Нефть, прогнозы, ожидания: будут ли в Казахстане строить ещё один НПЗ

Курманов Байтас

Не так давно партия «Ак жол» озаботилась тем, что от нашего главного богатства – нефти Казахстан получает только два процента и обратилась в Конституционный суд с требованием обязать правительство раскрыть условия СРП - Соглашения о разделе продукции по крупнейшими нефтегазовым контрактам. Демпартия «Ак жол» считает такие условия (в случае их реальности) крайне несправедливыми. Ответ не заставил себя ждать – суд отказался рассматривать вопрос, так как он не входит в его компетенцию. Ulysmedia.kz решил узнать, что думает по этому поводу министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев.

Коллаж Ulysmedia

Скоро заканчивается контракт с иностранными инвесторами ТШО по разработке месторождения Кашаган. Будут пересматриваться условия в новом соглашении о разделе продукции?

- После завершения лицензии ТШО будет переведен на текущий налоговый режим. Согласно условиям договора о формировании партнёрства, за 5 лет до прекращения срока действия, стороны начнут переговоры о возможном продлении партнёрства и об условиях такого продления.

Почему это соглашение до сих пор не обнародовано, что в нём секретного?

- При заключении инвестиционного контракта в него были включены положения о конфиденциальности. Отмечаем, что правительством Республики Казахстан были даны гарантии иностранным инвесторам в части соблюдения конфиденциальности информации, относящейся к контракту, в том числе и его положений. В соответствии с этим документом, вся информация должна сохранять конфиденциальность и может использоваться только в целях партнерства или в целях, относящихся к участию одного из партнеров. Обязательства по конфиденциальности являются постоянно действующими, которые не изменяются и не отменяются при завершении или прекращении действия, либо ликвидации партнерства. При этом, раскрытие конфиденциальной информации не может быть осуществлено раскрывающей стороной без письменного согласия другой стороны.

Сейчас утверждается, что незавидное положение, в котором Казахстан оказался в 90-х, заставил принять условия инвесторов. Как вы думаете ситуация изменилась – мы уже можем выставлять свои требования?

- При заключении контракта по ТШО, основным требованием было привлечение инвестиций и наилучшего опыта. В ходе реализации контракта, республика приобрела все необходимые навыки для надлежащего управления проектом. В настоящее время вопрос привлечения инвестиций в освоение месторождения Тенгиз не является сложным.

Как вы думаете, разработка месторождений на Каспии – для Казахстана всё-таки зло или благо? Не наступит ли экологическая катастрофа на море? Уже сейчас экологи утверждают, что последствия могут быть плачевными.

- Вы знаете, Казахстан обладает несколькими сравнительными преимуществами, на основе которых можно успешно построить и реализовать стратегию устойчивого экономического развития. Одним из наиболее важных источников экономического роста - богатый ресурсный потенциал, который не только обеспечивает сегодня основную часть внутренних потребностей страны в сырье и топливе, но и формирует большую часть валютных поступлений от экспорта.

Ресурсный потенциал Каспия остаётся до конца не изученным, и дальнейшее его освоение позволит, в первую очередь, улучшить благосостояние наших граждан, а именно: появление новых рабочих мест, привлечение значительных инвестиций и новых технологий, увеличение налоговых поступлений и другие положительные аспекты, необходимые для стабильного роста экономики. При этом, мы понимаем насколько уникальным является Каспий со своим разнообразием флоры и фауны, и поэтому его освоение проводится с учетом всех требований экологической и промышленной безопасности.

Главный куратор нефтяной сферы - «Казмунайгаз», почему переговоры с россиянами, когда возникли проблемы с КТК, вели вы.

- От имени правительства РК, АО «НК «КазМунайГаз» представлен порядка 20 % долевым участием в Каспийском трубопроводном консорциуме. Порядка 80 % от общего казахстанского экспорта занимает данное экспортное направление. При этом стоит отметить, что при возникновении каких-то вопросов, связанных с текущей деятельностью КТК, с учётом важности данного экспортного направления для Казахстана, для оперативного решения, переговорные процессы осуществлялись на разных уровнях, начиная от уровня менеджмента АО «НК «КазМунайГаз» до уровня министра энергетики и премьера-министра.

Как сегодня обстоят дела с нефтью? Вы могли бы объяснить, почему нефть дорожает, а казахстанцы богатыми не становятся? Почему так выросла цена на бензин и солярку?

- Есть прямая взаимосвязь между ценой и потреблением дизтоплива в Казахстане в сравнении с соседними странами:

  • в Казахстане самое высокое потребление - 368 литров/чел. при самой низкой цене - 245 тенге/литр (среднее от 230 и 260 тенге/литр в зависимости от региона)
  • в Узбекистане самое низкое потребление – 44 литра/чел. при самой высокой цене – 549 тенге/литр.

12 апреля т.г., как известно, вынужденно, в целях снижения ценового диспаритета и, следовательно, «серого» экспорта и перетоков, увеличены предельные цены на «пистолете» АЗС:

  • автобензин марки АИ-92 и АИ-93 – со 182 и 187 до 205 тенге/литр
  • дизтопливо (летнее, межсезонное) – с 230 и 260 до 295 тенге/литр.

Пока трудно определить потребление на душу населения, так как прошло всего 3 месяца с момента установления новых цен, но текущие запасы ГСМ в стране являются достаточными.

Совокупные суточные запасы ГСМ в стране на 10 июля (на нефтебазах, в пути и резервуарах НПЗ):

  • автобензин Аи-92 – 304 тыс. тонн (на 21 день);
  • автобензин Аи-95 – 55 тыс. тонн (17 дней);
  • дизтопливо - 474 тыс. тонн (28 дней).

Планируем до конца года продолжить мониторинг влияния снижения ценовой разницы на запасы ГСМ.

Президент дал задание увеличить объёмы транзита нефти на мировые рынки в обход России. Это выполнимо? Нужны трубопроводы, танкеры, если везти её по морю в Азербайджан – на какие ресурсы вы рассчитываете?

- Исполнение поручения главы государства по дальнейшей диверсификации путей экспорта нефти и развитию Транскаспийского международного транспортного коридора, не связано с транзитом нефти в обход РФ, а было обусловлено ростом объёмов добычи нефти и вводом новых морских проектов в среднесрочной перспективе. Сейчас правительство прорабатывает дополнительные маршруты транспортировки нефти.

Уже разработана и одобрена правительством Дорожная карта по развитию маршрутов транспортировки казахстанской нефти на экспорт с пошаговым алгоритмом действий. В настоящее время в рамках этой карты осуществляется поэтамное исполнение мепроприятий, которая находится на особом контроле Правительства.

При этом создание экспортных систем, потребует определённого времени – около четырех-пяти лет). В связи с этим, министерство разработало план поэтапного наращивания объёмов поставок по новым маршрутам.

Сейчас министерство энергетики и «КазМунайГаз» проводят переговоры с национальными нефтяными компаниями Азербайджана, Ирана, Китая, а также международными нефтяными компаниями, работающих в РК.

В связи с чем дал такое поручение президент? Пошатнулась вера в Россию?

- Российская Федерация – остаётся одним из главных, надежных и стратегических партнеров Республики Казахстан.

Порядка 95 % экспортной казахстанской нефти поставляется на внешние рынки транзитом через её территорию, при этом транспортировка и отгрузка казахстанской нефти трубопроводным и морским транспортом через территорию РФ остаётся наиболее экономически эффективной и рентабельной. А нефтепровод КТК – самым экономически эффективным маршрутом транспортировки нефти на экспорт для казахстанских грузоотправителей. Это направление занимает 80 % от общего казахстанского экспорта нефти.

Однако вследствие объявленных санкций в отношении Российской Федерации в связи с текущей геополитической ситуацией, в КТК возникают риски своевременных поставок оборудования импортного происхождения преимущественно  из стран ЕС и США.

Поэтому сегодня министерство энергетики, НК «КазМунайГаз», международные нефтяные компании и менеджмент КТК предпринимают все усилия для обеспечения поставок оборудования в адрес КТК. Казахстанской стороной проводятся консультации с соответствующими уполномоченными органами ЕС, США и Великобритании в целях разработки соответствующих освобождений или исключений в рамках законодательства этих стран по поставкам товаров и услуг для КТК для обеспечения его стабильной и надежной работы.

Также с целью минимизации вышеуказанных рисков, с июля 2022 года казахстанская нефть экспортируется через российские порты.

Вы в курсе, что наша нефтяная столица задыхается от нефтяных предприятий? Больше всего нареканий в адрес АНПЗ – завод находится чуть ли не в центре Атырау. Есть ли возможность вывести предприятие за городскую черту? Или это не самая большая проблема?

- Это часто задаваемый вопрос. Насколько мне известно, 80 лет назад АНПЗ изначально проектировался и строился далеко за чертой города. По мере развития город приближался к АНПЗ. Завод и сейчас находится на окраине города и реализует комплекс природоохранных мероприятий для снижения влияния на окружающую среду.

Как так получилось, что в модернизацию АНПЗ отправили сотни миллиардов тенге, а электростанцию не предусмотрели? Несколько аварий и остановок было из-за выключения подачи электроэнергии – потери уже подсчитаны?

- Сейчас работает государственная комиссия по расследованию причин и последствий аварий. Предлагаю дождаться её выводов.

Основными целями проекта модернизации НПЗ были увеличение мощностей нефтепереработки и повышение качества моторных топлив с уровня экологического стандарта К-2 (аналог Евро-2) до уровня не ниже К4 (аналог Евро-4) в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза, начиная с 1 января 2018 года.

Последняя авария чему-нибудь научила? Какие-то меры уже предусмотрели, чтобы избежать подобного в дальнейшем?

- Предлагаю дождаться заключения госкомиссии по расследованию причин и последствий аварии, но уже сейчас могу сообщить, что «КазМунайГаз» и АНПЗ начали реализацию комплексного плана по снижению аварийности завода.

Сколько денег из госказны было выделено на реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов?

- По имеющейся информации источниками финансирования проектов модернизации НПЗ являлись собственные средства АО НК «КазМунайГаз», CNPC (в случае с ШНПЗ) и НПЗ и займы из АО «БРК» и международных банков развития.

Есть ли необходимость строить ещё один нефтеперерабатывающий завод?

- В соответствии с Посланием главы государства утверждена Дорожная карта по расширению Шымкентского НПЗ с 6 до 12 млн. тонн в год. Практически это будет еще один новый завод. Он будет построен в 2029 году с учетом ТЭО, ПСД, ЕРС, финансирования и пуско-наладки, кадрового усиления ШНПЗ и АО НК «КазМунайГаз».

Необходимость расширения ШНПЗ подтверждена маркетинговыми исследованиями международной компании IHS, включая производство и потребление СНГ, рост потребления в соседних государствах и транзитного грузопотока до 2035 года.

Проведение таких исследований предусматривалось концепцией развития ТЭК РК на 2022-2026 гг., утвержденной постановлением правительства РК от 21 ноября 2022 года № 931, для принятия решений по строительству новых и расширению действующих НПЗ.

Вы верите в то, что основная причина бесконечного роста стоимости бензина – контрабанда топлива за рубеж?

- Мы уже много раз на разных площадках объясняли, что ценовая разница с соседними странами в 1,5-2 раза всегда будет приводить к повышенному потреблению ГСМ транзитным транспортом, перетокам и, следовательно, сокращению запасов ГСМ в стране.

Кроме того, тормозится развитие нефтегазовой отрасли в целом, которая без учета трех крупных проектов, уже давно не видела больших инвестиций. Административное регулирование цен снизило инвестиционную привлекательность отрасли. В связи с этим, повышение цены на ГСМ - это вынужденная мера в целях обеспечения собственного рынка.

Напомним, Ulysmedia.kz опубликовал серию материалов по самым актуальным проблемам, которые прокомментировал министр энергетики РК. К сожалению, ответы на наши вопросы мы получили в письменном виде и не смогли задать свои уточняющие вопросы. Тем не менее, благодарим Алмасадама Саткалиева за предоставленную информацию.