Масштабный проект стоимостью в 2,6 триллионов тенге, призванный закрыть дефицит ученических мест в Казахстане, ещё до запуска стал «яблоком раздора» на предпринимательском поле. Почему вокруг широко разрекламированного национального проекта не утихают страсти, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Не по правилам
Недавно на пленарном заседании сената парламента председатель высшей аудиторской палаты РК Наталья Годунова снова подняла вопрос по реализации нацпроекта «Комфортные школы». Поводом для её возмущения стали процедуры закупок.
- В нём (проекте – авт.) нет и намека на соблюдение правил госзакупок, - заявила Годунова.
- Мы уже говорили о том, на сколько выросли объёмы трансфертов общего характера, передаваемые в регионы. Министерства, передавая в области даже целевые трансферты, снимают с себя всякую ответственность за результат их использования. Так было всегда. Практически нет ни мониторинга за разработкой регионами ПСД со стороны отраслевых министерств, ни оценки укомплектованности социальных объектов, ни последующего контроля за реализацией.
Это по мнению Годуновой и стало главной причиной того, что у нас появляются то школы с туалетом на улице, то с кожаными диванами и кофеварками. В одном селе одна перегруженная аварийная школа, а в соседнем - при достаточности ученических мест строят третью, чтобы дети не ходили на другой конец поселка.
Председатель ВАП напомнила, что в прошлом году реализация проекта «Комфортные школы» перекочевала из ведения министерства просвещения в фонд дирекции строительства Samruk-Kazyna Constraction. Причем, минпросвещения само открестилось от обязанностей по реализации нацпроекта, сославшись на то, что строительство - не их профиль.
- В результате проект реализуется без намека на соблюдение правил государственных закупок, - заявила Годунова.
- Хотя ресурсы выделены большие – 2,6 трлн тенге. Есть вопрос? Есть! Аналогичные примеры можно найти практически в любом другом министерстве.
Руководитель высшей аудиторской палаты высказала мнение, чтобы не краснеть за провал очередной государственной программы, необходимо ввести солидарную ответственность за реализацию бюджетных инвестиционных проектов. Она убеждена, что в зону ответственности должны войти как руководители центральных государственных органов, которые видят картину в целом по стране и управляют ею, так и главы регионов, которые расходуют средства.
- В этой связи предлагается внести дополнения в Кодекс об административных правонарушениях и в разрабатываемый новой Бюджетный кодекс ответственность за не достижение показателей результатов. Тогда мы будем иметь возможность не через 3-5 лет констатировать факты неэффективного расходования государственных ресурсов и не достижение поставленных целей, а хотя бы год в год исправлять ситуацию, - предложила Годунова.
Всё для контроля?
Ответ от единого оператора программы «Комфортные школы» - АО Samruk-Kazyna Construction не заставил себя долго ждать. Буквально на следующий день после выступления главы ВАП председатель правления АО Маулен Айманбетов объяснил, что правила закупок для государственных органов не распространяются на предприятия квазигосударственного сектора.
- Процедуры в корне отличаются от стандартных госзакупок особым порядком, в частности к компаниям предъявляются жесткие квалификационные требования, выставлены высокие пороги, - растолковал Айманбетов.
Таким образом, по его мнению, от участия в конкурсе «отсекаются» фирмы-однодневки, а также недобросовестные подрядчики.
- Для участия в проекте потенциальный участник обязан представить банковскую гарантию, - сообщили в Samruk-Kazyna Construction, – что мотивирует выполнить работу в срок и не попасть в список недобросовестных поставщиков, а, с другой стороны, гарантирует сохранность бюджетных средств.
Председатель правления АО «Samruk-Kazyna Construction» подчеркнул, что разделяет обеспокоенность представителей компетентных органов и поддерживает инициативы контроля расходования бюджетных средств. Однако призывает детально разбираться в нюансах во избежание кривотолков и неверного представления о реализации нацпроекта.
- В Samruk-Kazyna Construction разработали и ввели в эксплуатацию специальную электронную кросс-платформу, на которой собраны и опубликованы все необходимые документы по каждому объекту. Это позволяет надзорным органам контролировать ситуацию в режиме реального времени. Этому также способствует фото- и видеонаблюдение, которое будет установлено на объектах строительства, а также технический надзор, который осуществляют от одного до трех наших инспекторов, постоянно закрепленных на каждом объекте.
Кроме того, по словам Айманбетова, подрядчики будут еженедельно отчитываться о ходе строительства в электронном формате. Сама кросс-платформа согласована со всеми надзорными и контролирующими органами, в том числе со счётным комитетом (ныне Высшая аудиторская палата), чтобы подрядчики не подвергались чрезмерным проверкам. А ещё в рамках реализации нацпроекта была создана комиссия из 44 человек – в их числе депутаты мажилиса, члены общественных советов министерства просвещения, ФНБ Самрук-Казына, НПП «Атамекен», а также представители акиматов Астаны, Акмолинской и Карагандинской областей.
Под кого конкурс?
Впрочем, вопросы по реализации проекта «Комфортные школы» возникли не на пустом месте. Они начали появляться у общественности ещё на этапе объявления конкурса по разработке проектно-сметной документации.
12 января Samruk-Kazyna Construction объявил конкурс на выполнение работ по разработке 35 ПСД на сумму 5 млрд тенге. В условиях был обозначен срок проведения конкурса - до 23 января.
13 дней, отведённые на разработку ПСД, представители казахстанского бизнеса посчитали заведомо невыполнимым условием. Более того, на площадке НПП «Атамекен» было озвучено мнение: возможно, не для всех участников конкурса такой временной лимит явился сюрпризом, а значит, конкурс был объявлен «под кого-то конкретного» - того, у кого на руках уже были готовые проектно-сметные документы.
Представители казахстанского бизнеса отметили: с октября 2022 года НПП «Атамекен» принимала самое активное участие в разработке проекта инструкций по строительству комфортных школ. Однако предложения и замечания, вынесенные в ходе обсуждения с участием НПП учтены не были. А окончательная версия инструкций многомиллиардного проекта на обсуждение бизнес-сообществу не направлялась. При этом документ был утверждён 12 января решением правления Samruk-Kazyna Construction.
Кроме того, казахстанские предприниматели выражали далеко не беспочвенные опасения в том, что нацпроект «Комфортные школы» будет направлен не на поддержку отечественного товаропроизводителя, а возьмет ориентир на закупки из-за рубежа. Во всяком случае, такую перспективу наши предприниматели обнаружили в технических условиях конкурсов в рамках реализации нацпроекта.
- Дело в том, что в рамках ЕАЭС и ВТО странам нельзя закупать товар только у отечественных производителей, должно быть конкурентное поле для иностранных поставщиков, - объяснили свою обеспокоенность казахстанские предприниматели.
- При этом в рамках технической спецификации нацпроекта выигравшая компания должна поставить АО Samruk-Kazyna Construction школы «под ключ». Это означает выполнение комплексных работ по проектированию, строительству и оснащению учебных заведений мебелью. Но вот незадача: понятия «строительство под ключ» в казахстанском нормативно-правовом поле не существует.
Именно поэтому многие эксперты сошлись во мнении: проект «Комфортные школы» вполне может обернуться впоследствии уголовными делами. На этой волне казахстанские предприниматели выдвинули инициативу о создании республиканского движения экономического национализма.
Мечты и действительность
Напомним, проект «Комфортные школы» был предложен президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым 1 сентября 2022 года. На его реализацию глава государства отвёл три года. Буквально через два месяца с легкой руки экс-министра просвещения Асхата Аймагамбетова этот проект обрёл вполне реальные очертания.
Представляя «Комфортные школы» правительству, Аймагамбетов привёл неоспоримый довод: за последние 10 лет контингент учащихся вырос на 1 млн детей и сейчас в Казахстане уже 3,5 млн школьников. Тогда как количество учебных заведений, по статистике, за годы независимости сократилось до 7,6 тысяч. В 2022 году в Казахстане дефицит составил 270 тысяч ученических мест.
- Наиболее острая ситуация наблюдается в Туркестанской и Алматинской областях, а также Астане, Алматы и Шымкенте. Там дефицит держится на уровне 59 % от общего показателя. Кроме того, 710 учебных заведений уже сильно износились. А 177 находятся в зданиях со сроком эксплуатации более 70 лет.
Понятно, что при таком раскладе, да ещё и после поручения главы государства, особого выбора у правительства не было: оно одобрило нацпроект. Теперь с 2023-го по 2025 год в стране планируется построить 401 школу с общим количеством 842 тыс. ученических мест.
- В рамках нацпроекта будет создано порядка 60 тысяч временных, созданных на период строительства, и 40 тысяч постоянных рабочих мест, которые будут действовать после ввода школ в эксплуатацию, - живописал экс-министр преимущества реализации нацпрограммы.
- В ходе разработки нацпроекта были учтены проблемы, ранее возникавшие при строительстве школ. Это недостаточность предметных кабинетов и учебно-лабораторного оборудования в построенных школах, длительность конкурсных процедур и сроков строительства, отсутствие единых стандартов при строительстве школ и так далее. Механизм позволит осуществлять строительство по единому стандарту, ускорить сроки проведения процедур закупок и строительства, а также повысить их качество.
Увы, реальность сегодняшнего дня оставляет эти обещания бывшего министра, ныне депутата Асхата Аймагамбетова на уровне мечтаний…