Президент Касым-Жомарт Токаев провёл очередную встречу с представителями отечественного бизнес-сообщества. Казалось бы, рядовое событие, но вот список участников вызвал ряд вопросов, Ulysmedia.kz попытался найти на них ответы.
Вопросы по участникам
По официальным сообщениям, на мероприятии обсуждались актуальные вопросы качественного и устойчивого развития национальной экономики. В частности, участники поделились своими мнениями по вопросам макроэкономической политики, включая разработку нового Налогового кодекса и доступное кредитование реального сектора экономики.
Да, конечно, дело благое, нужное, но вот следующая информация резонно вызвала новые вопросы.
В рамках формирования новой структуры экономики затрагивалась системная цифровизация, развитие транспортно-логистической отрасли, полноценная реализация потенциала агропромышленного комплекса, индустриализация экономики, в том числе через развитие отечественного автопрома. Судя по опубликованному фото бизнесменов с Токаевым, на встрече не было сколь-нибудь заметных представителей «системной цифровизации», людей, занимающихся вплотную «потенциалом агропромышленного комплекса», тем паче развитием «отечественного автопрома».
Себя показать, на других посмотреть…
Перед этим, неделю назад, Касым-Жомарт Токаев выступил на церемониях вручения наград конкурсов «Алтын сапа», «Парыз» и «Лучший товар Казахстана», на котором тоже присутствовали бизнесмены, по-настоящему «от сохи» и «от станка».
Ранее, 12 сентября, глава государства провёл встречу с представителями отечественного бизнеса, где присутствовали несколько десятков бизнесменов. Там президент ставил конкретные задачи и, в частности, говорил о росте экономики до 6-7 процентов. На недавней же встрече, как сообщают официальные источники, конкретных задач не ставилось, и потому выглядела она скорее ознакомительной и оценочной.
Кто вы, девушка?
После публикации фото с Токаевым, у многих возник вопрос: а кто эта девушка по левую руку от президента? Ка выяснилось, рядом с президентом оказалась восходящая звезда отечественного бизнеса Замира Кузиева. Чем она уже прославилась? До этого фото – упоминаний в информационном поле об этой бизнес-леди нет. Разве что родство с отцом – Закиржаном Кузиевым, прошедшим трудовой путь от столяра до директора Жаркентского крахмалопаточного завода, а затем депутата мажилиса от АНК и ныне сенатора.
Известно, что она родилась в 1996 году в Алматы. Её последняя должность – управляющий директор, созданного в 2009 году, ТОО «Единый Консолидирующий Центр».
Основные виды деятельности товарищества:
То есть род деятельности связан в основном с «Казакстан темир жолы» (КТЖ).
Примечательно, что совсем недавно её отец-сенатор в своём запросе обвинил КТЖ в нарушении антимонопольного законодательства. Вообще, как пишут в соцсетях, у сенатора семеро детей. Мы не знаем, чем занимаются остальные, но у Замиры Кузиевой состоялся, как у Наташи Ростовой в «Войне и мире», первый бал-смотрины, и не где-нибудь, а в Акорде. Видимо, настало время, когда на смену детям и племянникам «старого Казахстана» начали «выводить в свет» других детей, – теперь уже других олигархов и чиновников, которые должны вписаться в реалии «Нового Казахстана». Правда, чем эти отпрыски знамениты и эффективны, а главное – какую пользу они несут для экономики государства, пока непонятно.
Биография самой же Замиры, в отличие от отца, во вездесущем интернете не пестрит выписками из её трудовой книжки. Лишь указывается, что рождена она в Год Свиньи по китайскому гороскопу, а по знаку зодиака Лев. Не знаем, может эти славные нарративы помогли ей стать успешной бизнесвумен, приглашенной на встречу с самим президентом.
Танец на яхте
Ещё одной персоной, замеченной на встрече, стал Алмас Султангазин – основатель ТОО «Arena S», торговой сети Sulpak. Наши читатели должны были его запомнить по занятному видео в период пандемии, когда он на борту фешенебельной яхты вместе с Даригой Назарбаевой лихо отплясывал где-то в Средиземном море.
Алмасу Султангазину 59 лет, владеет мажоритарными долями в торговых сетях Sulpak и Alser. Имеет доли в ТОО «ST Networks», занимающемся дистрибуцией телекоммуникационного и IТ-оборудования. Имеет доли в компаниях Hero Study KZ и Sulpak Cinema. Последняя - казахстанский представитель международных компаний Warner Bros, Universal и Paramount Pictures.
Помимо прочего выполняет и общественную нагрузку: член попечительского совета РФМШ, наблюдательных советов КНУ им. аль-Фараби и Казахского НИИ онкологии и радиологии при Минздраве.
Ранее Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал список владельцев офшоров со всего мира, среди которых были 64 владельца из Казахстана. В этом списке владельцев офшоров под номером 3 шёл Алмас Султангазин.
Непубличная личность
Присутствовал на встрече и Азамат Османов – 36-летний председатель правления торговой сети Magnum Cash&Carry, уроженец российского города Черкесск.
Председатель правления, генеральный директор Magnum Cash&Carry (с 09.2018) Азамат Османов тоже личность не особо публичная, хотя он член Делового совета при акимате Алматы, а также член Попечительского совета федерации бразильского джиу-джитсу и грэпплинга в Казахстане.
Вообще с Magnum связаны какие-то непонятные движения. Основателем сети называют Александра Гарбера, поначалу заявленного как немецкого предпринимателя.
В конце 2019 года Александр Гарбер (№40 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) вышел из состава учредителей. Покупателем доли стало ТОО «Дочерняя компания Caspian Trading Investment Co. Ltd», ранее аффилированное с Вячеславом Кимом (№2 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan). Сейчас ТОО «Дочерняя компания Caspian Trading Investment Co. Ltd» зарегистрировано на Данияра Арынгазиева и Александра Роденкова.
Владение Magnum одно время приписывали и Нуртаю Абыкаеву, и Болату Назарбаеву. Ulysmedia.kz рассказывал, что, по информации осведомлённого источника, совладелец Каспи банка Вячеслав Ким был вынужден продать свою 35-процентную долю в Magnum Cash&Carry, чтобы купить пакет акций в Каспи банке у Кайрата Сатыбалды. Также говорили и о том, что Ким продал свою долю в Magnum Cash&Carry сыну Болата Назарбаева – Нурболу.
Видимо, памятуя, какие люди в своё время владели или контролировали Магнум, Азамат Османов решил не идти в большую политику, тем более что весомого политического бэкграунда у него пока нет.
Напоит чаем
Следующий участник встречи – вышеупомянутый Александр Гарбер. Он состоит в списке 50 богатейших бизнесменов Казахстана, мажоритарный владелец ТОО «Прима Дистрибьюшн», одной из крупнейших компаний в сфере дистрибуции товаров народного потребления в Казахстане и Кыргызстане.
Ему также принадлежат доли в TOO «Прима-Мороженое», TOO «Best Start» и в TOO «REA», которое управляет собственной недвижимостью.
В биографии Гарбера есть примечательные строчки о том, что он был руководителем проекта в коммерческом департаменте газеты «Караван» (1987-1991), как раз в те годы, когда там главным был известный медиа-предприниматель Игорь Мельцер. Наверное, он и поспособствовал развитию коммерческой жилки у Гарбера, которая вознесла его в список отечественных мультимиллионеров.
Также Александр Гарбер развивает местное производство за счёт компании Tea House, которая занимается фасовкой чая и выпуском продукции под марками «Ассам», «Симба», «Наурыз», «Индира», «Тенгри».
Номер 27
На приёме в Акорде был замечен и № 27 в списке Форбс-Казастан Данияр Абулгазин. Ему принадлежат доли в ТОО «Petrosun», занимающемся импортом нефтепродуктов, ТОО «Автогаз Трэйд» (сеть АГЗС), ТОО «Sinooil» (сеть АЗС SinoOil), ТОО «Prime case» (сеть АЗС «КазМунайГаз»), а также доли в ТОО «Mercury Service Company», ТОО «Petroleum», ТОО «Apple World» и др.
Также его семья владеет долями в Viled Group, Saks Fifth Avenue в Алматы и в сети парфюмерно-косметических магазинов Code de vie. Через компанию ADD Invest Properties совместно с Тимуром (№1 рейтинга) и Динарой Кулибаевыми управляет ТРЦ Keruen city Astana, ТРЦ Keruen, ТРЦ Talan Towers и БЦ «Туран 18» в столице, ТРЦ Baizaar mall в Атырау и ТРЦ Keruen city Aktobe.
Примечательно, что начинал свой трудовой путь Данияр Абулгазин с должности младшего оперуполномоченного КГБ, окончив Высшую школу КГБ СССР им. Ф. Дзержинского (1991 г.), а затем «Политех» в Алматы.
В его послужном списке как госдолжности, например, замминистра финансов, так и работа в квазигосударственных компаниях - вице-президент ННК «Казахойл», управляющий директор АО «ФНБ «Самрук-Казына», председатель советов директоров АО «НГРК «Тау-Кен Самрук» и АО «НГК «КазГеология». Как Данияр Рустемович умудрялся совмещать работу на государство с бизнесом, которого, судя по вышеприведенному списку, у него уйма?
Был Абулгазин и советником председателя Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY, которую до недавнего времени возглавлял Тимур Кулибаев, и с которым Абулгазина связывают долгие отношения. Как по бизнесу, так и в спортивной сфере. Так, одно время Данияр Рустемович был генеральным секретарем НОК РК, которым до сих пор руководит зять экс-президента РК Назарбаева Тимур Кулибаев.
Также он президент Федерации настольного тенниса РК, а с Алмасом Султангазиным - член попечительского совета НАО «РФМШ» и ОФ Fizmat Endowment Fund, школы, из которой вышли многие известные лица бывшего и нынешнего истеблишмента, например, Карим Масимов, Ерболат Досаев и многие другие.
Как писало издание mygorod.kz, из детальной схемы бизнес-империи семьи Абулгазиных, основанной на данных из открытых источников, видно, что учредительство и основные доли компаний оформлены на Айдану Сулейменову, супругу г-на Абулгазина. (Кстати, супруга – дочь первого министра иностранных дел суверенного Казахстана Тулеутая Сулейменова).
К слову, несколько лет назад Счетный комитет страны по поручению президента Токаева начал проверки на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах и в Национальном Олимпийском комитете – там, где заметны управленческие таланты Данияра Абулгазина. В первом случае причиной стали «серые схемы» и в целом непонятная ситуация с искусственным дефицитом топлива, повторяющаяся из года в год, а во втором – провал казахстанской сборной на Олимпиаде в Токио. Кстати, по обоим случаям Счетный комитет отчеты не публиковал, хотя известно, что вскрытые факты были представлены главе государства. Видимо, в Казахстане скамейка запасных совсем короткая, либо господин Абулгазин пока не утратил своего влияния.
В феврале прошлого года Ulysmedia.kz также рассказывал о досудебном расследовании, проводимом прокуратурой Алматы.
В надзорном органе напомнили, что ранее была проведена проверка деятельности ТОО "Petrosun", доминирующего (доля 76,9%) на рынке реализации сжиженного нефтяного газа в южном регионе. По некоторым данным, долю в ТОО имеет олигарх Данияр Абулгазин.
Под стук колес
Ещё один приглашённый на акординский прием - Сергей Павлингер. Он директор по развитию и владелец ТОО «Проммашкомплект», единственного в Казахстане предприятия по выпуску цельнокатаных железнодорожных колёс. Интересно, что завод был сдан в эксплуатацию в 2018 году в городе Экибастуз, в рамках ныне забытой государственной программы Форсированного Индустриально-Инновационного Развития (ФИИР).
Павлингер личность тоже не публичная, правда, о нём ещё 10 лет назад писало издание The Moscow Post, причем в негативном ключе. Российский «"Трансмашхолдинг" купил 50% в крупном казахстанском производителе железнодорожных комплектующих и колес "Проммашкомплект" Сергея Павлингера. И если для покупателей эту сделку эксперты называют выгодной и многообещающей, то для последнего это весьма однозначный проигрыш, по всей видимости, доверие к бизнесмену Павлингеру полностью исчерпано, – писала газета.
- Сейчас на счету казахстанского бизнесмена многомиллиардные иски и дела о банкротстве. Поэтому он пускает с молотка последние остатки активов, которые не успели арестовать, – указывало СМИ. Наверное, с той поры многое поменялось, и коль Павлингер был удостоен высокой аудиенции, то дела у него идут в гору.
Как сообщало московское издание, «на родине он владеет машиностроительным предприятием ТОО "Проммашкомплект", - поставщиком АО "НК "КТЖ", АО "КазТемирТранс", ТОО "Камкор Вагон", ТОО "Камкор Локомотив", Казахстанской вагоностроительной компанией и прочее».
Нетайная вечеря
Аудиенция у Токаева вызвала скорее вопросы, нежели ответы, и в первую очередь своим списком гостей. Обычно список на такие встречи готовит администрация президента и визирует непосредственно её руководитель. Подготовленный матрикул затем просматривает глава государства и даёт окончательное одобрение. По какому принципу отбирались кандидаты на собрание, нам пока неясно. Но то, что на этот раз состав приглашенных был кардинально обновлён, не вызывает сомнения. Может быть, у президента свои, далеко идущие планы на этих персон. Возможно, назревают какие-то пертурбации в бизнес-среде, о которых нам скоро предстоит узнать.
Любопытная деталь: в числе приглашённых на встречу с Токаевым оказались люди, так или иначе связанные с КТЖ. А несколько дней назад было объявлено о начале масштабного проекта по строительству новой железной дороги в Китай.
Проект будет реализован с участием частного инвестора на принципах ГЧП. В процессе строительства возведут 11 станций, 47 мостов, 23 железнодорожных и 8 автодорожных путепроводов, 5 пешеходных мостов, 16 смотровых сооружений. Для этого у отечественных производителей планируется приобрести свыше 500 тыс. ед. шпал и 36 тонн рельсов. Ожидается, что местное содержание составит не менее 85%. Представляете, какой объём работ и сколько подрядчиков и субподрядчиков будут задействованы! Цена строительства 1 км железной дороги зависит от разных факторов: природные и климатические условия; топография местности; геофизические условия и т.д. В среднем, один километр может обойтись в сумму, доходящую до 5 миллионов долларов.
- Необходимо оказать максимальную поддержку частной инициативе бизнеса. Прежде всего, нам нужно выстроить отношения между государством и бизнесом на совершенно новой основе, – отметил ранее Токаев.
Конспирология в нашем случае плохая помощница и будем надеяться, что вслед за встречей, как подчеркнул Токаев по её итогам, «все предложения будут обобщены и на их основе будут приняты конкретные меры, направленные на дальнейшее развитие экономики страны». А в ситуации с положением нынешнего социально-экономического развития – это как никогда кстати.