Тариф в обмен на инвестиции – это когда потребители платят завышенные тарифы, чтобы у коммунальных предприятий были деньги на модернизацию. Подобную программу в 2018 году закрыли в результате расследования Генеральной прокуратуры из-за непрозрачности и отсутствия эффекта. А новая программа до 2026 года утвердила новые инвестпрограммы электроэнергетиков на общую сумму свыше 2,2 триллионов тенге.
Корреспондент Ulysmedia.kz решил разобраться, что происходит в этой сфере, поговорил с энергетиками, полистал документы и пришёл к выводу, что новую тарифную программу будут претворять в жизнь по старым серым схемам.
Хотели как лучше
Основные параметры программы: 400 млрд. тенге финансирования в год, увеличение предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности с 590 тыс. до 2 млн тг за МВт в месяц (в 3,38 раз).
При пересчёте инвестиционных нагрузок в год на текущее потребление 3,54 тенге на каждый киловатт ложится только годовая инвестиционная составляющая, но вся программа одномоментно уже в 2023 году с 1 июня позволила ввести новые тарифы на 7-15% выше текущих для всех генерирующих станций или до 30% для конечного потребителя (фактическое повышение тарифа на 6,14 тенге за 1 киловатт-час).
Общий объем отпускаемой потребителям электроэнергии в стране составляет 15,4 гигаватт в час, годовая подача в 2022 году составила 112,8 миллиарда киловатт-часов на сумму 2 308 375,802 млн тенге (или 2,3 трлн тенге), или по средневзвешенной цене 20,46 тенге за 1 Квт/час. При этом рост доходов от продажи электроэнергии в 2022 году составил 9,67% к 2021 году, а в 2021 году соответственно к 2020 году - 22,9% по данным Агентства по статистике РК в разделе “итоги работы промышленности”.
Таким образом, уже в 2023 году граждане переплатят 692,5 млрд тенге в надежде на более качественное электроснабжение, но модернизировано будет лишь около 3% всех генерирующих предприятий. Ни аварий, ни веерных отключений при росте цен потребитель не увидит, поскольку программа планирует до 2026 года модернизировать менее трети имеющихся мощностей. Чистая маржа за год составит свыше 292,5 млрд тенге и ляжет чистой прибылью по карманам акционеров. Ведь план в 400 млрд инвестиций в год за счет местных бюджетов по целевым трансфертам из республиканской казны будет и так идти. Программа дает возможность не только единожды резко повысить тарифы, но и постоянно индексировать их соответственно по ставке инфляции (инфляция 18,1% за текущий год). То есть вдобавок к одномоментному повышению на 30% в 2023 году, ещё каждый год будет повышение на 18%.
Согласно приказу МНЭ РК от 19 ноября 2019 года № 90, по Правилам формирования тарифов все заявки на изменение тарифов должны подаваться через портал https://bazamonopolist.gov.kz/. Однако никаких материалов для открытого анализа составляющих по заявкам на повышение тарифов в этой базе нет ни по одной генерирующей станции или крупному энергетическому конгломерату.
Как посчитать
По законодательству ясно, что в тариф ложится как инвестиционная часть (амортизация на 10 лет всех вложенных инвестиций) и операционная - текущая выработка. А насколько корректны расчеты инвестпрограмм и тарифообразование в целом, если уже сейчас инвестиционная составляющая стала больше 60% в структуре тарифа, хотя даже при инвестициях в новое строительство учтена должна быть только 10-я доля инвестиций?
Возьмём стандартную генерацию одной из самых дорогих технологий – солнечную станцию. Здесь инвестиции - 1 доллар на 1 квт/час мощности (45,5 тенге на киловатт в год). Выработка за год 250 киловатт/час или инвестиции 0,182 тенге на 1 выработанный киловатт-час при операционной себестоимости выработки около 2,5 тенге за 1 киловатт-час, то есть инвестнаценка менее 8% к текущей операционной себестоимости. То есть, никак не 6,14 тенге на каждый выработанный киловатт-час.
Так может быть инвестиции в модернизацию тогда не эффективны? Нет гарантии их надежной службы после капремонта на 10 лет? Нужно смотреть в глубь цепочки тарифообразования – на то, из чего состоят инвестиции.
В электроэнергетике закрытая система нескольких олигополий, которые построили вертикальные холдинги от проектирования до распределения и взимания оплаты с потребителя. Сами проектируют, сами поставляют оборудование, сами эксплуатируют, сами надзирают, сами вырабатывают и продают.
Тотальный контроль
Это невозможно, – скажете вы. А давайте разберем одну из таких структур. На основе открытых источников рассмотрим главного поставщика всей инвестпрограммы до 2026 года на всё оборудование распределения электроэнергии - Кентауский трансформаторный завод.
Занимательный факт, 9 из 10 эксплуатируемых в стране в последнее время распределительных и трансформаторных подстанций имеют в основе своей недешёвое оборудование этого производителя. На базе завода создана целая группа компаний – Alageum Electric. В состав холдинговой компании Alageum входит строительная компания АО «Электромонтаж» («ЭЛМО») и проектный институт АО «КазНИПИиТЭС Энергия».
Государственными органами и компаниями квазигосударственного сектора проводятся постоянные тендеры и конкурсы посредством государственных закупок. Одной из отраслей для их проведения является и сфера электроэнергетики, в частности проектирование и строительство подстанций, высоковольтных линий электропередачи, кабельных линий, ТП, КТП и т.д.
В конкурсах принимает участие проектный институт АО «КазНИПИиТЭС Энергия», который, выиграв тендер или конкурс, разрабатывает проект, заложив в него оборудование Alageum. В результате этого, при проведении тендера или конкурса по строительно-монтажным работам оборудование и материалы имеют уже совсем другую себестоимость.
При комплектации оборудования Alageum, комплектующие приходят из Китая так называемой «россыпью» с разными кодами ТН ВЭД по заниженным таможенным пошлинам, монетизируя серыми схемами таможенные пошлины в экономическую концентрацию в дальнейшем.
В результате выпущенное оборудование компаниями Alageum выходит с малым казахстанским содержанием. А получается, группа компаний, как казахстанский производитель, позиционирует свою продукцию якобы отечественного производства, в котором огромная часть китайских комплектующих.
Как итог получается – проектный институт АО «КазНИПИиТЭС Энергия» проектирует, закладывает в проект оборудование своего же завода Alageum, якобы казахстанского содержания, а АО «Электромонтаж» закупит оборудование у своего же завода и построит объект по завышенным ценам, которые поступают на баланс различных РЭКов.
Оборудование, поставляемое со стороны Alageum, лоббируется на самом высоком уровне, для того чтобы строила подстанции компания из группы Alageum.
Кому выгода от тарифов
Недавно правительство столкнулось с тем, что придётся поднимать тарифы для населения, и в этом можно увидеть последствия действий группы компании Alageum, так как именно они занимают лидирующие позиции в части поставок дорогостоящего оборудования на казахстанский рынок.
Что касается АО «Электромонтаж», то учитывая, что компания позиционирует себя как южная, она кроме других регионов пытается обвязать своими интересами весь юг нашей страны, в частности Шымкент и Туркестанскую область, в которых явно избыток новых инфраструктурных объектов энергетики. Тут необходимо подчеркнуть, что у АО «Электромонтаж» очень дружественные и теплые отношения с акимами и с различными управлениями энергетики юга страны.
Отдельного внимания требует ситуация вокруг строительства ПС «Арай» 110 кВ в столице. Стоимость строительства, ВНИМАНИЕ! - 22 992 916 млрд тенге и это ПС 110кВ! Мы об этом писали ранее, но, к сожалению, не получили должного внимания ни от одной госструктуры, включая наших депутатов парламента.
Ulysmedia.kz получил очень любопытные данные.
Alageum Electric включает в себя:
Документально Alageum Electric аффилированость с АО КазНИПИИТЭС «Энергия» не показывает, но все на рынке энергетики знают, что Alageum – это реальный собственник этого проектного института.
Цепочка очень легко прослеживается.
Председатель правления “Энергии” - Сайранбаев Акжол Нартаевич, также Акжол – директор Ф-Л АО "ALAGEUM ELECTRIC" г.Алматы, до этого он возглавлял Уральский трансформаторный завод.
Пример завышения цен Alageum Electric в государственных проектах
В Астане проектируется ПС Наурыз.
Alageum Electric выдаёт в сметы коммерческое предложение на сумму 1 059 631 509 тенге с НДС 12%, для коммерческих проектов на аналогичный трансформатор также в Астане выдают цену 449 117 009, тем самым завышают бюджет более чем в 2 раза.
Схема по завышению бюджета на реальном примере по строительству ПС "Арай":
1) АО КазНИПИИТЭС «Энергия» забирает тендер на проектирование ПС “Арай” в г. Астане 40437675-ОК1 (протокол итогов 5213418 от 2021-04-30 18:30:25).
2) АО КазНИПИИТЭС «Энергия» закладывает в проект трансформаторы ТОО «Asia Trafo» по заведомо завышенной цене. Аналогичные трансформаторы из Китая с учётом очень дорогой доставки и таможенной пошлины стоят на 40 % дешевле, соответственно изначально завышается цена на заводе.
3) Согласно Техническому заданию, весь проект «Арай» проектировался по решению цифровой подстанции. Цифровая подстанция подразумевает под собой использование Цифровых (оптических) трансформаторов тока и напряжения и специальной релейной защиты, таким образом уменьшается количество кабельных связей внутри подстанции и увеличивается надежность. «Арай» должна была быть первой Цифровой подстанцией в Казахстане.
Изначально, когда планировался бюджет на строительство ПС «Арай», учитывалась стоимость цифрового оборудования (КРУЭ, РЗиА).
Также было согласование от Астана РЭК – применить решения цифровой подстанции.
ТОО «Сименс» помогло институту «Энергия» подготовить данные решения, а также высылали проекты на согласование в Астана РЭК, что подтверждается письмом SI-21-308. Также ТОО «Сименс» выдавали КП на поставку оборудования для цифровой подстанции в институт «Энергия» 9 марта 2022 (исх SIEA-1506-22).
4) Институт «Энергия» переделывает проекты РЗиА «Сименс» под классическую подстанцию (таким образом удешевляют решение в 3 раза) и не перезапрашивает обновленное КП, умышленно заходя на экспертизу с завышенными ценами.
5) Так же при изначальном проектировании на стадии ТЭО для этой подстанции было заложено оборудование компаний «Сименс», институт «Энергия» использовал КРУЭ 110кВ и всю релейную защиту и автоматику компании «Сименс» для прохождения госэкспертизы по завышенной стоимости; получив экспертизу в последующем, все перепроектируют на китайское КРУЭ компании TGOOD и релейную защиту автоматики на SHNAIDER ELEKTRIK, оставляя завышенный бюджет.
Круговая порука
Поставщиками КРУЭ TGOOD в Казахстане является компания NEOTECH ENEGRY (БИН 170240014307).
Выбор проектным институтом КРУЭ TGOOD был сделан по приказу сына собственника Alageum Electric Ильясова Еркебулана Сайдулаевича.
Ильясов Еркебулан - одногруппник Сахарханова Ануара Калиевича (одного из неофициальных учредителей Neotech Energy).
Также Ильясов Еркебулан вместе с Neotech Energy заручились поддержкой от сотрудников акимата Астаны; вот действующие лица на тот момент:
Во время проектных работ отдел перспективного развития контролирует выбор оборудования и согласование проекта.
Ответственность отдела продолжается до наступления момента реализации проекта. Главное действующее лицо - Ануарбек Исеналиев.
На данный момент компания «Электромонтаж», которая входит в группу Alageum, занимается строительством ПС «Арай». Тендер на строительство этой подстанции не проводился и был подписан договор строительства из одного источника.
В сводной таблице рассчитан необоснованно высокий доход, который получает Alageum Electric.
И это на фоне скандала вокруг взятки должностным лицам, по которой Рашиду Аюпову (осуждённый аким Кентау) взятку, со слов самого Кожабаева - основного владельца группы компаний, он дал через своего сына Еркебулана.
Не пора ли заглянуть в святая святых энергетических магнатов и проверить, во что через повышение тарифов инвестируется сумма, почти равная всем годовым пенсионным отчислениям 11 миллионов вкладчиков? Есть подозрения, что на переплачиваемые тарифы в неэффективные инвестиции, контролируемые олигархатом, можно построить в Казахстане огромное количество по-настоящему эффективных и нужных проектов. Главное, было бы на это желание у самого государства.