Доступно, но опасно: кому доверяют строить льготное жильё и чем это заканчивается

Асыл Беков

Жильцы алматинского ЖК «Аккент», где на днях произошла трагедия, должны вернуться в свои дома не позднее 20 сентября. Согласно поручению акима, до этого времени застройщик должен восстановить здание, причём за свой счёт. Ulysmedia.kz рассказывал о пожаре, из-за которого, спасаясь от огня, погибла женщина.

Коллаж Ulysmedia

Кадры, на которых мать выбрасывает из окна детей на расстеленные внизу маты, облетели Казнет. По данным ДЧС, причиной пожара стало возгорание кабелей лифтовой шахты и электропроводки. При том что "Аккент" – относительно новый жилой комплекс. В результате пожара погибла девушка, более 30 человек пострадали. По факту случившегося возбуждено два уголовных дела – нарушение правил пожарной безопасности и гибель человека.

К слову, квартиры в злополучном ЖК получали семьи по программе «Арендное жилье без права выкупа для работающей молодежи». Трагедия, унёсшая жизнь алматинки, вскрыла давно существующую проблему – некачественную застройку, с которой чаще всего сталкиваются получатели льготного жилья. 

Кто строил?

Очевидно, что масштабное возгорание проводки в доме, которому нет еще и 10 лет, – это не нормально и первая мысль, которая приходит в голову: а кто так строил?

Застройщик ЖК "Аккент" – компания Ayt Housing Complex. По данным в открытых источниках, работает она на казахстанском рынке с 2004 года и занимается строительством жилых зданий. В малом предприятии трудятся около 20 человек, а сумма налоговых поступлений за этот год составила около 70 млн тенге.

Руководителем компании числится некий Канат Ералиев, он же руководит алматинским филиалом акционерного общества с иностранным участием "Ахсель ятырым ихражат ве итхалат". 

Кроме того, согласно данным "Отбасы банка", к жилому комплексу имеет отношение ещё одна компания – ТОО "Айт кұрылыс сауда". Эту организацию зарегистрировали в 2003 году, её руководитель - Арифоглу Абдуррахман Зеки, а юридический адрес компании совпадает с адресом Ayt Housing Complex. Судя по всему, "Айт курылыс" занимается продажей недвижимости, а Ayt Housing – строительством. При этом налогов с продажи недвижимости поступает намного меньше, чем со строительства.

Разобраться в этой бизнес-схеме и выяснить, кто является конечным бенефициаром, не представляется возможным. Но ясно одно: это не компания-однодневка.

Кто именно виновен в пожаре – пока не ясно, ведь следствие только началось. Но учитывая тот факт, что акимат требует от застройщика за свой счёт отремонтировать здание, восстановить сгоревшие квартиры и даже возместить расходы по временному проживанию пострадавших, наталкивает на мысль, что виновных в случившемся уже нашли. Более того, застройщик по собственной инициативе решил подарить родственникам погибшей алматинки новую двухкомнатную квартиру – об этом заявил лично Канат Ералиев.

Всё лучшее – льготникам

Квартиры в ЖК "Аккент" продолжают продавать по программам льготной ипотеки от "Отбасы банка". Льготное жильё распределяют между представителями уязвимых слоёв населения: малообеспеченными и многодетными семьями, матерями-одиночками, людьми с инвалидностью. Так же в очереди на жильё стоят госслужащие, военные и медработники. 

Цены на такие квартиры, хоть и ниже рыночных, но вполне внушительные. Так, однокомнатная квартира в ЖК «Аккент», строительство которой должно завершиться в этом месяце, по программе "Свой дом" обойдётся в 14 млн тенге. А трёхкомнатная квартира в черновой отделке будет стоить 30 млн тенге.

Есть программы, в которых покупатель может выбрать любое жильё, подходящее под определённые критерии, но наиболее выгодными остаются те, в которых список квартир уже определён. К примеру, такие программы как "Бакытты отбасы" и "Свой дом" предполагают, что клиент может приобрести лишь ту квартиру, которую ему предложит банк.

Теоретически, местные исполнительные власти должны следить за качеством такого жилья. Но на практике именно с такими квартирами частенько возникают проблемы. 

В чём причина? Возможно, всё дело в системе госзакупок. Для расширения жилищного фонда местные исполнительные власти разыгрывают тендер на строительство недвижимости. Чиновники не скрывают, что в госзакупках часто побеждает тот, кто предложит меньшую цену.

Компании, желающие получить заказ, снижают цены. Разумеется, не за счёт собственной прибыли, а за счёт затрат на строительство. А некоторые чиновники предпочитают принимать несоответствующие объекты, вместо того чтобы судиться с застройщиком. И причины такой лояльности всем очевидны.

Опасная экономия

В Казахстане специалисты по недвижимости определяют четыре класса жилья: элит, бизнес, комфорт, эконом. Как правило, в льготные программы попадает жильё четвёртого класса – эконом. По документам от более престижной недвижимости такие квартиры отличаются меньшей квадратурой, наличием всего одного санузла и балкона, а также отсутствием личного парковочного места. А на деле – ещё и более дешёвыми стройматериалами, менее квалифицированными строителями и отсутствием необходимой инфраструктуры. 

Так, 8 лет назад в Алатауском районе ввели в эксплуатацию 32 многоэтажных дома – микрорайон получил название Зердели и стал частью городского жилищного фонда. А это значит, что именно эти квартиры получат очередники и участники льготных ипотек.

Проблемы в Зердели начались сразу – менее чем через год жители новостройки начали жаловаться на трещины в стенах и странный гул. Дома повело. В 2017 году один из них накренился настолько, что жильцы начали опасаться за свою жизнь. Представители ДЧС определили, что крен верхней части составил 37 сантиметров, в нижней – 24 сантиметра. Горожане боялись находится в собственных квартирах, но продолжали выплачивать ипотеку. С помощью специалистов КАЗНИИСА конструкцию выровняли.

А в микрорайоне Шугыла, квартиры которого тоже входят в жилищный городской фонд, возникли проблемы с коммуникациями. В 2019 году льготники отказались въезжать в выделенные по программе квартиры, поскольку в них не было ни света, ни газа, ни воды, ни канализации. По мнению горожан, отсутствие подъездных путей и торчащие из земли трубы представляли прямую угрозу для жизни. Представители акимата признали проблему и обещали через суд признать застройщика недобросовестным. 

И такая ситуация сложилась не только в Алматы – небогатые жители всей страны сталкиваются с некачественным строительством и недобросовестными застройщиками. В западном Казахстане очередники спасали свои новостройки от потопов, в Семее застройщик использовал для работ бывшие в употреблении стройматериалы, а в Карагандинской области кирпичи укладывали без цемента. И это лишь малая часть подобных историй.

Хотя и покупатели элитного жилья не застрахованы от бед: сданный в эксплуатацию пару лет назад ЖК Capital Park уже находится в аварийном состоянии – жители сталкиваются с регулярными затоплениями канализационными водами. Застройщик – всем известный BI Group. Класс жилья – бизнес. Аналогичная ситуация сложилась в новом алматинском ЖК Exclusive Star. Класс жилья – бизнес, а застройщик – Exclusive-Qurylys. 

Из всего вышнсказанного напрашивается вывод - прежде чем покупать жильё в новостройке, важно тщательно изучить репутацию застройщика. А участникам льготных программ нужно быть в 10 раз осторожнее.