Пока взоры казахстанцев обращены на сотрудников «Оператора РОП», которые оказались на скамье подсудимых, преемник этой мутной организации – АО «Жасыл даму» привлёк внимание депутатов своими непонятными функциями, опять-таки нацеленными на сбор денег…
Корреспондент Ulysmedia.kz задался вопросом – кто и как теперь правит бал в сфере утилизации?
«Деньги давайте, пожалуйста!»
На прошлой неделе депутат фракции «Ак жол» Ержан Бейсенбаев потребовал вывести из сумрака деятельность преемника «Оператора РОП» - АО «Жасыл даму». Поводом для это требования послужили неправомерные административные взыскания, инициированные акционерным обществом и направленные предпринимателям.
- В демпартию «Ак жол» обращаются предприниматели, получившие административные взыскания от департаментов экологии за неуплату утилизационных платежей (утильсбора) за 2019-2021 годы, - заявил Ержан Бейсембаев.
- Департаменты экологии ссылаются на правила реализации РОП, утвержденные правительством в самом конце 2021 года, фактически уже после событий вменяемых правонарушений. Такое взыскание неправомерно, поскольку реквизиты АО «Жасыл даму» были предоставлены только в 2023 году, и утилизационные платежи были оплачены ещё до предъявления претензий. Кроме того, они нарушают указ президента о введении моратория на проведение проверок малого бизнеса. Сегодня по этому основанию привлечено более 690 субъектов бизнеса.
Как сообщил мажилисмен, такие действия со стороны госорганов приводят к ущербу для предпринимателей, которые из-за административных взысканий подвергаются налоговым проверкам и не могут участвовать в госзакупках и закупках нацкомпаний.
- При этом завод по утилизации техники в рамках РОП – ТОО Recycling Company – второй год простаивает, на него наложен арест в раках уголовного дела «Оператора РОП», – отметил Бейсембаев.
- Однако АО «Жасыл даму» продолжает взымать утильсбор с бизнеса и граждан, хотя сама утилизация не производится. Кроме того, по данным бизнеса, нынешний оператор четыре месяца не распределял поступившие средства производителям, ссылаясь на расследование и остановку завода, которые не мешают ему же собирать оплату за несуществующую утилизацию. И возникает вопрос – куда снова уходят миллиардные суммы от многострадального утильсбора?
В свете вышесказанного решение МИИР прекратить финансирование льготных автокредитов для населения под 4 % выглядит, по мнению депутата, более чем сомнительно.
- Как известно, система утильсбора вводилась с целью обеспечить производство и доступность казахстанских автомобилей. Но чиновники об этом, видимо, забыли, - съязвил Ержан Бейсенбаев.
Организация широкого профиля
После такого разоблачения со стороны депутата, казахстанцев вполне закономерно заинтересовал вопрос: что за «зверь» этот «Жасыл даму», и с чем его едят?
На сайте АО с доменным именем recycle.kz, говорится, что основными направлениями деятельности акционерного общества являются организация сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов товаров (продукции), подпадающих под действие РОП.
Тогда как в уставе акционерного общества основной целью его деятельности провозглашено «создание условий по сохранению, восстановлению и улучшению качества окружающей среды, обеспечению перехода Республики Казахстан к низкоуглеродному развитию, в том числе посредством реализации принципа расширенных обязательств производителей (импортеров) в порядке, предусмотренном Экологическим кодексом Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан».
Кстати, согласно документам АО «Жасыл даму», существует уже довольно долго. Общество было создано в результате реорганизации РГП на ПХВ «Казахский научно-исследовательский институт экологии и климата» министерства охраны окружающей среды в июле 2012 года. А в январе 2022 года АО «Жасыл даму» было определено «оператором расширенных обязательств производителей (импортеров).
Из устава АО следует, что его учредитель – правительство РК в лице комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов Республики Казахстан. А единственный акционер – министерство экологии, геологии и природных ресурсов. При этом «общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Республики Казахстан».
Примечательно, что спектр деятельности АО «Жасыл даму», согласно уставу, имеет невообразимый размах – от «технического и консультационного обеспечения деятельности уполномоченного органа по координации и реализации Киотского протокола и Парижского соглашения к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» до «проведения работ по изучению опасных свойств отходов, определению уровня их опасности, определению кодировки с составлением паспорта опасных отходов согласно законодательству Республики Казахстан».
Перечень возможных видов деятельности акционерного общества включает себя 17 пунктов. И только в двух последних говорится о сборе утилизационных платежей, управлении и распоряжении ими.
Так довольно забавно выглядит многопрофильность деятельности «дочки» Минэкологии.
Кто все эти люди?
Не менее забавным представляется и управляющий орган АО «Жасыл даму» - совет директоров. В его составе первый вице-министр экологии и природных ресурсов Нуркен Шарбиев, председатель комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов РК Бакытбек Ташенев, председатель правления АО «Жасыл даму» Ержан Сарсенбай, а также три независимых директора – Камбар Омаров, Асель Шильдебаева и Рауан Шаекин.
И, если с присутствием первого вице-министра экологии и представителя минфина всё понятно, то по остальным членам совета директоров остается масса вопросов.
Первый: что в этой организации делает Рауан Шаекин? Нет, на сайте АО «Жасыл даму» его роль обозначена вполне конкретно: «Председатель комитета по стратегическому планированию Совета директоров. Член комитета по кадрам, вознаграждениям и социальным вопросам Совета директоров. Член комитета по аудиту и управлению рисками Совета директоров». Но все же… что бывший сотрудник правоохранительных органов, бывший адвокат Карагандинской областной коллегии адвокатов, экс-президент концерна «Азия-Центр», экс-депутат мажилиса IV и V созывов, неудачливый кандидат в депутаты мажилиса на выборах, прошедших в марте, делает в экологической организации, на которую возложена почетная обязанность взимания утильсбора?
Аналогичный вопрос возникает по поводу присутствия в совете директоров АО Камбара Омарова, который на сайте общества также обозначен как «Член комитета по кадрам, вознаграждениям и социальным вопросам Совета директоров. Член комитета по стратегическому планированию Совета директоров. Член комитета по аудиту и управлению рисками Совета директоров».
Что делает в «Жасыл даму» кандидат экономических наук, бывший управляющий директор – член правления АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», экс-управляющий партнер CSI групп и ТОО «Консалтинговая компания TSC Global Kazakhstan, действующий генеральный директор ТОО «Консалтинговая компания «Международный центр конкурентного права, инновации и политики - UNCOCLUP» и советник Генерального директора НАО «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан», член Совета директоров – независимый директор в АО «Международное информационное агентство «КАЗИНФОРМ», в АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»?
Не меньше вопросов по фигуре Асель Шидельбаевой. Она, как и её коллеги, также значится как «член комитета по стратегическому планированию Совета директоров. Член комитета по аудиту и управлению рисками Совета директоров». Но в комитете по кадрам, вознаграждениям и социальным вопросам Совета директоров является председателем. Опустив тот факт, что в АО, судя по опубликованной информации функционируют всего три комитета, куда входят одновременно все члены совета директоров, вернемся к личности единственной в нём представительницы прекрасного пола.
Обладательница трех дипломов о высшес образовании - сельскохозяйственного института по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», Академии финансовой полиции по специальности «Правоведение», Британского института директоров (loD), действующего под Королевской хартией, с июля 2013 года по июль 2021 года Асель Дулатовна была заместителем Генерального директора КФ Samruk-Kazyna Trust. Можно предположить, что она попала под сокращение, когда дочек фонда «Самрук-Казына» безжалостно упразднили, поскольку сведений о её дальнейшей карьере на сайте АО «Жасыл даму» нет. В информации о ней значатся лишь компетенции: «эксперт по вопросам права, финансов, корпоративного управления. Является медиа-менеджером».
Как слышно, приём?
По какому принципу избирались в совет директоров «специалисты-многостаночники», - большой вопрос.
Примерно такой же «многопрофильный» состав значится в правлении акционерного общества. Единственный его член, имеющий солидный опыт работы в «Жасыл даму» (с 2014 года по 2020 год) – это Нуржан Кабдолданов. Остальные, включая председателя правления АО Ержана Сарсенбай - специалисты широкого профиля. Экономисты, юристы, чиновники, резюме которых напоминает экскурс по неведомым для казахстанцев должностям в необъятном чиновничьем поле.
Именно у них фракция ДПК «Ак жол» потребовала прекратить преследование предпринимателей, оплативших утилизационные платежи (утильсбор) до установления факта нарушения сроков, отменить вынесенные им санкции, включая предупреждения. А также обнародовать информацию об использовании средств, собираемых за утилизацию автомобилей и техники в период приостановления деятельности Recycling Company, сообщить о сроках возобновления деятельности указанного завода.
Услышали ли этот призыв «специалисты-многостаночники» из организации, принявшей на себя миссию почившего в бозе «Оператора РОП» взимать плату за утильсбор, неизвестно. Они пока хранят молчание.
Впрочем, как и МИИР, от которого депутат-акжоловец потребовал продолжить автокредитование под 4 %, дополнительно направив на эти цели неиспользованные средства от утильсбора; в противном случае – рассмотреть вопрос об отмене утильсбора на период простоя завода по утилизации автомобилей.
Поддержали Ержана Бейсембаева только простые казахстанцы – множественными комментариями в соцсетях. «Жасыл Даму» пока молчит. Как, впрочем, и его единственный акционер – министерство экологии. Там, несмотря на множественные вопросы от общественности (даже в свете последних событий, связанных не только с судом по «Оператор РОП», но и с пожаром в области Абай), сохраняется тишь да гладь. Ни министр Зульфия Сулейменова, ни курирующий утилизационную сферу вице-министр Мансур Ошурбаев не то что не покинули свои посты, но даже не были наказаны. Не потому ли, что Ошурбаев, по слухам, связан родственными узами с премьер-министром Алиханом Смаиловым?
Остается только догадываться…