×
516.93
542.52
4.98
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
516.93
542.52
4.98

Безвкусные "зрелища" в отсутствие "хлеба": на что власти ЗКО тратят нефтедоллары

27.07.2023, 10:29
Безвкусные "зрелища" в отсутствие "хлеба": на что власти ЗКО тратят нефтедоллары
Коллаж Ulysmedia

Ulysmedia.kz решил разобраться, куда всё-таки уходят долларовые потоки, которые инвесторы направляют на развитие регионов. Мы рассказывали вам, как тратят деньги ТШО в Атырау, а сегодня предлагаем историю о финансовых вливаниях оператора по разработке крупнейшего в мире нефтегазоконденсатного месторождения Карачаганак – компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б. В.» (КПО б.в.) в Западно-Казахстанской области.

КПО - это консорциум, то есть группа объединённых компаний из разных стран, владеющих компанией в разных объёмах и соответственно имеющих прибыль в зависимости от количества акций. Первое место разделяют английский гигант Shell и итальянская компания "Эни", по 29,25 %, вместе - 58,5 % акций. Несмотря на это, в народе КПО всё же считается итальянской вотчиной, да и на должности гендиректоров всегда были этнические итальянцы: Дамиано Ратти, Ренато Маролли, Джанкарло Рую.  Второй по величине держатель акций - американский Шеврон – 18 %, российский "Лукойл" с 13,5 % - на третьем месте, и замыкает их Казахстан, представленный компанией "КазМунайГаз" с 10 % акций.

КПО б.в. только качает нефть и газ, и в сыром виде отправляет за границу, продукция на территории области не перерабатывается, почти весь ГСМ, которым пользуются жители ЗКО поступает с Атырауского НПЗ. Если говорить об объёмах, то только за 2022 год из региона "выехало" нефти на 7,5 млрд долларов или на 3,4 триллиона тенге - таковы данные комитета госдоходов.

Помимо уплаты налогов, КПО б.в. должно выполнять ещё одно обязательство - выделять ежегодно 30 млн долларов или 13,5 миллиардов тенге на объекты социальной инфраструктуры. Сумма, по сравнению с доходами от продажи сырой нефти - мизерная, даже не 1 % от наторгованного, но и с этими деньгами возникают проблемы. А именно: отсутствует прозрачность при их расходовании, люди не знают на что пойдут деньги, по факту являющиеся компенсацией за порчу экологии, а не знают они потому, что все решает областной акимат.

При этом, решения акимата уже постфактум становятся объектом критики населения, потому что строят на эти деньги, зачастую бесполезные вещи. Хотя потратить явно есть куда: трасса "Атырау- Уральск", вся в колдобинах и никогда не чистится, на ней ежегодно умирают десятки человек, уральский водоканал стал притчей во языцах - летом город сидит без воды из-за ржавых ветхих труб, да и с электроснабжением в регионе совсем худо - малейшая непогода оставляет в блэкауте целые микрорайоны.

Аэропорт

Но, политика акимата "зрелища" вместо "хлеба" поражает. Так, например, на протяжении трёх лет на деньги КПО б.в. строили уральский аэропорт. Действительно, старый аэропорт нуждался в ремонте и вложения в него являются, пожалуй, самым удачным проектом в истории освоения социальных инвестиций КПО б.в. Но и здесь не обошлось без проволочек. В 2019 году заявлялась сумма проекта в 1,5 миллиарда. Но на этапе строительства что-то пошло не так и сумму пришлось увеличить до 2,4 млрд тенге. Окончательно строительство обошлось в 6,6 млрд.

При этом в самый разгар пандемии коронавируса, когда старый терминал уже был снесён, а новый ещё не построен, пассажирам приходилось ждать своих рейсов холодными зимними ночами в металлопластиковых вагончиках. Уже по окончанию строительства аэропорта, которое, к слову, затянулась почти на год, несколько активистов - людей с ограниченными физическими возможностями, заявили о том, что воздушная гавань не соответствует принципам инклюзивности.

Ещё одной тонкостью проекта стало то, что до начала реконструкции аэропорт принадлежал частной компании, связанной с ликвидированной после крушения самолета, Bek Air. Перед реконструкцией гавань передали квазигосударственной СПК "Акжайык". В начале 2023 года стало известно, что аэропорт отремонтированный за нефтяные дивиденды, теперь на 49 % принадлежит российскому олигарху Виктору Вексельбергу. Власти уверяют, что инвестор откроет новые направления авиарейсов из Уральска. Но пока что Уральск как и был на отшибе так и остаётся: кроме Алматы, Астаны, Актау, Атырау, из самого европейского казахстанского городка можно вылететь во Франкфурт-на-Майне (пользуются этим направлением в основном экспаты той же самой КПО б.в.), а также в Турцию и Египет в разгар турсезона.

Дворец Атамекен

Абсолютно безвкусный в плане архитектуры дворец культуры "Атамекен", явно несоразмерный числу жителей Уральска, также был построен деньги социальных обязательств полтора года назад. Стоимость проекта - 9,5 миллиардов тенге. Отметим, что дворец на 1120 мест был открыт в самый разгар пандемии, что вызвало шквал возмущения у горожан, ведь стоил он даже дороже, чем модульная больница для ковидных больных на 200 мест, построенная за 7,2 млрд тенге.  Из звёзд крупного калибра в Уральске был стендап-комик Евгений Чебатков и итальянский, чуть позабытый мэтр Pupо, в остальное время в "Атамекене" проходят концерты региональных оркестров и малоизвестных групп. Такой вот получился пир во время чумы.

Дом-музей Кадыра Мырза Али и ЗАГС

Недалеко от предыдущего китча архитектуры, построенного на средства нефтемагната находится здание не менее нелепого вида - дом-музей Кадыра Мырза Али.  Его построили в 2015 году за 750 миллионов тенге, он вмещает 1000 человек. Само здание выполнено в форме амфитеатра из стекла и других малопривлекательных с точки зрения архитектуры материалов и довольно громоздкое - почти 4 тысячи квадратных метров. Трудно оценить, пользуется ли популярностью музей у жителей и туристов города. Но одно можно сказать точно - для тематического музея, посвященного одной личности, он явно великоват. Для областного музея или хотя бы городского - ещё может быть.

Чуть пройдя от музея Кадыра Мырза Али через площадь первого президента Назарбаева, мы видим здание дворца бракосочетаний. Он также был построен на деньги нефтяников. Помпезный неоклассицизм за 8,3 миллиона тенге по большей части, сдаётся в аренду частникам под ресторан "Салтанат Сарайы", остальная часть здания - это залы для регистрации, торжественной и обычной. Всё, к чему акимат заставляет прикасаться КПО б.в. – становится примером гигантомании.

Теннисный корт

Вкладывает КПО б.в. и в спортивные объекты на территории области. Так, например, в 2014 году построили огромный, масштабный центр тенниса, стоимостью 1,6 миллиардов тенге - огромные деньги и сейчас, а тогда - тем более. Центр тенниса имеет площадь в 5,6 тысяч кв. метров, четыре корта внутри помещения, трибуны и облагороженнаую территорию вокруг. Сразу после открытия помпезного спортивного сооружения появилось две проблемы - международная Федерация тенниса признала корт несоответствующим своим требованиям, второе - тренеров в Уральске по этому элитному виду спорта не нашлось и пришлось везти их из России.

Третья проблема с кортом - дорогостоящее содержание по комуслугам (корт отапливается своей котельной) стало поводом для того, чтобы отдать корт в частные руки. В 2021 году спортцентр выставили на аукцион за 697 миллионов тенге, то есть, за шесть лет его стоимость снизилось почти на миллиард тенге, по словам властей - за счёт амортизации.

"Зеленые проекты"

КПО б.в., ежегодно проводит так называемый Green Forum, где различные эксперты говорят об экологии, уменьшении выбросов в атмосферу. Да, да, консорциум позиционирует себя стремящимся к идеальной экологической ситуации. При этом, проекты, реализованные за счёт их инвестиций говорят об обратном. Так, в 2016 году в Уральске начались работы по благоустройству правого берега реки Чаган. А именно - пойменные леса на обратной стороне реки начали вырубать и строить на их месте велосипедные дорожки и спортивные тренажеры, а также ставить освещение. Стоимость проекта - 2,6 миллиарда тенге.

Экологи говорили - вырубка деревьев повлечет за собой пересыхание озер близ реки, засуху и вымирание птиц и животных. Власти же называли деревья кустарниками и сухостоем и слушать общественность не собирались. Впрочем, озера уже начали пересыхать.

Еще один "зеленый проект" КПО б.в. - строительство моста через реку Чаган в новом микрорайоне "Акжайык", стоимостью 11 миллиардов тенге. Необходимость и самого микрорайона и моста общественностью оспаривается - ну нет в Уральске таких пробок, чтобы строить под это новый мост, да и ещё и вырубать на 120 гектарах деревья из пойменных лесов Чагана. Реальные общественные слушания акимат раз за разом проваливал, но в этом году всё же выиграл их, прибегнув к старой как мир методике привлечения "карманных" местных жителей для того, чтобы получить перевес голосов и всё же построить мост.

Ulysmedia.kz в статье «Везде свои люди, или Как в ЗКО доверенные лица Алтая Кульгинова финансовые схемы строят», опубликованной 25 июля, предположил, кто и как может распорядиться новым траншем компании «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б. В.» в 192 млн долларов. Мы выяснили, кто и как в регионе распоряжается этой статьёй доходов и сделали вывод, что есть области люди так или иначе связанные с бывшим акимом ЗКО, а ныне разжалованным вице-премьером Алтаем Кульгиновым.

Пока опровержения в редакцию не поступили.