Урановая дипломатия, или Что принёс визит Макрона в Астану

Асыл Беков

В Астану прибыл лидер Франции - Эммануэль Макрон. И это не просто вежливый ответ после посещения Парижа Токаевым, а, как ожидается, визит, в результате которого обе стороны ждут весомых преференций. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, что нам привёз Макрон, и что заберёт с собой.

Коллаж Ulysmedia

Немного истории

Это первый визит Макрона в Казахстан. До него нашу страну посещали Франсуа Миттеран (1993), Николя Саркози (2009), Франсуа Олланд (2014).

Франция - первая европейская страна, признавшая Казахстан. Базовые принципы казахстанско-французских отношений были заложены во время официального визита во Францию Нурсултана Назарбаева в 1992 году – тогда и был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопонимании и началась история дипломатических отношений Казахстана и Франции.

Сейчас в нашей стране работают более 180 французских компаний, среди них такие гиганты как Alstom, Engie, Peugeot, Renault, Saint-Gobain, Schneider Electric, Total SA, Vicat и другие.

Что в повестке

Министр энергетики Алмасадам Саткалиев рассказал, какие вопросы стороны готовы обсудить.

   - Первый вопрос – это соглашение с компанией Total Energies о строительстве ветропарка мощностью 1 гигаватт с устройствами хранения электроэнергии, – сообщил глава минэнерго.

Второй – обсуждение сотрудничества с французской компанией IDF (Еlectricitе de France).

   - Завершается сделка по приобретению активов с General Electric по производству турбин для атомных электростанций. Во Франции они эксплуатируют больше 50 реакторов, имеют опыт строительства за рубежом, – сказал Алмасадам Саткалиев.

Франция, по словам депутата Европарламента Тьерри Мариани, нуждается в поставках около 10 тонн руды урана в год, чтобы обслуживать атомные реакторы компаний Electricite de France (EDF), сообщали СМИ.

Помимо сказанного министром, французы собираются подписать у нас ряд соглашений, в том числе в фармацевтической и аэрокосмической сферах.

Новый импульс

Отметим, что на фоне активного присутствия в Казахстане США, Китая, России и Турции, Франция не хочет отставать от партнёров в укреплении влияния в стратегической, торгово-экономической и политической сферах, тем более что 90 % торговли Франции с Центральной Азией приходится на Казахстан.

   - Наша задача состоит в том, чтобы продолжать присутствовать в этом регионе, который мы знаем и в котором давно работаем вместе с Европейским союзом и нашими американскими партнерами, – цитирует ТАСС собеседника Agence-France-Press в Елисейском дворце.

Франция поддерживает Казахстан в усилиях по реформированию и модернизации, способствует диверсификации партнёрских отношений, поддерживает независимость и суверенитет, а также желание укрепить связи с Европой, подчеркнула администрация президента Макрона.

От себя добавим, что на фоне саммитов центрально-азиатских лидеров в формате «5+1», прошедших совсем недавно в Вашингтоне и Пекине, Франция как-то затерялась в активной политической повестке дня и теперь, видимо, как любят говорить дипломаты и сам Токаев, визит Макрона придаст новый импульс в развитии двусторонних отношений.

С 2005 года Франция входит в пятерку крупнейших стран-инвесторов, вложив более $18,4 млрд в экономику нашего государства. Но здесь не надо обольщаться этой суммой, поскольку две трети от неё – $12 млрд – приходится на вложения в нефтегазовой сфере, которые инвестировала компания Total Energies. То есть непосредственно на развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики денег ушло значительно меньше.

Двоечники по урану

В нынешнем визите французского президента есть примечательная деталь. Вторая европейская экономика находится на втором месте в мире по количеству действующих промышленных ядерных реакторов – всего 56 энергоблоков суммарной мощностью 61,4 ГВт. Это даёт ей лидирующие позиции по доле электроэнергии, производимой атомными электростанциями (АЭС). Атомная энергетика вырабатывает 70,6% электроэнергии страны. Казахстан же находится на втором месте по запасам природного урана, который используется в топливе для АЭС.

Тем временем, как пишут российские СМИ, ссылаясь   на Telegram-канал «Взгляд на Восток», есть проблема. Париж получает уран из Центрально-Азиатского региона или через Россию, или через Азербайджан, поскольку его можно перевозить только наземным транспортом из соображений безопасности. Крупногабаритные узлы и агрегаты для АЭС тоже можно поставлять только этими маршрутами. Поэтому Макрону, прежде чем договариваться с Астаной о наращивании поставок уранового топлива, предстоит уладить разногласия с Москвой и Баку, а их теперь немало.

Тем временем обозначим, что в интервью «Жас Алаш» экс-глава «Казатомпрома» Мухтар Джакишев отмечал, что в 2008 году Франция предложила Казахстану участвовать в строительстве завода по обогащению урана «Джордж Бесс-II». В 2005 году Астана отправила запрос на покупку 10% акции предприятия, но получила отказ. Причиной тогда назвали «недостаточный рейтинг государства». Джакишев отмечал, что Казахстан имел полное право завладеть львиной долей производства французского завода.

   - Но у нас была доля в России. Нужно было комплексно посчитать, нужны нам дополнительные мощности по обогащению урана или нет. Поэтому мы сказали французам, что возьмем тайм-аут на полтора года. После этого я ушёл из компании… И контракты прекратились. В итоге, на сегодняшний день “Казатомпром” производит только урановое сырье для мирового рынка и заготавливает ядерное топливо для Китая, – сказал Джакишев.

Вертолеты и президенты

Помимо прочего казахско-французские отношения омрачали и коррупционные скандалы, итоги которых до конца не ясны. В 2010 году суд Франции рассматривал обвинения в отмывании денег и коррупции в сделках по продаже 45 вертолетов Казахстану во время пребывания Николя Саркози на посту президента этой страны. Расследовались, в частности, заявления о том, что чиновники во главе с Саркози оказывали давление на бельгийского парламентария, с тем чтобы ускорить принятие закона в 2011 году, который бы позволил олигарху Патоху Шодиеву избежать в Бельгии обвинений в подкупе и отмывании денег. Тогда же вновь прозвучало имя Нурсултана Назарбаева, которого подозревали в совершении от имени его страны сделки по приобретению французских вертолетов с условием, что обвинения против предполагаемого его близкого сторонника Шодиева будут сняты.

Бывший советник бывшего президента Франции Николя Саркози признался, что играл ключевую роль в нашумевшем коррупционном скандале. Связь между казахстанским олигархом Патохом Шодиевым и сделкой по продаже Казахстану французских вертолётов попытался расследовать национальный телеканал Франции.

Адвокат бывшего президентского советника Жан-Франсуа Этьена де Розе заявил французским журналистам, что бывший советник действительно контактировал с казахстанским олигархом, замешанным в скандале, и «берёт ответственность за то, что сделал».

Медийщики не упустили шанс задать вопрос Нурсултану Назарбаеву относительно подозрений насчёт него в этом скандале. На пресс-конференции по итогам визита президента Франции Франсуа Олланда в декабре 2014 года в Астану президента Казахстана спросили, действительно ли он просил Саркози помочь Шодиеву и двум другим казахским олигархам в обмен на покупку вертолетов.

После того как журналист уточнил, что речь идёт о Патохе Шодиеве, президент Назарбаев заявил, что тот не имеет никакого отношения к вертолетам.

   - Никого, в том числе господина Саркози, ни о чём я не просил. Это всё выдумки каких-то неизвестных мне людей, – заявил Назарбаев.

Заметим, что в 2021 году по другим делам Саркози был приговорён к трем годам лишения свободы – два из них условно. Суд постановил, что Саркози может носить электронный браслет вместо того, чтобы оставшийся срок досиживать в тюрьме.

Минздрав и откаты

Всего месяц назад министр здравоохранения Ажар Гиният высказалась о скандале c французской компанией, юрист которой обвинил казахстанское ведомство в многолетнем отказе оплачивать выполненную услугу. Примечательно, что название компании так и не прозвучало.

   - Компания оказывала консалтинговую услугу. На сегодняшний день у нас такого скандала нет. Представленные работы этой компании нуждаются в доработке. Когда заказывается услуга, делаются техзадания, ставятся определённые задачи поставщику услуг, и Минздрав не удовлетворен работой, сделанной этой компанией. Нужно, чтобы компания доработала. Мы нацелены решить этот вопрос мирно. Думаю, что придем к консенсусу и доработанный документ будет рассмотрен министерством, – сообщила Ажар Гиният.

Ранее, в сентябре 2018 года, в Казахстане разразился громкий коррупционный скандал. Во взятках обвинили крупную французскую фармацевтическую компанию Sanofi. Поводом для обвинений послужила публикация на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США. В ней говорилось о системе откатов, которую якобы наладила компания в Казахстане, чтобы выигрывать государственные контракты, а также о наложенном на Sanofi штрафе в 25,2 млн долларов.

Другая насыщенность

Когда материал готовился к публикации, президентом Макроном были высказаны несколько фраз, которые насыщают этот визит, помимо экономической части, своим политическим и культурным наполнением.

   - Это дорога для вашей страны, которая отказывается быть вассалом каких-либо держав, а хочет поддерживать отношения с различными странами. Такая стратегия близка к Франции.

Если есть державы, которые хотели бы быть гегемонами, или которые непредсказуемы. Очень важно иметь друзей, которые действуют именно с такой философской позицией, – сказал несколько завуалированно французский президент.

Еще Макрон попросил вернуть изучение французского в школы Казахстана.

   - Нам очень важно, чтобы преподавание французского языка вернулось в казахские школы. Мы готовы приложить все усилия для того, чтобы изменить положение дел, – сказал президент Франции

Также по итогам визита в Казахстане до 2024 года планируется открыть школы с углублённым изучением французского языка. С сентября 2024 г. заработает франко-казахский университет.

И не важно, примет ли Казахстан предложение Франции участвовать в строительстве АЭС, об этом до референдума говорить рано. Важно то, что в Астане принимают лидера страны, входящей в топ-5 в мире и обсуждают вопросы первостепенной важности.