пропускаю через свой конвейер, чтобы люди видели, что по конвейеру идут какие-то движения, и всем затру глаза: все 20 тысяч собрал здесь. Можно это сделать или нет?». Лаврентьев говорит: «Можно, но мы же честные люди». Я говорю: «А если найдется человек, который покажет вашу «изнанку»?
Владимир Дворецкий оказался прав – чуть позже этим гипотетическим человеком стал активист Санжар Бокаев.
- Когда мы в Антикоре делали экспертизу, выходило, что, искусственно приведя конвейер в движение, 90 % машин они привозили в собранном виде. То есть, затрат у них было ноль. Привезённая машина по определению дешевле, чем если бы мы делали её в Казахстане. Но, поскольку утильсбор они получали возвратом по сумасшедшим ставкам, то получается, их машина в разы более конкурентна, чем даже машина, которую привезли бы люди из-за рубежа. Почему? Да потому что ни пошлин, ничего не было, и ещё утильсбор возвращался. Такая машина суперконкурентна! При этом она продавалась по такой же цене, что и привозные. Это супербизнес!
У этой гениальной схемы, по словам Дворецкого есть одно «но»: все деньги, которые были, по сути, отняты у народа, а после присвоены, - повод для детального расследования в рамках уголовного кодекса.
Доказать олигополию: миссия невыполнима?
Вместе с тем уже тогда, на стадии обсуждения законопроекта по утильсбору, Дворецкий, по его словам, предлагал легальный способ поддержки автопрома, который соответствует правилам ВТО.
- Просто надо было увеличить покупательную способность наших граждан и мотивировать их покупать отечественные машины. Но цена на отечественные машины при этом должна была быть конкурентной.
- Узбеки же смогли сделать это за 2 года, а наши за 10 лет не смогли! А если бы хотели легально поддержать отечественный автопром, то надо было это делать через людей, по принципу: «если сдаешь машину на утилизацию и будешь покупать отечественную, получи 1-2 тысячи долларов и покупай. В остальном конкуренция - на равных.
К сожалению, сегодня доказать олигополию в этом деле, как считает Владимир Яковлевич, трудно, потому что проверять придется через нечистых на руку чиновников.
- Но, если сейчас создать маленькую аудиторскую конторку, куда войдут независимые аудиторы, за месяц можно раскрутить эти схемы, - уверен Дворецкий.
- Это обычная бухгалтерская работа. Более того, уголовная ответственность усилится, потому что я убежден: на границе документы на машины менялись. Когда в Антикоре меня спросили, можем ли мы сделать экспертизу по автопрому, я сказал «по автопрому – нет», поскольку сам я не специалист. Но я могу её организовать, найти специалистов - экспертов по автопрому. И мы их нашли, начали работать, но потом почему-то экспертизу притормозили.
Как устроен «дарёный конь»…
Председатель ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии», приглашенный в суд по делу «Оператора РОП», заявил, что считает дело недорасследованным как в части количества машин, которые якобы были утилизированы, так и в части игры в цены.
- У Алии было целое разветвление компаний, - поясняет Дворецкий.
- Представьте: они привезли машину в Караганду на завод, утилизировали, получили условно по 123 тенге за тонну, продали по заниженной цене, а их покупатель продал лом уже по рыночной стоимости. И дельта отмылась за пределами РОПа! Найти эти деньги в самом «Операторе РОП» очень сложно. Но если нам скажут сделать экспертизу цен, мы сделаем это мгновенно.
По мнению эксперта, для того, чтобы добраться до подводной части айсберга «Оператор РОП», необходимо вызвать в суд и опросить, прежде всего, разработчиков «схемы» - Исекешева и Рау. Алия Назарбаева, являясь конечным бенефициаром незаконных денег, вряд ли может рассказать что-то по существу.
- Для нее это был подарок, она просто получала деньги, не вдаваясь в тонкости схемы их «распила». Но раз уж она отдавала распоряжения, принимала все решения, то она однозначно должна быть опрошена. Тем более, что в процессе следствия установлено: большие суммы денег она получала на личные счета. Если мы решили провести черту между старым и новым Казахстаном, то именно так мы и должны поступить, - убеждён Дворецкий.