Задержание Сандугаш Дуйсеновой: очередное предупреждение журналистам или разгул полицейского бесчинства?

Жания Уранкаева

Третий день подряд республиканские СМИ Казахстана пишут о задержании журналиста Сандугаш Дуйсеновой в Талдыкоргане. Помимо спорного повода для задержания работницы СМИ, общественность была шокирована действиями правоохранителей, которые снимали Дуйсенову обнаженной на камеру. 

Коллаж Ulysmedia.kz

Когда и за что задержали Дуйсенову? 

11 августа стало известно, что журналистку Сандугаш Дуйсенову поместили в ИВС за совершение уголовного правонарушения, а именно за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (статья 147 УК РК). 

Адвокат журналиста Ильмира Назырова сообщила, что Сандугаш Дуйсенову задержали за распространение ИИН убийцы Ульяна Ротенко, который был героем газетной публикации журналистки. Его осудили  за убийство односельчанина в тот момент, когда у него на руках находился 2-летний ребенок. Ребенок при этом тоже получил ранение. Однако суд назначил преступнику небольшой срок наказания — всего 6 лет лишения свободы. Дуйсенова написала об этом материал, распространив ИИН осужденного. По следам этой публикации поднялся очень большой общественный резонанс. В результате апелляционная коллегия изменила приговор. Убийца получил 16 лет лишения свободы. И вот спустя 1,5 года он решил обвинить журналиста в том, что она обнародовала его персональные данные без его согласия. 

Полицейские заявили, что это распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную, семейную тайну. И за это Дуйсеновой грозит наказание по 147 статье Уголовного кодекса. Санкция по этой статье предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Назырова сообщила, что задержание журналиста было незаконным и заявила об образщении в Генпрокуратуру Казахстана. 

Информацию о задержании Дуйсеновой подтвердили и в международном фонде защиты свободы слова «Адил соз».

Хотели сломать волю?! 

На следующий день Сандугаш Дуйсенова заявила, что полицейские ее задержали и раздели догола, чтобы сломать ее волю. Заявление журналиста опубликовал ее коллега Оңғар Қабден. Дуйсенова рассказала, что ее водворили в ИВС, чтобы «сломать волю».

“Меня закрыли в ИВС. Я не вор, не аферист, не наркоман. Спросив, зачем так сделали, мне ответили: чтобы сломать вашу волю. Они раздели меня догола и снимали все на видео. Они думали, что я буду плакать и просить прощения, но я сдержалась. На чистом матрасе, под одеялом и лежа на подушке, я вспоминала своих детей”, — рассказала журналист.

Ночью того же дня, в 00:40 журналиста отпустили домой. 

В полиции заявили, что процедура личного обыска проводилась в строгом соответствии с требованиями УПК следователем с участием криминалиста и в присутствии двух понятых (все одного пола с обыскиваемым лицом). А на съемку Дуйсеновой в обнаженном виде была санкция суда. 

Как отреагировала общественность на задержание Дуйсеновой? 

Журналисткое сообщество и общественность Казахстана негативно отрегировали на задержание Сандугаш Дуйсеновой. Помимо самого повода для задержания, к полиции возникли вопросы о методах работы правоохранители. Журналист Амир Касенов назвал съемку Дуйсеновой в обноженном виде “настоящим кринжем”.  

Журналист Вадим Борейко напомнил о серии нападений на казахстанских журналистов в начале года. Он заявил, что организатор более 300 атак на журанлистов Аркадий Клебанов может избежать уголовного наказания, так как признан психически незоровым. При этом опытный казахстанский журналист отмечает, что права журналистов не защищают должным образом и эта команда идет “сверху”.

Журналист Михаил Козачков также предположил, что задержание Сандугаш Дуйсеновой – это поптка свести счеты с журналисткой, используя рецедевиста в своих низменных целях. 

Стоит отметить, что от профильного министерства информации и общественного развития, как и самого министра Дархана Кыдырали не последовало заявлений касательно задержания Дуйсеновой. 

Сама Сандугаш Дуйсенова заявила, что намерена отстаивать свои права до конца. 

Сандугаш Дуйсенова известная журналистка, открыто пишущая о социальных, политических и общественных проблемах своего региона. 15 октября 2022 года она стала лауреатом премии MediaCAMP Award 2022 за фотографию упавшего памятника экс-президенту Нурсултану Назарбаеву в Талдыкоргане, прозвоанного “Конец эпохи”.