Автор: Виктор Сулькевич
Почти три месяца назад ситуация в Афганистане стремительно поменялась – талибы (*) взяли столицу страны, что вызвало настроения, близкие к паническим, в столицах многих стран, от Центральной Азии до Европейского Союза. Что изменилось за это время, и как афганская динамика может влиять на Казахстан?
Два самых главных на сегодня вывода: похоже, что власть талибов может оказаться достаточно прочной и продолжительной; никаких признаков готовности к внешней экспансии они до сих пор не проявили. По поводу первого можно возразить, что времени прошло мало, ситуация в стране сложная, и, возможно, оправившись от августовского «блицкрига» талибов, оппозиция начнет активное сопротивление. Вполне может быть, в Афганистане ничего нельзя исключать. Но то, что режим талибов смог очень быстро распространить свою власть на всю страну, включая и традиционно непокорный Панджшер, впечатляет. И, самое главное: во всех предыдущих внутриафганских конфликтах оппозиция пользовалась мощной внешней поддержкой. Моджахедов времен советской оккупации поддерживали Запад, большая часть исламского мира, Китай. Позже режиму Наджибуллы, а потом Северному альянсу, помогала Россия. Без подпитки оружием и экономической помощи оппозиция может вернуть контроль над какими-то территориями, но взять власть над всей страной – нереально. Кто может сегодня оказать помощь антиталибским силам? Россия явно ставит на достижение неких договоренностей с талибами, ЕС, фактически, тоже. Китай и Пакистан, согласно распространенному мнению, поддерживают талибов. У США еще долго будет отторжение от любого участия в афганских делах. Исламский мир в этом раскладе оказывается в сложной ситуации: здесь ведь речь будет идти не о конфликте просоветских афганцев с правоверными мусульманами, а о борьбе одних мусульман с другими. Так что с внешней поддержкой у оппозиции талибам сложно.
Теперь о втором выводе, что страхи о походе талибов в Центральную Азию оказались преувеличены. За почти три месяца новые власти Афганистана не сделали никаких шагов, которые можно было бы, хотя бы «за уши притянуть», в качестве таких намерений. В сентябре произошел взаимный обмен угрозами между Талибан и Таджикистаном, но он напоминал политические ритуалы, ориентированные, больше, на внутренние аудитории обеих стран, и никаких последствий не имел. Больше талибам из постсоветской Центральной Азии пока «инкриминировать» нечего.
Зато сами страны региона совместно с Россией или самостоятельно провели целую серию демонстраций силы в виде учений и парадов, а также широко освещенных политических контактов на предмет совместного отражения внешних угроз. Адресат здесь практически не скрывался. Талибы, конечно, все услышали. И, даже если представить фантастическую ситуацию, когда у них найдется какой-то мотив для вторжения за Амударью или Пяндж, коллективная демонстрация силы странами региона и Россией, это мощнейший сдерживающий фактор.
Талибы подчеркивают, что нападать ни на кого не собираются, ведут переговоры с Россией и ЕС. Их официальный представитель заявил, что они хотели бы установить позитивные отношения с другими странами, поскольку это может спасти Афганистан от нестабильности. При первом приходе талибов к власти в 1996 году такую демонстративную умиротворяющую позицию невозможно было представить. Явно, сейчас движением руководят иные люди.
Кто же из внешних игроков выиграл, и кто проиграл в этой «серии» афганской саги?
США, на первый взгляд, потерпели большое репутационные поражение. Но, фактически, закрыв этот долгий геополитический «гештальт», они сбросили с рук надоевшую и неопасную уже им проблему. Репутационные минусы быстро забываются, у какой большой державы их не было, тем более, в Афганистане? Таджикистан и Узбекистан, тоже, по-своему, выиграли: потенциальная угроза из Афганистана сплачивает элиты. Что другое могло бы дать такой эффект во время мирового экономического кризиса?
Казалось бы, больше всех после ухода США из Афганистана выиграла Россия. Ее политический престиж в регионе укрепился за счет страха перед возможной экспансией. В официальных Душанбе и Ташкенте могут и не особо верить в ее возможность, но правящие элиты в таких вопросах не рискуют, даже если вероятность исчисляется несколькими процентами. В последние годы из Москвы, через СМИ или от «экспертов», часто шла информация о том, что у границ Узбекистана и Таджикистана, якобы, сосредотачиваются исламистские боевики. И могут вот-вот напасть. Самый известный случай, обернувшийся скандалом, когда в 2019 году заместитель российского МВД заявил, что «неизвестные вертолеты» перебрасывают боевиков «Исламского государства» (**) из Пакистана на границу Таджикистана. Последовали опровержения Душанбе и Кабула, и Москва дезавуировала те заявления. Но мифические вертолеты нет-нет «летали»: тогда в Афганистане стояли американцы, ситуация, в целом, контролировалась, и оттого влияние России в Центральной Азии постепенно, но снижалось. Теперь, кажется, ситуация изменилась: союзники по ОДКБ и Узбекистан получают российское оружие и технику из России уже в счет контрактов 2022 года. Для Москвы это, по крайней мере в отношении Узбекистана и Таджикистана, один из немногих рычагов влияния. Отношения с Казахстаном более многоплановые, но и здесь это важный аспект. Тем более сейчас, после победы Азербайджана над Арменией, когда в регионе возрос интерес к турецкой технике, и Москве важно опередить Анкару. Казалось бы, Москве удалось укрепить свое положение. Но, похоже, параллельно начался другой процесс, и, если это окажется правдой, то его и можно считать самым главным итогом афганских событий.
Западные СМИ в последнее время обнародовали сенсационную новость: Китай финансирует строительство военной базы на таджикской территории. Служить там будут таджикские военные, но в стране, якобы, уже существует китайская база, строго засекреченная. Может быть, из-за секретности информация звучит не очень внятно, может быть, это часть информационной борьбы между Китаем и Западом. Эксперт, спрошенный нами, усомнился в правдивости этого: договоренности в рамках ОДКБ не дают возможности скрыть такое в тайне. Но если в ОДКБ знают об этом? Экономическая роль Китая в регионе постоянно растет, и, может быть, он уже, малыми шагами, начал конвертировать ее в военно-политическое? Начиная это с одной из самых бедных стран региона. А другие вынуждены это принять. Тогда можно говорить, что долгосрочные выгоды от афганских событий получил наш юго-восточный сосед. Во всяком случае, за этим нужно внимательно следить.
Что же Казахстан? Можно сказать, что на определенную перспективу мы оказались в наилучшем положении среди других стран благодаря географическому положению. От Афганистана нас отделяет «буфер» территорий соседних государств. При самом негативном развитии ситуации, мы остаемся в «тылу», хотя это не повод расслабляться. Геополитических амбиций в этом направлении у Казахстана нет. Экономические связи всегда были сравнительно небольшими, торговля, по мнению наших экспертов, мало зависит от политики талибов. С другой стороны, в рамках стратегических резонов России, возрастает значение Казахстана для Москвы – страна, это мост между ней и союзниками в Центральной Азии. Может, здесь одна из причин быстрых поставок оружия в рамках контрактов? Конечно, ситуация изменится, если ситуация пойдет по сценарию, который недавно был озвучен в ЕС: развитие экономического кризиса и голод в Афганистане, что вызовет массу беженцев. Большие потоки достанут и нас. На внутренние процессы в Афганистане влиять очень сложно, но выход один: региональным странам, насколько возможно, способствовать снижению напряженности там. И, все-таки, прояснить историю с китайской базой в Таджикистане…
(*) – Движение «Талибан» запрещено в Казахстане
(**) – «Исламское государство» - организация, запрещена в Казахстане.