8 октября в Ханчжоу завершились летние Азиатские игры. Как показывает командный медальный зачёт - соревнования стали самыми провальными в истории национального спорта. Сборная Казахстана заняла 11 место, завоевав 80 медалей – 10 золотых, 22 серебряных и 48 бронзовых. При этом, все ждали разбор полётов и дождались, но не от министерства спорта и туризма, не от профильных комитетов и федераций, а от президента Казахстана. Касым-Жомарт Токаев прямо высказался, назвав результаты спортсменов «не самыми выдающимися» и призвал провести серьезную работу над ошибками.
Редакция Ulysmedia.kz попыталась выяснить, почему произошло именно так, какие перемены ожидают казахстанский спорт в ближайшее время, что послужило камнем преткновения для наших спортсменов, и как при выделении миллиардных сумм, результаты из года в год становятся хуже.
Спортивное пике
Начнём с фактов. Ещё двадцать лет назад в 2002 году на Азиатских играх в Пусане Казахстан занял 4 место в общекомандном зачёте – 76 медалей, меньше, чем в 2023 году. Здесь есть одно «но» – это качество. В тот год Казахстан завоевал 20 золотых, 26 серебряных и 30 бронзовых медалей. Через четыре года, в 2006 на играх в Дохе, Казахстана вновь занял четвертое место – 85 медалей: 23 «золота», 20 «серебра», 42 «бронзы». В 2010 году в Гуанчжоу национальная сборная поднялась на пятую строчку зачёта – 79 медалей: 18-23-38. В 2014 году вновь четвертое место и 84 медали в копилке сборной, 28 из которых – золотые.
Первой «ласточкой» стал 2018 год. В Джакарте сборная Казахстана сенсационно заняла лишь 9 строчку с 15-ю золотыми, 17 серебряными и 44 бронзовыми медалями. Тогда многие спортивные эксперты посчитали, что это разовое явление. Однако судя по нынешним результатам, можно уже с уверенностью предположить, что в казахстанском спорте именно тогда появился надлом и, если не провести серьезные реформы, о новых выдающихся результатах можно будет забыть.
Своих нужно взращивать, а не брать легионеров
По мнению заслуженного тренера Казахстана по лёгкой атлетике и почетного вице-президента Азиатской Ассоциации лёгкой атлетики (ААА) Алексея Кондрата проблема не стала одномоментной, а накапливалась годами.
– В сборной всегда делали ставку на сильнейшие для страны виды спорта – легкая атлетика, бокс, тяжелая атлетика и другие. Однако на этот раз был допущен просчёт. Боксеры выступили, мягко говоря, слабо, а ставка на африканских легионеров не оправдалась. Для меня было большим шоком то, что наша сборная осталась без золотых медалей в легкой атлетике. Такого плохого результата я не припомню, – заявил Кондрат.
Он отметил, что, видимо, вместо того, чтобы взращивать собственных спортсменов, Федерация лёгкой атлетики РК решила «пригласить» атлетов из Африки, так как они смогут показать достойный результат на соревнованиях.
Однако, уже во время подготовки было понятно, что этот план не оправдается.
– Пригласить спортсмена не так просто, как этот может показаться на первый взгляд, мало дать ему обычное гражданство, нужно ещё поменять и спортивное, а на это уходит три года. И за это время спортсмен тренируется и готовится за счёт приглашенной страны, если это указано в контракте, но не может за неё выступать, – пояснил тренер.
Так, с 2017 по январь 2022 они принимали участие в международных соревнованиях, но под флагом Кении. Даже получив в декабре 2019 года паспорта Казахстана, они по Правилам Международной Ассоциации лёгкой атлетики World Athletics три года не имели права выступать за Казахстан и получили это право только в январе 2022 года.
– А время тикает, спортсмен не может оставаться вечно молодым. На следующий год, в мае Каролин Кипкируи, которая выиграла две бронзы, будет 30, а когда они появились ей было 23. С каждым годом результаты будут хуже, такова природа, – отметил специалист.
Эти слова заслуженного тренера полностью подтвердили и результаты спортсменов – всего 2 бронзовые медали по легкой атлетике у легионеров. Кроме этого, он подчеркнул, что уже во время летних соревнований 2023 года было понятно, что они далеки от своих лучших результатов.
Но деньги на спортсменов были потрачены, поэтому их всё равно нужно было выставить на соревнования, чтобы «закрыть счёт перед бухгалтерией спортивных ведомств» и отчитаться о результатах многолетних денежных трат.
Стоит отметить, что так и вышло – две бронзовые медали, как ни как, это лучше, чем ничего. Однако, если копнуть глубже, выясняется, что кроме цвета медали, никакого спортивного достижения здесь нет. Кенийская спортсменка отстала от победительницы забега почти на 500 метров – больше чем на круг, а время было больше почти на 1.5 минуты.
– То есть формально – медаль есть, можно отчитаться, но в перспективе будущее этих атлетов туманно, так как им очень далеко до олимпийских нормативов, – пояснил Кондрат.
Кроме этого, он рассказал, что «приглашение» спортсменов из Африки имеет ещё и другие неприятности, которым стоит уделить особое внимание спортивным чиновникам. К примеру, Кения занимает второе место среди спортсменов по допингу и дисквалификациям в мире.
– Забирать таких спортсменов - рискованное дело, может произойти то, что мы кормим спортсменов, а потом выяснится, что они употребляли когда-то запрещённые препараты и у сборной будет дисквалификация. Тем, самым нужно взращивать с самого юного возраста собственных спортсменов, чтобы быть уверенны, что антидопинговая служба не сможет к ним придраться, – подчеркнул специалист.
Хороший тренер – залог успеха
Другой наиважнейший аспект качественного выступления отечественных спортсменов – тренерский штаб. При этом внимание, которое необходимо уделять тренерам, как не парадоксально, должно быть в разы выше, чем к спортсменам.
– Именно тренер может сделать из любителя настоящего профессионала или на оборот не заметить спортивного гения в ребёнке и тем самым, загубить его потенциал, – отметил Кондрат.
Сейчас нет ни одного тренера из Казахстана, работающего за границей.
– Мы живём в эпоху глобализации. Многие тренеры из бывших советских республик работают в США, Японии, Китае, Индии, Бахрейне, Омане и других странах. Эти люди могут воспитать и передать свои уникальные знания другим спортсменам, и поэтому казахстанским спортивным чиновникам вместо того, чтобы забирать «импортных» спортсменов, лучше бороться именно за учителей. Да, это вложение в долгосрочную перспективу, но оно даст нам не один результат, а может поднять целую спортивную дисциплину на новый уровень, – пояснил Кондрат.
Кроме этого, необходимо постоянно повышать квалификацию действующего тренерского состава сборной. Так как спорт не стоит на месте, он постоянного развивается, и получение новых знаний никогда не будет лишним.
– К сожалению, многие занятия проходят по старым учебникам, в которых большая часть теоретической базы просто-напросто устарела, – утверждает заслуженный тренер.
Раньше один раз в пять лет тренеры выезжали в различные крупные спортивные университеты для повышения квалификации, там проводились семинары и лекции, сдавались экзамены. Один из таких центров (Международный Центр развития для стран восточного блока) с 1995 по 2015 год находился в Москве и именно туда ездили казахстанские тренеры. Там прошли обучение более 150 казахстанских тренеров и специалистов. Но после того, как на РФ наложили спортивные санкции из-за допинговых скандалов, этот центр прикрыли.
По словам специалиста, открытие такого центра в Центральной Азии, стало бы хорошим подспорьем для тренерского штаба и, следовательно, для спортсменов. Однако, как всегда, есть одно «но» – содержание Центров берёт на себя World Athletics, а Азиатская Ассоциация и Международная Ассоциация World Athletics не видят смысла открывать подобный Центр для пяти, как они говорят, русскоговорящих стран.
Тем более, что в некоторых из них (Таджикистан, Туркменистан, в какой-то степени Узбекистан) русский язык уже потерял своё значение. В Ташкенте были организованы курсы для тренеров из Центральной Азии и там столкнулись с тем, что ученики из Таджикистана и Туркменистана уже не понимали, что им говорят. В Азии есть три Центра, в Пекине, Джакарте и для арабских стран в Каире. Но там вся работа на английском, в Каире – на арабском.
Так, в Алматинской области уже на протяжении почти 20 лет пытаются открыть базу для подготовки олимпийского резерва. Из-за различных финансовых растрат и скандалов, она до сих пор на стадии строительства.
– Сейчас в Астане строится так называемый Университета спорта. Тоже долгострой – строят с 2010 года. Может быть там, наконец, соберут науку, медицину вместе. Также руководству страны стоит понимать, что в нынешнее время спорт – это прежде всего инвестиции. В настоящее время, государство не может позволить себе перекладывать финансовую ответственность на различных независимых спонсоров, так как сегодня они есть, а завтра они могут уйти. Стабильное финансирование – залог стабильных результатов. Спортсмен должен понимать, что его накормят и сегодня, и завтра, и перед соревнованиями. Поэтому, если мы хотим, чтобы спортсмен показывал хорошие результаты, деньги должны поступать на регулярной основе. Кроме этого, необходимо контролировать, чтобы они тратились по назначению, – подчеркнул Кондрат.
В Казахстане практически нет сертифицированных спортивных объектов
Другой проблемой является то, что в Казахстане нет ни одного стадиона, имеющего сертификацию, позволяющую провести Чемпионат Азии, не говоря уже о Чемпионате Мира. В настоящее время заканчивается строительство стадиона в Алматинской области и, имеется информация о строительстве стадиона в Атырау. Будем надеяться, что они получат сертификацию, хотя бы для проведения Чемпионатов Азии.
– Это провал. Как можно профессионально готовиться к Олимпийским Играм, если ты тренируешься не на сертифицированном оборудовании или комплексе. Тут уже не подойдет лозунг, что «раньше как-то же тренировались». Спорт всегда прогрессирует и необходимо идти в ногу со временем, – пояснил Кондрат.
Он также рассказал, что, когда был в Китае, попал в обычный по меркам страны спортивный интернат. В нём, все спортивные объекты полностью соответствовали всем международным стандартам и можно было проводить соревнования хоть на следующий день.
Надлом в системе перерос в «грыжу»
Национальный спорт столкнулся с множеством проблем, которые накапливались годами, и наконец-то стали видны каждому – в спорте произошёл какой-то надлом.
– Теперь главное разобрать ошибки. И это должно быть первостепенной задачей, – отметил заслуженный тренер.
Он подчеркнул, что сейчас необходимо создать кризисный штаб, и спрашивать не у чиновников, а именно у спортсменов и тренеров. И важно, чтобы именно они имели право голоса и вето.
– Если мы хотим выбраться из того места, где мы сейчас оказались, нужно не бояться признать те ошибки, которые были допущены. Нужно забыть о бюрократии и ясно проанализировать ситуацию, – добавил Кондрат.
Первым делом, по его мнению, должна быть проанализирована работа НОК и, всё время меняющего название несчастного «министерства спорта». Почему мы называем его именно так, а не иначе, то тут всё просто. За последние 10 лет оно неоднократно меняло название и в нём постоянно происходили различные реформы и перестановки. Всё это не могло положительно сказаться на работе спортивных федераций, а значит и спортсменов. Если нет стабильности в главном ведомстве, то его нет по определению во всей сфере. Поэтому, и ответственность за системный кризис казахстанского спорта, в том числе, лежит на плечах министров.
– С приходом каждого нового министра начинает работать новая стратегия развития спорта. Нет никакой последовательности и стабильности. А как только начинаются реформы, под эти нормы начинают перестраиваться и спортсмены. Этого быть не должно. Курс должен определяться на долгие годы вперед, иначе мы будем стоять на месте. И вечно думать, куда идти и постоянно опаздывать, – пояснил тренер.
Алексей Кондрат подчеркнул, что на каждой должности не зависимо от того, чиновник это или сантехник, должны работать профильные специалисты. Однако, за последнее десятилетие во главе министерства спорта стояли люди, не имеющие к спорту никакого отношения.
Кто контролировал финансирование
Стоит отметить, что сейчас за подготовку спортсменов отвечает не Национальный олимпийский комитет Казахстана, а Дирекция развития спорта. Это нужно разобрать более детально и подробно.
В 2017 году в Казахстане провели реформу системы финансирования физической культуры и спорта. Именно после этого, в 2018 году спортсмены впервые на Азиатских играх выступили в хуже, чем ранее.
Как выяснилось до 2017 года все спортивные федерации спорта не имели права получать деньги из бюджета, так как они были общественными организациями. Так государство выделяло через Дирекцию штатных национальных команд финансирование на содержание Национальных сборных, проведение соревнований, участие в соревнованиях и проведение сборов. Но, до 2017 года не финансировали содержание самих Федераций, персонала, офисов и так далее. Как жила и развивалась Федерация не волновало никого.
Размер финансирования того или иного вида, срочность выделения средств напрямую зависели только от ДШНК и делалось это через главных и государственных тренеров. Федерацию, как таковую, к этому не подпускали и на шаг.
Захотел бы, например, «КазМунайГаз» профинансировать легкую атлетику, он это мог сделать и формально, именно компания была заинтересована в результатах спортсменов. Однако, с 2017 года вся финансовая составляющая начала проходить через НОК РК, и за бюджетные деньги. Стоит подчеркнуть, что после реформы, на бумаге деньги выделялись в таких объёмах, о которых спортсмены и тренеры могли лишь мечтать: в 2018 году – 12,3 млрд тенге, в 2019 – 13,1 млрд, в 2020 – 10,9 млрд, а в 2021 году – 15,5 млрд тенге.
Кроме этого, с 2018 года всю ответственность за подготовку спортсменов и за их результаты на крупных международных соревнованиях, государство переложило на НОК, который до сих пор возглавляет миллиардер Тимур Кулибаев, зять экс-президента Нурсултана Назарбаева.
Сейчас нельзя говорить, о том, сколько денег могли не дойти до своего адреса, но факты говорят об одном – за ту пятилетку, пока НОК был у руля спортивного бюджета, казахстанский спорт попал в сильнейшую турбулентность и сорвался в пике.
Это подтверждает и ещё один немаловажный факт, который некоторые эксперты трактуют как «совпадение». После январских событий 2022 года, у Тимура Кулибаева отняли право распоряжаться спортивными деньгами.
После этого у НОК осталась лишь представительская функция. Организация теперь посредник между МОК и спортсменами. Сейчас основная задача НОК РК – заниматься развитием и защитой Олимпийского движения.
В марте все организационные вопросы передали Дирекции развития спорта, которая взяла на себя содержание штатных национальных команд, тренировку спортсменов международного класса и спортивного резерва, а также подготовку к олимпийским и Азиатским играм, а также к чемпионатам, Кубкам мира и Азии, и другим международным спортивным соревнованиям.
Экс-министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы осудили за хищение бюджетных средств, правда он уже не был госслужащим и возглавлял Нацмузей. Однако, тот факт, что спортивным ведомством управлял коррумпированный чиновник не может оставаться без внимания.
Также стоит напомнить, что после провала на позапрошлых Азиатских играх, Мухамедиулы назвал этот результат «холодным душем» и отметил, что необходимо предпринять действия для исправления ошибок. Прошло пять лет, ошибки видимо были «исправлены» – результаты стали еще хуже.
Увы, но без скандалов не обошлось и в самой Дирекции. В июле Антикор завёл в отношении должностных лиц спортивной организации уголовное дело по хищению бюджетных средств.
По данным следствия, в период 2020-2023 годов хищение совершалось путём завышения командировочных расходов, выделенных на учебно-тренировочные сборы и соревнования, как зарубежные, так и внутри республики. И это только то, что ещё успели обнаружить. Скорее всего после того, как президент страны назвал результаты Азиады не самыми «выдающимися», последуют очередные проверки в расходах госбюджета.
Сегодня федерации получают деньги из Фонда поддержки индустрии туризма и спорта Sport Qory, дочки Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына». Ей руководит Асхат Сейсембек, который с 2018 года генеральный секретарь Федерации лёгкой атлетики.
К слову, фонд часто упоминается в различных расследованиях Антикоррупционной службы страны.
– Требуется прекратить практику распыления ресурсов, сфокусировавшись на конкретных видах спорта в соответствии со спецификой регионов. Кроме того, следует пересмотреть модель финансирования отрасли, сделав основной акцент на развитие массового спорта и физкультуры, – заявил Токаев во время торжественной церемонии по итогам Азиады.
Стоит отметить, во время написания материала, стало известно, что в Казахстане появится центр олимпийской подготовки по легкой атлетике. Он будет открыт за счёт реорганизации «Центра олимпийской подготовки «Астана» Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства туризма и спорта РК. Не прошло и недели, а уже были предприняты первые шаги.
Также, отметим, что в Дирекции развития спорта на просьбу Ulysmedia.kz прокомментировать результаты прошедшей Азиады и дать ответ, что стало причиной низких результатов, перенаправили в пресс-службу министерства спорта и туризма.
Китай обойти уже невозможно
Подводя некоторые итоги, стоит отметить, что будущее казахстанского спорта зависит от каждого вовлеченного в этот процесс – от руководства страны, профильных ведомств, спортивных федераций до спортсменов и тренеров.
Увы, но по мнению специалистов, Казахстану, в целом, никогда не удастся приблизиться к успехам китайской сборной. Отдельные виды, как бокс, как когда-то художественная гимнастика, водное поло, хоккей, могут быть лидерами на азиатском континенте, но в программе комплексных соревнований, таких, как Азиатские Игры, это невозможно. И связанно многими причинам – демография, подход, дисциплина, менталитет и прочее.
– Всё-таки стоит признать, что подготовка в Поднебесной – это «полувоенное положение спортсменов». Кроме этого зачастую, для обычных людей, спорт становится единственной возможностью подняться, выделиться из общей массы, проявить себя, поэтому они готовы положить всё ради этого. В Китае спорт – это жизнь, – добавил Алексей Кондрат.
Но, остаться на достойном уровне, держать планку одного из спортивных лидеров азиатского региона, всё это по силам нашим спортсменам. Однако, для того чтобы не потерять всё, сейчас необходимо провести комплексный разбор ошибок, проанализировать, признать их и двигаться вперед, чтобы вновь стать «выше, быстрее и сильнее».