Алматы сотрясают скандалы, недовольство горожан, возмущённых отсутствием воды и освещения улиц, непродуманным ремонтом дорог, вылилось в петицию с требованием отставки акима. Ulysmedia.kz обратил внимание, что в диалог с гражданами не вступил городской общественный совет, который и был создан для того, чтобы решать наболевшие вопросы. Согласно положению, его члены «могут участвовать в деятельности государственных, квазигосударственных органов, делать запросы, приглашать представителей органов на свои заседания, участвовать в работе конкурсных комиссий по госзакупкам, проводить общественные экспертизы и осуществлять мониторинг. Мы решили разобраться, что такое общественный совет, зачем он нужен и какую приносит пользу.
«Я тебя выслушал»
Общественные советы в Казахстане появились в 2016-м. Согласно прописанной в законе новелле, общественные советы должны были стать консультативно-совещательными и наблюдательными структурами в министерствах, ведомствах и акиматах.
Казалось бы, дело благое, призванное облегчить взаимодействие граждан в их постоянной борьбе и даже битве с государственными органами. Из той же новеллы следует, что «согласно закону, государственный орган обязан рассмотреть предложение, поступившее от общественного совета. Однако по сравнению с маслихатом, который по факту местный представительный орган, общественный совет – лишь консультативный орган, и не может принимать решения, обязательные к исполнению». Если перевести с канцелярита, звучит это так - я тебя выслушал и принял к сведению. А как поступить, решу сам.
По разным данным, в Казахстане работают 256 общественных советов: на республиканском уровне – 35, на местном уровне – 221. Также есть общественные советы, которые образованы квазигосударственными организациями. По словам председателя комитета по делам гражданского общества министерства информации Мадияра Кожахметова, число членов советов в последнее время увеличилось с 3000 до 4000 человек. Претендовать на членство может гражданин РК старше 18 лет.
А в соответствии с докладом о деятельности общественных советов в РК за 2022 год, в составе ОС республиканского уровня по 17 министерствам и 5 агентствам было всего 399 членов. В среднем это около 18 человек в каждом совете. Среди членов советов числилось 85 госслужащих, 19 представителей подведомственных организаций.
Бесплатно?
Решения совета носят рекомендательный характер. Посидели, поговорили, вызвали на ковёр какого-нибудь начальника среднего звена, отвесили друг другу комплименты и разбежались делать свой бизнес.
Один из главных оправдательных аргументов членов ОС в том, что они работают бесплатно. Но, господа, не надо лукавить – совету выделяют помещение, они пользуются электричеством, расходуют воду, интернет, не отказываются и от расходов на канцелярско-административное сопровождение, а за это всё платят граждане, которым от рекомендаций ОС ни холодно, ни жарко.
- Я однажды даже выиграл выборы и был членом ОС 3-4 дня, но моя кандидатура очень не нравилась Байбеку, и меня далее не пустили в ОС, - как-то поделился опытом активист и блогер Болат Қажыақбар.
Деньги счёт любят
В составе нынешнего совета Алматы 39 человек. А представьте, сколько затрат по республике на «бесплатную» работу этих советов.
Помимо этого, проводятся республиканские собрания общественных советов. В Астане в октябре прошлого года состоялся уже третий по счёту, в котором участвовали около 250 делегатов со всех регионов страны. И не думаю, что они приехали в столицу, жили и питались за свой счёт. А на выходе что – очередные рекомендации и для галочки очередная рапортичка в администрацию президента? Дескать, работаем, не щадя живота своего.
В сентябрьском послании народу прошлого года Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости переформатировать деятельность общественных советов. В чём был апгрейд, граждане так и не узнали.
Зато узнали, со слов президента фонда Eurasian Expert Council Чингиза Лепсибаева, по совместительству члена общественного совета агентства по делам государственной службы, что «основная цель общественных советов – это общественный мониторинг за деятельностью госорганов. Это площадка для сбора проблемных вопросов жителей.
Например, при общественном совете Алматы была создана специальная комиссия, которая следит за тем, чтобы дети качественно получали дополнительное образование по программе Artsport.
Да, мы прекрасно помним, какие скандалы шли нога в ногу с этой программой и сколько народных денег было разворовано при её выполнении. И спрашивается, а где были члены ОС Алматы, когда на их глазах разворачивалась драма с реализацией программы Artsport? Хотя состав членов ОС южной столицы довольно пёстр и разнопланов: здесь и пророссийский политолог, ученые, бизнесмены, журналисты, спортсмены, которые не удосужились дать оценку или вмешаться в уже набиравший обороты скандал.
Пропуск в акимат
Впрочем, многие фамилии общественников в алматинском совете вполне раскручены и известны, но много и тех, кто не ведет страниц в соцсетях, не отстаивает своего мнения и, как говорится, «не нарывается на скандал». Как и зачем они получили статус общественных советников – ещё тот вопрос. Но, согласитесь, все члены вхожи в акимат и, можно предположить, что между заседаниями никто им не помешает «порешать» и свои личные вопросы.
К примеру, в комиссии по коммунальной инфраструктуре, мобильности, экологии, финансам, активам и безопасности состоят семеро горожан: Борис Джапаров – генеральный директор компании «КазРЕНА»; Марат Абдушкуров – председатель координационного совета ветеранов войны в Афганистане; Акимжан Арупов – директор института мировой экономики, Александр Белянов – президент Express Autoservice и по совместительству председатель ОБ в управлении юстиции; Вячеслав Ким – директор фирмы «Женис»; Данияр Халитов – директор-партнёр компании «Промышленные иновации». Мы не нашли в СМИ и соцсетях заявлений или требований этих общественных деятелей по тем проблемам, которые до кипения довели алматинцев и даже подтолкнули их написать петицию с требованием отставки акима Алматы.
Вопрос о представительности
Каким должен быть совет, какая ответственность возложена на его членов объяснить сложно. Также весьма проблематично ответить на вопрос – почему они не поддерживают алматинцев, к примеру, в требовании прекратить перекладывать плитку на тротуарах и каждый год менять бордюры? Не интересно, не актуально или работает корпоративная этика – совет прикомандирован к акимату?
- Должны работать государственные институты: парламент, маслихаты. А создание общественных советов говорит о том, что они не справляются со своими функциями, - убеждена известный экономист Меруерт Махмутова.
- Бесполезный орган, я ещё два года назад рекомендовала поставить на утрату закон "Об общественных советах". Бесполезный для общества, а чиновникам даёт возможность создавать видимость гражданского участия и выбирать своих приближенных, которые будут им говорить: "Вы хорошие". На уровне городов общественные советы вообще дублируют маслихаты, но при этом, в отличие от маслихатов, которые хоть как, но всё же избираются, члены общественного совета утверждаются акимом. Маслихаты должны выполнять эти функции и работать с общественностью, - говорит Махмутова.
По гамбургскому счету
Слабая независимость и автономия от государственной власти – это ещё один минус общественных советов в Казахстане. Может быть это и объясняет круговое «молчание ягнят» из ОС в Алматы по поводу скандала из-за петиции по отставке акима Досаева? Действительно, как можно давать оценку человеку, от которого, по гамбургскому счету, зависит членство в общественном совете?
Мы хотели напомнить скандал, который сопровождал демарш политолога Досыма Сатпаева в 2017 году, когда он вышел из состава ОС ЕНПФ.
- Изначально сама идея создания данного совета, несмотря на её спорность и скептицизм многих, показалась мне одной из интересных (возможно, слишком оптимистических) возможностей превратить совет в новую публичную площадку, где поднимались бы неудобные вопросы, которые касаются развития всей пенсионной системы Казахстана, и предлагались бы решения существующих проблем, в первую очередь с точки зрения простых вкладчиков.
- Тем более, с политической точки зрения, неэффективная, непрозрачная пенсионная система – это потенциальная социальная бомба, которая может рано или поздно взорваться. Это один из тех оголённых нервов социально-экономической конструкции всего государства, который сейчас вызывает большое раздражение у многих граждан, - заявил тогда Сатпаев и ушёл из совета ЕНПФ.
По его словам, причина – это разногласия с ЕНПФ по поводу того, чем должен заниматься совет и какие вопросы может поднимать.
Рекомендации шёпотом
Как бы то ни было за семь лет общественные советы в Казахстане так и не обрели своей силы, а вместо рупора используют только шёпот.
Причины:
Трудно предугадать, когда советы в Казахстане заработают в полную силу, не обремененную оглядкой на местные исполнительные и законодательные органы. Когда членство в них станет осознанной гражданской необходимостью, а не амбициями своего статуса в обществе.
И здесь встаёт главный вопрос: а зачем нам вообще нужны эти советы, когда есть маслихаты, которые и должны решать наболевшие вопросы и проблемы граждан, тем более что у маслихатов для этого есть полномочия, на отсутствие которых часто жалуются члены общественных советов.