После заявления президента Токаева в Павлодарской области «диванные» критики взялись анализировать, кто и как задаст «серьезный импульс экономическому развитию Казахстана для перехода на совершенно новые рельсы». Стоит заметить, что практически все согласились с мнением главы государства, что казахстанская экономика не может оставаться в том положении, в котором оказалась на четвёртом десятке независимости. Ulysmedia.kz решил разобраться, чем недоволен глава государства и кого он счёл «некреативным и недорабатывающим».
Запланировали стратегию
Надо правительству отдать должное – все годы независимости стратегические экономические планы не только писали – о них докладывали и народ информировали, поэтому в интернете об этом многообразии слов и глобальных мыслей сохранилось множество статей и, главное, фамилии людей, которым доверяли не только счастливое будущее страны, но и огромные суммы на реализацию планов, перманентно превращающихся в многомиллиардные и нереализуемые госпрограммы.
Возникают они не сами по себе – в стране с момента обретения независимости функционирует немалое количество всевозможных комиссий и советов, которые не покладая рук, придумывают, утверждают и продвигают то модернизацию, то диверсификацию, то оптимизацию, то экономические реформы. Видимо мудрецы из этих структур и рисовали цели, к которым упорно шёл казахстанский народ – сначала ему экономические неурядицы помогла пережить «Стратегия 2030», потом путь удлинился до «Стратегии 2050». А были ещё и промежуточные планы, такие как «Стратегия 2020», Стратегия 2025», «Сто шагов», «Дорожные карты…» и т.д.
К примеру, государственный план до 2020 года был выполнен досрочно, правительство отрапортовало, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 8,2% до 2,6%, а страна обогнала соседей в рейтингах по образованию, экономика стала наукоёмкой.
А граждане, сами того не подозревая, вступили в программу третьей модернизации, которая предусматривала и переход к новой модели экономического роста.
Но что-то не срослось, и 2022 год начался бунтами – казахстанцы, которые не почувствовали на себе экономических достижений, вышли с протестами на площади городов.
Спустя несколько дней правительство, в котором, к слову, осталось много «реформаторов» из прошлого, начало строить Новый Казахстан и успокаивать народ новыми стратегическими планами.
- Будет сформирован принципиально новый институциональный каркас, который создаст условия для качественного и устойчивого развития экономики в условиях новой экономической реальности. Будут приняты меры по формированию новой структуры экономики, основанной на конкурентоспособном несырьевом секторе, встраивании в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости, - рисовал перспективы на тот момент министр национальной экономики Асет Иргалиев.
Главный реформатор
С января 2022 года Асет Иргалиев возглавляет агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
Собственно, к большой экономике он имел непосредственное отношение примерно с 2016 года – был председателем правления Института экономических исследований при МНЭ РК, советником председателя правления АО «НУХ «Байтерек», советником премьер-министра, заведующим Центра проектного управления канцелярии премьера, вице-министром национальной экономики РК, замом руководителя канцелярии, первым вице-министром, а потом и министром национальной экономики РК.
- Прямо скажу, высказал критику в адрес наших отечественных экономистов. Считаю, что они недорабатывают, отсутствует креативность, отсутствует понимание задач, которые стоят перед нами и государством в целом. Народ ждёт от нас конкретных решений, поскольку нужно решать самые насущные вопросы, - заявил президент и заставил задуматься - Асета Иргалиева он имел в виду или кого-то другого?
Пятилетки Исекешева
К слову, в помощниках Токаева есть бывший рулевой казахстанской индустрии – Асет Исекешев. Он тоже сыграл не последнюю роль в экономической ситуации, которую сейчас, по мнению президента, нужно срочно переводить на новые рельсы. Это он «форсировал» программу индустриализации, которая должна была поднять Казахстан на небывалую высоту – сделать страну конкурентноспособной в несырьевых секторах – Исекешев программу индустриализации «разработал» в роли министра индустрии и торговли, а затем её «реализовывал» в кресле вице-премьера.
В 2015 году он отчитался, что на полное решение вопроса энергодефицита, модернизизацию систем теплоснабжения и энергетики в ряде городов было выделено 370 млрд тенге. На модернизацию ЖКХ – более 200 млрд. На развитие сельского хозяйства – около 600 млрд тенге. Сумма на поддержку обрабатывающей промышленности, то есть прямые затраты индустриализации, составила чуть более 700 млрд тенге.
Действовал Исекешев с размахом – миллиарды ушли на строительство заводов, которые должны были производить самолёты, планшеты, лекарства, продукты питания и многое другое. И хотя первый президент называл его пионером индустриализации, деньги на его программы растворились без какого-либо экономического эффекта. Отчитаться о расходах на свои идеи Исекешев не удосужился, хотя, его как раз вовремя пересадили в кресло столичного акима и он перестал считать экономику своим делом.
Кстати, когда в 2023-м выяснилось, что энергетические объекты никто и не ремонтировал, тоже Исекешев тоже не стал объяснять, куда делись миллиарды, которые выделялись на её модернизацию.
Начинал карьеру Исекешев слесарем-сборщиком, потом пошёл учиться и получил дипломы юриста и управленца. Уже в конце 90-х он старший помощник районного прокурора, главспец агентства по стратегическому планированию и реформам, директор департамента в Минюсте, руководитель в крупных частных структурах. А в 2003-м началось его уверенное восхождение на олимп - вице-министр индустрии и торговли, зампредседателя фонда устойчивого развития «Казына», помощник президента, министр индустрии и торговли, вице-премьер, министр по инвестициям и развитию, аким Астаны. Закат начался в 2019-м, когда Исекешеву только и нашлось место исполнительного директора в фонде первого президента и секретаря Совбеза. Уже больше года Асет Ориентаевич на скамейке запасных – трудится помощником президента Токаева, но от экономики по-прежнему не отстранён.
Куратор из АП
Тимур Сулейменов курирует экономический блок в администрации президента. В АП пришёл в 2019-м, имея за спиной вроде бы солидный бэкграунд – был вице-министром экономического развития и торговли, членом коллегии Евразийской экономической комиссии, министром национальной экономики, заместителем председателя Национального банка и помощником президента. В своё время журналисты пытались выяснить каким чудесным образом молодой человек с дипломом менеджера-экономиста социальной сферы павлодарского университета, и Мэрилендского университета по специальности магистр делового администрирования сделал такую головокружительную карьеру, но так и не смогли разобраться, что или кто помог экономисту семейной врачебной амбулатории, где начинал карьеру Сулейменов, стать главным консультантом аудиторской компании «Эрнст энд Янг Казахстан».
На всех своих постах Тимур Сулейменов ратовал за евразийскую интеграцию, рисовал перспективы общего рынка, обещал рост экономики за счёт сотрудничества с транснациональными корпорациями, которые вот-вот начнут у нас строить и производить. Когда начались проблемы из-за антироссийских санкций, Сулейменов заявил, что Казахстан, соблюдая нейтралитет, «продолжит инвестировать в Россию и привлекать инвестиции для России: у нашей экономики нет возможности действовать иначе».
- Мы приложим все силы, чтобы контролировать в Казахстане любые инвестиции от людей или организаций, находящихся под санкциями, и мы хотели открыто донести это до европейцев, – заверил Сулейменов, не скрывая убеждённости, что РФ остаётся крупнейшим партнёром РК.
Экономика начинается с экскаватора
Есть в АП подразделение, которое тоже должно держать руку на пульсе экономики – отдел социально-экономического мониторинга. Под руководством Айдына Жунисовича Кульсеитова структура системно наблюдает за изменениями в экономике, собирает и систематизирует оперативную информацию.
Кульсеитов на информационном поле не активничает, поэтому мы можем только предположить, что именно аналитика его отдела и стала причиной резкого заявления президента о необходимости очередной экономической реформы.
У Айдына Кульсеитова дипломы технологического университета ВКО и академии госслужбы при президенте РК, также он получил дополнительное образование в Японии, Корее и Сингапуре.
Он один из немногих имеет научную степень - кандидат технических наук, тема диссертации «Управление надежностью гидропривода одноковшовых экскаваторов на основе оптимизации текущего ремонта».
Видимо погружение в науку и помогло понять молодому учёному, что без экономического подхода экскаватор навсегда останется с одним ковшом. Неизвестно, почему у него рука не поднялась на докторскую диссертацию – может быть времени не было или интересы стали глобальнее, но с 2001 года Кульсеитов вплотную занялся индустриализацией – сначала в министерстве индустрии и торговли, затем в Минэнерго. В 2008-м на год пришёл в АП на должность зама в отдел социально-экономического мониторинга, после чего три года руководил национальным инновационным фондом. О достижениях этой структуры интернет умалчивает, известно только, что достаточно быстро его реформировали в нацагентство по технологическому развитию. Уже оттуда Кульсеитов перебрался сначала в кресло председателя правления Казахстанского института развития индустрии, затем в Центр стратегических разработок и анализа АП, из него в отдел стратегического планирования. С июля 2023 года в администрации президента он руководит отделом социально-экономического мониторинга.
Ситуация станет хуже, или резко лучше
Не так давно один из комментариев министра нацэкономики Алибека Куантырова журналисты порвали на цитаты. Объясняя текущую экономическую ситуацию, он сообщил, что сейчас рано говорить что-то конкретное. Ведь ситуация может либо резко ухудшиться, либо резко улучшиться.
- Правительство совместно с Национальным банком приняло соответствующий комплексный антикризисный план. Этот план уже исполняется. Есть три сценария: негативный, базовый и оптимистичный. Конечно, сейчас ситуация сложная, - доложил Куантыров.
А Куантыров тоже все последние годы был рядом экономическими реформами. Начинал с учёбы в Томском государственном университете и чудесным образом в то же самое время работал ведущим специалистом в министерстве экономики и бюджетного планирования РК. Диплом получил по специальностям «Финансы и кредит» и «Лингвистика и межкультурная коммуникация». В 2010-м прошел курс в Мичиганском университете по стипендии «Болашақ» - стал магистром прикладной экономики. Как ему удалось совмещать учёбу с такой серьёзной работой, история умалчивает, но как бы то ни было с 2006 по 2010 год он уже был экспертом департамента инвестиционной политики и планирования министерства экономики и бюджетного планирования, а потом трудился в министерстве экономического развития и торговли РК. После Мичигана стал начальником управления департамента министерства экономического развития и торговли. Так он перемещался из кабинета в кабинет – сначала Минфин, потом министерство индустрии и новых технологий, с 2013-го занимался стратегическими разработками и анализом в АП, в 2019-м ему доверили кресло заместителя заведующего отделом канцелярии Елбасы. Потом ещё одна ступенька - вице-министр национальной экономики и, наконец – главный стратег и министр всей национальной экономики.
Была такая комиссия
В 2007-м по указу президента Назарбаева была создана комиссия по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан. Вплоть до 2019 года её члены только и делали, что вырабатывали и принимали решения по вопросам повышения конкурентоспособности и эффективности экономики Казахстана. В 2020-м президент Токаев создаёт новую структуру – Высший совет по реформам. Цели совета не особо отличались от назарбаевской комиссии – всё те же стратегическое планирование, устойчивое развитие страны и углубление экономических, социальных и политических реформ.
Возглавил его сам президент, замом у него сэр Сума Чакрабарти, а среди членов знакомые всё лица – Тимур Сулейменов, Асет Исекешев, Асет Иргалиев. Собственно, и остальные члены совета руку к сложившейся экономической ситуации тоже приложили – все они бывшие. И Алихан Смаилов, и Галымжан Пирматов, и Мадина Абылкасымова, и Алибек Куантыров.
Главное ответственное лицо в этой обойме реформаторов – премьер-министр Смаилов. Экономикой он всерьёз занялся ещё в 1996 году – был стажёром Высшего экономического совета. Оттуда он с дипломом математика отправился в долгое плавание по различным ведомствам – в основном это агентство по статистике, МИД и Минфин.
А на заседаниях, как и 20 лет назад рассматриваются сражающие своей глобальностью национальные проекты «Комфортная школа», «Модернизация сельского здравоохранения», «Доступный интернет», комплексное развитие инфраструктуры здравоохранения, энергетики и т.д.
Почему-то слова президента о том, что некие экономисты недорабатывают и не креативят, задела за живое тех, кто далёк от правительственных решений. СМИ запестрели статьями с рекомендациями и предложениями сектора независимых экономистов. Те, кто уполномочен объяснять и отвечать, как обычно застыли в многозначительном молчании.
На своей странице в Facebook академик Казахстанской Национальной Академии естественных наук, доктор экономических наук, авторитетный учёный-экономист Булат Хусаинов заметил, «если речь идёт о тех, кого набрали в Высший совет по реформам, то вполне справедливо, а главное закономерно».
- Нельзя эту критику тиражировать на всех экономистов Казахстана! Есть классический, оправдавший себя подход, а также набор инструментов для макроэкономических преобразований. В частности, ваш покорный слуга излагал свои соображения ещё 17 февраля 2022 года в Казахстанской правде. Это не все отечественные экономисты «недорабатывают», не у них «отсутствует креативность» и «понимание задач». Если в окружении нет людей с фундаментальными знаниями, все нормальные (образованные и здравомыслящие) экономисты в этом не виноваты. И ещё: как бы эта критика не стала поводом для приглашения среднестатистических импортных экономистов за счёт отечественных налогоплательщиков, - написал Хусаинов.
До старта нового политического сезона времени осталось немного. Уже через две недели президент в очередном послании народу раскроет свою новую идею экономической реформы, скорее всего тогда мы и узнаем, кому доверят экономику на этот раз.