«Дорогой» образ: сколько власти ЗКО готовы потратить на свой пиар

Асыл Беков

Власти Западно-Казахстанской области внесли на обсуждение проект методики определения стоимости услуг по проведению государственной информационной политики в СМИ. Акт существенно увеличит чеки для редакций и телеканалов, готовых заниматься пропагандой, и добавляет новые способы распространения информации. Теперь стоимость госинформзаказа будет зависеть от охвата аудитории, то есть ставку решили делать на республиканские СМИ.

Ulysmedia.kz подсчитал, сколько тратят в ЗКО на хорошее реноме акимов.

Коллаж Ulysmedia

Создать образ

Власти Западно-Казахстанской области знают, что «образ» акимов нужно создавать, поэтому денег на пиар не жалеют. В регионе помнят, как Алтай Кульгинов любил запускать в СМИ и соцсети свои фотографии. На одной он с хоккейной клюшкой, на другой с теннисной ракеткой, то он участвует в марафоне или велосипедной гонке, то общается с простым народом или разговаривает со студентами. То есть создавался образ «своего в доску» парня, хотя все знали, какой он любитель богатства, машин премиум- класса, «Формулы-1» и часов как у Барака Обамы.

К слову, те, кто работал над образом «народного» акима Кульгинова в ЗКО, вслед за ним уехали в столицу.

Сменивший его на посту Гали Искалиев проявлял несравнимую скромность и от штата фотографов отказался. При должности он был не долго, поэтому местные журналисты так и не успели понять – то ли ему сказать было нечего, то ли пришлось что-то скрывать. Но, несмотря на это, деньги из областной казны на информзаказ исправно выделялись.

Какой пиар решил получить действующий аким Нариман Турегалиев пока не известно, но местные журналисты отмечают, что, несмотря на присутствие в его бекграунде депутатства в сенате, прессу он особо не жалует. Вполне возможно, что пресс-служба решила применить новейшие PR-технологии, тем более, что деньги выделены.

Нариман Турегалиев - действующий аким ЗКО

Газетная площадь подорожала

За услуги по размещению информационного материала в печатной газете (читают ли сейчас в Казахстане печатные газеты - отдельный вопрос - прим.авт) в 2022 году платили 400 тенге за квадратный сантиметр, а в 2023 году намереваются за это удовольствие выложить уже 770 тенге республиканским и 440 – областным изданиям. За размещение статьи на интернет-ресурсе республиканского значения стоимость символа определили в 100 тенге, а областного - 50 тенге. В 2022 году же эта сумма составляла 38 тенге, без разделения на областные и республиканские СМИ.

Видеосюжет на телевидении в прошлом году обходился в 22 000 тенге за секунду, в 2023 году - 300 000 тенге за минуту на республиканских телеканалах и 50 тысяч тенге за минуту на региональных телеканалах. За минуту аналитической программы на телевидении теперь будут платить 65 тысяч тенге республиканским телеканалам и 20 000 тенге - региональным. Стоит заметить, что алитическая программа - это не короткий сюжет на 2-3 минуты, а как правило, часовая программа.

Информационная программа на радио раньше стоила 580 тенге за секунду, в 2023 году цена поднялась до 13 650 тенге за минуту на радиостанции республиканского охвата и 2750 тенге – на региональных станциях. Из этого всего можно сделать вывод, что ставку в информзаказе делают на республиканские СМИ.

Нариман Турегалиев - действующий аким ЗКО

Ужасно засекреченный

Чтобы выяснить, сколько конкретно денег выделяется на государственный информационный заказ, мы прошерстили сайт госзакупок и выяснили, что информацию по распределению денег на заказ на сайте уж не размещают.

В управлении общественного развития по ЗКО сообщили, что в 2021-м году изменилось положение и теперь они публикуют объявление о проведении госинформзаказа на своем сайте. Бумажные конверты с заявками направляются в здание партии «Аманат», после чего их вскрывает и рассматривает комиссия. То есть процесс распределения средств теперь фактически засекречен.

На сайте управления общественного развития мы нашли за 2022 год 7 объявлений на размещение госинформзаказа. За 2023 год попалось любопытное – «Перечень тематических направлений госинформполитки на 2023 год, в рамках концепции «Справедливый Казахстан» Западно-Казахстанская область».

Он включает в себя шесть отдельных направлений для электронных СМИ.

  • 1) разъяснение деятельности главы государства, первого президента, правительства, парламента и органов местного самоуправления;
  • 2) разъяснение политики в области труда;
  • 3) разъяснения о деятельности казахстанской науки;
  • 4) в сфере здравоохранения;
  • 5) разъяснение хода индустриально-инновационного развития;
  • 6) разъяснение реализации энерго-эффективной политики.

В этот перечень также включены ещё четыре направления для печатных СМИ и три - для интернет-ресурсов.

Мы подсчитали и пришли к выводу, что теперь электронным СМИ придётся публиковать видеоролики на 632 минуты. Положим, что подрядчиком станет региональное, а не республиканское медиа, которому за минуту видеоролика с 2023 года оплачивается 50 000 тенге, местным достанутся «скромные» 31,6 миллиона тенге.

Что касается печатных газет, то они должны публиковать статьи на площади в 25 200 квадратных сантиметров, а получат за это по новым ставкам 11 млн тенге, если речь идёт о региональных СМИ - 19,4 миллиона.

Интернет-ресурсы же должны опубликовывать материалы на 656 000 символов, что означает, что они заработают 65 млн тенге, если это государственные интернет-ресурсы или 32,5 млн - если ресурсы областного масштаба.

Информации о том, получат ли эти лоты одна редакция или их разделят между несколькими, не указывается.

Это только один из лотов, сколько их может быть в течение этого года - неизвестно. Странно, что налогоплательщики не имеют права знать о том, какие именно издания являются получателями этих средств. Но поскольку до конца 2021 года информация о госинформзаказе была не засекречена и публиковалась на сайте госзакупок, кое-какие следы всё же остались.

Так, общая сумма всех госинформзаказов в 2021 году составила 379,7 млн тенге, которые разыграло областное управление общественного развития, а также городской отдел внутренней политики при акимате Уральска. Несколько целевых заказов разыгрывали и другие управления. Например, управление культуры и языков и управление здравоохранения.

В числе подрядчиков есть республиканские СМИ: Nur.kz, Tengrinews, "Егемен Казахстан" и "Казахстанская правда" (последние две газеты - в лидерах), и местные СМИ, среди которых львиную долю забирает медиахолдинг "Жайык Пресс" у которого заказов было на 127 млн тенге.

Алтай Кульгинов - бывший аким ЗКО

А за что платим?

В СМИ неоднократно всплывают возмущения среди учителей, школьных техничек, воспитателей в детсадах и других бюджетников, которых раз в полгода в принудительном порядке подписывают на газеты, в основном это региональная газета: в ЗКО - это газета «Приуралье» холдинга «Жайык пресс», «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда». Получается, что издания получают бюджетное финсирование, госинформзаказ и деньги с населения за подписку.

Давайте посмотрим, на что конкретно расходуются средства налогоплательщиков, рассмотрев сайт холдинга «Жайык Пресс». Исходя по яндекс-метрике, за последнюю неделю к ним заходили от 1135 до 2647 пользователей за сутки. Инстаграмм-канал издания имеет 21,4 тыс. подписчиков, публикации набирают в редком случае более 150 лайков и пару комментариев.

Для сравнения, у частных сайтов, которые госзаказ не отрабатывают - не менее семи тысяч посещений в сутки, их новостные публикации набирают по 500 лайков.

Публикации холдинга «Жайык Пресс» можно разделить на два типа: обыкновенная перепечатка пресс-релизов госорганов, зачастую даже без минимальной обработки, либо так называемые авторские материалы. Судить об их качестве объективно сложно, поскольку каждый журналист стремится к высшему мастерству слова, поэтому пусть судят читатели хотя бы по цитате из статьи:

   - Директор и оргкомитет постарались на славу. Это видно прежде всего по оформлению. Директор Красноармейского ДК и его соратники подошли к организации районного фестиваля ответственно, творчески.

Вот примерно на такие «качественные» материалы и расходуются деньги налогоплательщиков. Безусловно, ситуация, когда политические партии платят частным редакциям, встречается и в других странах. Но, используется покупка места на страницах изданий для того, чтобы сообщить о предстоящих общественных слушаниях или для публикации новых законов. У нас же - для того, чтобы похвалить государственные органы за их работу.

Алтай Кульгинов - бывший аким ЗКО

Простимулируем

Кроме того, что журналистов, в идеале обязанных быть объективными и независимыми, подкупают путём раздачи государственного информационного заказа, ежегодно ко Дню печати в ЗКО организовывается мероприятие для журналистов - банкет, с выдачей небольших подарков - чайных сервизов, сертификатов в магазин электроники. По данным сайта госзакупок то же управление общественного развития ЗКО израсходовало на банкет 4,4 миллиона тенге. На языке госзакупок лот называется так: «Организация и проведение мероприятий по стимулированию работников средств массовой информации». Очевидно, страсть к правде, расследованиям, исследованиям и простой человеческий интерес журналистов стимулируют всё меньше и меньше.

Гани Искалиев - бывший аким ЗКО