Чёрная статистика, или Что стоит за правом быть ребёнком

Ulysmedia

День защиты детей – это напоминание взрослым об их обязательствах перед детьми, которые в первую очередь заключаются в обеспечении безопасности и сохранности жизни, физического и ментального здоровья. Насколько дети в нашей стране защищены от сексуального посягательства, домашнего насилия, школьного буллинга и какие меры в стране принимают для того, что защитить подрастающее поколение, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

В 2022-м, который объявлен президентом страны Годом ребенка, было зарегистрировано 2005 преступлений против детей. Эта цифра не на много ниже показателя предыдущего года - 2088. Данные приведены в комплексном плане «Бала қорғау», который вынесен на обсуждение общественности на портале нормативно-правовых актов, предусматривает меры для предотвращения детского насилия, суицидов и обеспечении их прав и благополучия на 2023-2025 годы.

Жертвы сексуального насилия

В прошлом году одна треть из общего числа правонарушений против детей носила категорию преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Жертвами сексуального насилия стали 719 детей. Их количество немногим меньше, чем за предыдущие годы: 2020-й – 833, 2021-й – 920.

Самым резонансным стал жестокий случай с мальчиком из города Абай, которого насиловали в школьном туалете четверо старшеклассников. Об этом насилии в отношении ребёнка знали директор школы, родители насильников, полицейские, местная администрация, но никто ничего не предпринимал для спасения ребёнка.   

После ЧП власти обещали семье мальчика, которого воспитывают мама и бабушка, предоставить квартиру. В сентябре 2021 года в интервью The Village Kazakhstan бабушка школьника сообщила, что внуку приходится скрываться дома, когда он на лето приезжает к ней в гости, а мать осуждённого приходит к пожилой женщине с угрозами с топором и ножом. Кроме того, выяснилось, что уволенный директор школы вновь принят на работу на ту же должность. Снова при должностях оказались и полицейские, препятствовавшие расследованию трагедии. Трое насильников не понесли никакого наказания.

С опровержением слов женщины выступила детский омбудсмен Аружан Саин. Она заявила, что мальчик с мамой живут в Алматы у волонтера.

   - Он, как обычный ребенок, ходит в школу, выстраивает новые отношения с новыми детьми, нет вокруг ни одного человека, который знает, что с ним это произошло, некому задавать вопросы, — успокоила общественность омбудсмен.

Аружан Саин

Это редкий случай, когда детский омбудсмен комментирует сообщения в прессе о преступлениях против детей. Также отсутствует информация о проводимой профилактической работе на предотвращение такого рода преступлений. Реакция властей на громкие случаи сексуального насилия над детьми ограничиваются лишением должностей чиновников и педагогов. После того, как семиклассницу в Таразе в ноябре 2019 года изнасиловал мужчина на территории школы, были уволены аким города и сотрудники школы.

Но случаев педофилии не становится меньше. В Сатпаеве в июле 2020 года 63-летний мужчина похитил пятилетнюю девочку и привел в квартиру знакомых, где супруга хозяина дома ввела ребенку «инъекцию неустановленного вещества», а мужчины совершили над ней «сексуализированное» насилие. В Шымкенте отец регулярно насиловал свою 8-летнюю дочь. В Есике Алматинской области мужчина, пришедший в гости, изнасиловал 4-летнюю девочку. В Туркестанской области мужчина, угрожая убийством, насиловал женщину и её дочь-подростка почти год. Им удалось сбежать, но на мать было заведено уголовное дело по обвинению в пособничестве, на неё оказывалось давление со стороны правоохранительных органов и родственников насильника.

Прошлым летом в селе Шолакай близ Жаркента педофил изнасиловал, заколол ножом 15-летнюю жертву, затем сжёг её тело и закопал. В Караганде служитель сельской мечети неоднократно насиловал 13-летнюю девочку.

В мае прошлого года стало известно о трагедии в частной школе «Марьям» в Алматы. Отец рассказал, что его сын-первоклассник подвергался насилию в школьном туалете. По словам отца-одиночки, учителя и руководство школы закрывали на это глаза. Педагоги отрицали информацию о насилии над мальчиком. Однако было заведено уголовное дело.

Этот случай также остался без внимания омбудсмена Аружан Саин, как и информация о том, что в 2021 году более 70 девочек-подростков забеременели только в Западном Казахстане. Одна беременность наступила в результате изнасилования.

Всего над детьми за три последних года было совершено 2 472 случаев сексуального насилия.

Подростки решаются на крайний шаг

Ещё одна острая проблема - суициды среди детей и подростков. В 2020 году самоубийство совершили 144 детей (попытки — 307), 2021 год — 175 (373), 2022 год — 155 (309).

Из проекта «Бала қорғау» следует, что высокий рост суицидов в детской среде наблюдается в Жамбылской (с 3 до 13), Северо-Казахстанской (с 2 до 5), Костанайской (с 6 до 8) областях и г. Алматы (с 12 до 16). Высокий уровень суицидов остаётся в Туркестанской области (36 случаев)

Информация о том, какая именно работа ведётся по раннему выявлению детей, находящихся в подавленном психоэмоциональном состоянии, склонных к совершению суицида, достаточно ли специалистов, способных вести такую работу, насколько высока их квалификация, на сайте детского омбудсмена почему-то отсутствует.

Главной проблемой детского суицида, взрослые посчитали соцсети, в которых распространяются деструктивные призывы. В результате, власти решили ограничить доступ детям к TikTok, Instagram, Facebook, WhatsApp, «ВКонтакте», полагая, что соцсети, кроме того, способствуют насилию, буллингу и жестокости среди подростков.

   - Но практика показывает, что суицидальные попытки совершают дети из богатых семей, из бедных семей, разных социальных статусов, разного интеллектуального уровня. Важно уметь выстраивать здоровые отношения в коллективе. Если в классе или в школе не принимают - обижают и унижают, то ребенок чувствует себя изгоем и приходит к негативным мыслям. Так же как и в семье - если нет понимания и близости, то ребенок попадает в группу риска, — говорит психолог НОУ «SOS Детская деревня Астана» Ольга Валевач.

Детей убивают

Нередко дети в республике становятся объектами торговли. В Актобе мать 10-летней девочки вместе с сожителем заставляли ребенка позировать полуобнаженной. По словам отца девочки, фото продавали в интернете. В августе прошлого года молодые жители Алматы решили продать новорожденную дочь за два млн тенге семейной паре. В 2021 году была задержана женщина, которая предлагала сына за 60 тысяч тенге.

Известны также чудовищные случаи жестокого обращения и убийства детей. В октябре 2020 года в Уштобе в морозильной камере было обнаружено тело двухлетнего ребенка. По подозрению в убийстве была задержана мать мальчика. В мае 2022 года на свалке в Алматинской области было найдено тело пятилетней девочки без головы. По словам матери, девочка, страдавшая ДЦП, умерла от болезни, а она с братом похоронила ребенка на мусорном полигоне.

В декабре 2022 года в Актобе отец убил четырехлетнего сына. Мужчина сначала объявил о его пропаже, мальчика искал весь город. Позже он признался в убийстве. В Павлодаре женщина уронила новорожденного ребенка на пол, а потом несколько раз ударила его кулаком по голове. Ребенок скончался, а мать на суде заявила, что хотела его успокоить и попросила не лишать ее свободы.

В Мангистауской области отец повесил троих детей и сам повесился. В этом же регионе в марте этого года еще один мужчина хладнокровно убил троих малолетних детей, которых забрал на каникулы. Сначала он зарезал старшего ребенка, сфотографировал его тело и отправил кадры жене, с которой находился в разводе. В том же месяце в Карагандинской области отец убил двухлетнего сына, пока мама была на работе. Он нанёс ребенку 18 ножевых ранений.

Уполномоченная по правам ребенка в Алматы Халида Ажигулова случаи убийства детей отцами связала с декриминализацией бытового насилия в 2017 году.

   - Из-за декриминализации у домашних тиранов и психопатов вообще снесло крышу. Если раньше они хотя бы боялись уголовного наказания за побои, то теперь они могут практически безнаказанно избивать своих жен и детей. С 2018 года у нас идёт устойчивый рост по тяжким и особо тяжким преступлениям на бытовой почве. Потому что нет больше тормозов для агрессоров: им уже мало избивать детей и жену, они их убивают, — заявила детский омбудсмен южной столицы.

Халида Ажигулова

Право быть ребёнком

В комментарях Ulysmedia Халида Ажигулова назвала самой действенной мерой по предотвращению преступлений против детей — введение уроков по правам человека в школах. Ребенок, знающий свои права и обязанности, по словам юриста, будет защищен от насилия и любых противоправных действий в отношении себя.  Он обязательно сообщит о правонарушении взрослым, что вынудит агрессоров и педофилов хоть как-то контролировать себя.

   - Когда ребёнок знает, что у него есть право на защиту чести и достоинства, то он никому не позволит унижать себя. Это конкретная профилактика против буллинга. Ребёнок не будет терпеть травлю, какое-то оскорбительное, унижающее поведение. Он будет знать, что это недопустимо и обязательно сообщит об этом.

Знание своих прав —очень важная профилактика преступлений сексуального характера. Ребенок, который знает, что никто не имеет право каким-то образом причинять ему вред, применять к нему насилие, будет точно знать, что имеет право всегда сказать "нет" на любые действия, которые ему неприятны, которые его пугают. Это как раз-таки профилактика того, чтобы педофилы не уводили детей с детских площадок, не приставали к ним в общественном транспорте. Потому что ребенок будет знать, что против него совершается правонарушение и обратится за помощью. И самое главное, ребенок будет уверен, что он делает правильные вещи, сообщая о преступлении и правонарушении, — говорит детский омбудсмен.

Однако эта идея остается без внимания органов власти.

   - У нас, к сожалению, нет профилактики преступлений полового характера в отношении детей, полиция никак не работает в этом направлении. У нас идёт тушение пожаров, когда происходит очередное изнасилование ребенка. Это очень страшно, - возмущается Халида Ажигулова.

На этих занятиях, как говорит омбудсмен, детям объясняют, что никто не имеет право их бить, прикасаться к ним без их согласия, что нельзя замалчивать факты насилия в семье и школе. Это и есть защита детей, когда взрослые учат их не бояться, не терпеть агрессию и не быть жертвой.

Автор: Саша Александрова