×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

В суде выяснилось, что деятельность «Оператора РОП» начиналась в режиме «совершенно секретно»

08.06.2023, 14:26
В суде выяснилось, что деятельность «Оператора РОП» начиналась в режиме «совершенно секретно»
Коллаж Ulysmedia

В Байконурском районном суде № 2 Астаны состоялось очередное слушание по делу "Оператора РОП" – за развитием событий следит и Ulysmedia.kz. Высокопоставленных, и не очень, чиновников обвиняют в многомиллиардных хищениях по схеме, предположительно созданной Алией Назарбаевой. 

Согласно плану, на сегодняшнем судебном заседании должен был состоятся допрос подсудимых: бывшего вице-министра экологии Ахметжана Примкулова, директора "Оператор РОП" Медета Кумаргалиева, экс-финансового директора Рустама Темирбека и экс-гендиректора Светланы Коротенко. Однако адвокаты заявили, что их подзащитные не готовы давать показания, поскольку не успели до конца изучить материалы дела. К слову, разбирательство длится больше уже двух месяцев. 

Судья не стал давить на подсудимых и занялся свидетелями. Несколько лиц, связанных с деятельностью госорганов и "Оператора РОП", на протяжении нескольких часов отвечали на вопросы собравшихся. Вот, что удалось узнать суду и журналистам.

Покойника в суде не спросишь

Первой свидетельницей стала бывший руководитель проектов "БТА Консалтинг" Венера Каримова. Между "БТА Консалтинг" и "Оператором РОП" было заключено соглашение на проведение исследовательской работы по анализу затрат и доходов по утилизации отходов. По словам свидетельницы, сделку заключал директор организации Владимир Колченко. 

   - Научно-исследовательскую работу мы провели, но как это оформлялось, я не знаю. Мы ездили в командировки, переписывались с поставщиками, собирали информацию из интернета, составляли таблицы. Мы изучали процесс сбора и переработки отходов и стоимость услуг определили на уровне 150 000 тенге с учётом НДС, – рассказала свидетельница.

После завершения исследовательской работы, на которую ушло несколько месяцев, специалисты составили отчёт и отправились презентовать его в министерство, но в какое именно – Венера Каримова сказать не смогла. 

   - Я не знаю, в каком министерстве мы были, но на презентацию вместе с руководителем Колченко мы ездили. Там были представители "Оператора РОП". Я там больше как поддержка была, потому что основные данные презентовал Колченко. Это был конец 2020 года, – пояснила свидетель.

При этом согласно более ранним показаниям Каримовой, презентация состоялась в офисе "Оператора РОП", а после этого в министерстве энергетики. Несостыковки свидетельница объяснила плохой памятью. 

Подсудимый Кумаргалиев, получив право задать вопрос, спросил следующее:

   – Вы говорите, что ходили на презентацию в министерство энергетики. Скажите, вы ходили в Дом министерств на улице Мангилик ел?

   – Я плохо ориентируюсь в Астане. Но да, ходили в Дом министерств.

   – Ваша честь! Министерство энергетики находится в "КазМунайГазе", а в Доме министерств находится Минэкологии. Свидетельница ходила в министерство экологии, я там тоже присутствовал. 

В каком именно ведомстве проходила презентация расчётов по расходам и прибыли выяснить так и не удалось. По словам Каримовой, более полной информацией обладал бывший руководитель консалтинговой компании Владимир Колченко. Но дать показания в суде он не сможет, потому что умер.

   - Что касается методик расчётов, НПА и так далее: это всё можно было бы спросить у Колченко. Он выступал на общественном совете, проводил презентации. Он был мозгом, а мы лишь собирали информацию. Он всё считал, – заявила свидетельница.

Но почему такой сыр-бор вокруг презентации расчётов? Какая разница, в каком министерстве она проходила? Как оказалось, для следствия это имеет принципиальное значение. 

Ответственность как масло в бутерброде – её лучше размазывать 

По данным следствия, с момента создания и до 2016 года "Оператор РОП" был под патронажем министерства индустрии, а потом передан в ведение министерства энергетики. Кроме того, деятельность по переработке мусора курировало министерство экологии, разработавшее поправки в Экологический кодекс. Таким образом, ответственность за деятельность организации "размазалась" по трём министерствам и десяткам департаментов. 

Следующую свидетельницу – экс-руководительницу управления Твёрдых бытовых отходов при Минэнерго Гульширу Атемову, вызвали в суд, чтобы выяснить, как именно в ведомстве принимали решения касательно работы "Оператора РОП". 

Согласование инвестиционной политики и стратегии РОПа проводилось следующим образом: организация предоставляла документы, которые выносили на рассмотрение специальной коллегии, в состав которой входили представители заинтересованных госорганов, ассоциаций и решение принималось коллегиально. В общественную рабочую группу входил НПП "Атамекен" и профильные ассоциации. 

   - Вопросов было много, поэтому мы делили фронт работы и у каждого направления был свой исполнитель. Нургалиев, например, был ответственен за работу с оператором РОП. Но в моменты его отсутствия я могла взять на себя часть функций. Лично я не проверяла обоснованность заложенных сум в документах. На это есть другие ответственные лица. Все эти документы смотрит не только наш департамент, но и юридическая служба, – пояснила свидетельница.

На заседании чиновнице, курировавшей работу РОПа в министерстве энергетики, задали конкретный вопрос:

   – Считаете ли вы, что при согласовании документов вы нарушили закон или допустили ошибку. Или вы считаете, что все ваши действия были законными и правильными.

   – Законными и правильными. 

При этом Атемова подтвердила, что без согласования инвестиционной политики со стороны Минэнерго, "Оператор РОП" не мог самостоятельно распоряжаться деньгами.

Указание с самого верха

Подсудимый Примкулов попросил свидетельницу вспомнить процесс обсуждения вопроса по внедрению раздельного сбора отходов в Астане и подчеркнул, что согласно его воспоминаниям, это поручение "шло с самого верха". 

   - Вопросы раздельного сбора в столице обсуждались и на высоком уровне, и в парламенте. Я точно не помню, откуда именно пришло такое поручение, но было принято решение, что в Астане будет внедрятся раздельный сбор. Но не только в Астане, но и в других крупных городах Казахстана. С акиматом, министерством и РОПом заключали дорожную карту, – ответила свидетель.

Связи с общественностью и режим госсекретности

С третьей свидетельницей – экс-сотрудницей отдела по связям с общественностью "Оператора РОП" подсудимый Примкулов общался по-свойски, на "ты". Через всё её выступление красной нитью шла следующая мысль: работа "Оператора РОП" была продуктивной, открытой и приносила пользу казахстанскому обществу.

Одно высказывание свидетеля показалось особенно интересным. По её словам, первое время ТОО "Оператор РОП" работал в режиме государственной секретности по поручению министерства индустрии. 

   - Со стороны журналистов было много вопросов, но всё, касательно цифр, было под секретом. Приходилось отмалчиваться. Мы скрывали цифры, как могли, по поручению курирующего министерства. Но внутренние отчёты мы составляли в полном объёме и предоставляли, – сообщила бывшие пресс-секретарь РОПа.

И что мы имеем?

Выслушав показания свидетелей, можно с уверенностью сказать, что дело запутанное. Минэко отвечало за направление деятельности "Оператора РОП", Минэнерго – за цифры, а МИИР и вовсе старался держать показатели в тайне. При этом представители каждого ведомства уверяют, что действовали по закону.

Решения касательно инвестиционной стратегии госорганы принимали коллегиально, поэтому определить конкретные лица, ответственные за распределение денег, сложно. Подсудимые изо всех сил пытаются доказать свою невиновность, а наблюдатели – разобраться в происходящем. Кроме того, у дела есть пикантная подоплёка – имя, которое нельзя называть. Всем известно, что РОП создавался по инициативе Алии Назарбаевой, но в зале суда об этом стараются лишний раз не вспоминать. 

Это не первое и далеко не последнее заседание по делу "Оператор РОП", поэтому журналистам остаётся только пристально следить за обновлениями и надеяться на компетентность судебной власти.