×
443.35
475.54
4.82
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
443.35
475.54
4.82

Конфуз года, или Почему Сулейменова не удержала бразды правления в Минэкологии

29.12.2023, 09:00
Коллаж Ulysmedia

В чиновничьей истории Казахстана есть примеры, когда вновь назначенные министры не продержались на своей должности и года. К их числу относится и Зульфия Сулейменова, экс-министр экологии и природных ресурсов. Почему молодая и, видимо, амбициозная женщина, пробыла на своем посту всего 8 месяцев, попытался разобраться Ulysmedia.kz.

Очень «быстрые» министры

Зульфия Сулейменова приступила к обязанностям министра 4 января, сразу после Нового года, а уже 1 сентября от должности министра была освобождена. Впрочем, почти сразу же была переназначена на другую – стала советником президента – его специальным представителем по международному экологическому сотрудничеству.

Хотя в истории есть примеры, когда чиновничий срок был ещё короче. Например, Серик Ахметов занимал пост министра обороны всего 6 месяцев. Аблай Мырзахметов успел поработать главой министерства транспорта и коммуникаций 5 месяцев. Женис Касымбек этим ведомством руководил 3 месяца.

«Новая метла»

Зульфия Сулейменова после назначения министром к новому кабинету присматривалась недолго, тем более что до этого она трудилась в этом ведомстве вице-министром. По крайней мере о том, что города задыхаются от смога, села соседствуют с токсичными мусорными полигонами, речки сохнут, предприятия дымят, она знала. Надо срочно браться за работу, решила новоиспечённый министр, и… начала увольнять всех, кто, по её мнению, эту самую работу тормозит.

Первыми предложение написать заявление по собственному желанию получили её три заместителя. Потом билет на выход получили и руководители комитетов.

«Бесстрашный» министр

Так бы всё и шло, но летом случился пожар в Абайской области, который стал триггером для увольнения и Сулейменовой, и министра ЧС Ильина, и некоторых других высокопоставленных чиновников. Тогда же выяснилось, что проблем в Минэкологии накопилась выше крыши, и Зульфия Сулейменова не могла об этом не знать.

Ulysmedia.kz, который отслеживал карьерный взлёт Зульфии Сулейменовой и, не будем скрывать, возлагал на неё серьезные надежды, сразу поинтересовался, не попала ли она в зону риска на увольнение из-за лесных пожаров в Абайской области и проблем с дефицитом воды.

   - Я думаю, что оценку, соответствующую, глава государства даст и примет соответствующее решение. Народ даст [оценку], и глава государства примет соответствующее решение, – ответила министр. Ну, про оценку президента мы знаем, да и про народную тоже.

Советник по криминалу?

По данным нашего инсайдера, в министерстве экологии с назначением Зульфии Сулейменовой, так же как в подведомственных организациях, царили хаос и неразбериха.

   - В министерстве сформировалась неблагоприятная атмосфера, вызванная беспрерывной чередой клеветы и распространения недостоверных сведений в отношении отдельных сотрудников, с целью устранить опытных и преданных интересам государства сотрудников, – сообщал наш источник.

По его словам, министр экологии увольняла по непонятным причинам специалистов с большим стажем и окружала себя людьми, репутация которых вызывала сомнение. Так, в отношении внештатного советника министра Сулейменовой Зангара Хасенова в то время проводилось досудебное расследование по факту создания организованной преступной группировки.

   - Касательно возможной связи с криминальными авторитетами. Я так поняла, что я подхожу на роль криминального лидера. Любые сотрудники, которые принимаются, проходят соответствующую проверку. Когда приходил приказ на Хасенова, прилагалась справка об отсутствии судимости.  Мы обязательно проверим. Но на момент назначения была справка, - отшутилась Зульфия Сулейменова.

Пока не известно, как Зангар Хасенов стал помощником министра и почему фактически получил право управлять ведомством и сопровождать её в поездках, даже с президентом. Кто рекомендовал и почему не проверили? Мы всё-таки надеемся когда-нибудь получить ответы на эти вопросы.

Примечательно, что после нашей публикации в министерстве экологии и природных ресурсов началась глобальная проверка: доверенные лица Сулейменовой разыскивали  сотрудников, которые предоставили Ulysmedia.kz документы, подтверждающие неправедные действия министра.

Безразмерные полномочия

Незадолго до пожара в «Семей орманы» в Минэкологии была создана оперативная группа «по осуществлению внутреннего контроля за деятельностью территориальных подразделений и подведомственных организаций Комитетов лесного хозяйства и животного мира, рыбного хозяйства министерства экологии и природных ресурсов.

Документ, о котором никто громко не говорил, давал этой самой оперативной группе контролировать работу всех лесхозов, в том числе и «Семей орманы». В приказе отмечалось отдельным пунктом, что контроль за его исполнением Сулейменова оставляет за собой. А её правой рукой, по пока неподтверждённым данным, был вышеупомянутый Зангар Хасенов, – это ему разрешалось проверять и наказывать тех же самых лесников, которые погибли в «Семей орманы». Известно, что в криминальной группировке под названием «Зангаровские» было около 50-ти человек, в том числе бывшие сотрудники правоохранительных органов. Их обвиняют в вымогательстве, хулиганстве и в покушениях на убийство.

Опергруппа по полномочиям превосходила и правоохранительные органы – могла производить досмотр транспортных средств и объектов, а при необходимости проводить личный досмотр задержанных лиц (?!). У членов группы была форменная одежда со знаками различия и даже служебное оружие.

«Не моя ответственность»

Нельзя не вспомнить и «золотой» скандал в Маралды. Сельчане доказывали, что горнорудное предприятие по добыче и переработке окисленных золотосодержащих руд с применением цианида натрия угробит их природный заповедник. По их словам, фабрика располагается рядом с рекой Маралды, которая впадает в Курчум, а Курчум – в Иртыш.

На общественные слушания, которые должны были поставить точку в «золотом» скандале, возлагала надежды и экс-министр экологии Зульфия Сулейменова. Дата была известна заранее – 19 июля в Маралды местная общественность, зависимые и независимые экологи, представители властей и инвестора должны были рассмотреть вопрос о выдаче лицензии предприятию.

Однако, слушания проигнорировали и представители управления природных ресурсов, и департамента экологии. В Маралды никто не пожаловал и из областного акимата, в стороне осталось и министерство экологии - желания обсуждать «золотую» проблему Зульфия Сулейменова не проявила. Она вообще отказалась говорить на тему Маралды и заявила, что этот вопрос находится в зоне ответственности местного акимата и министерства индустрии.

Также порцию народного гнева Сулейменова получила из Павлодарской области. Мы писали про обмелевшее розовое озеро, из которого уже два года активно выкачивают соль.

   - Зульфия Булатовна, розовые озера в стране закончились или почти? Может наполнить их кровью сайгаков, все равно же не знаете, как решить обе проблемы... Ну и ещё, вы удивительный министр экологии, как вам это удается, не понимаю, но не было еще в стране столько вреда нанесено природе за такой короткий срок, – заявил казахстанский журналист и аналитик Кирилл Павлов.

Заболоченная проблема

С другим водоёмом была связана критика Касым-Жомарта Токаева на совещании по вопросам развития столицы.

Президент отметил, что Астанинское водохранилище сильно загрязнено.

   - И это происходит на глазах у профильного министерства. Нужно провести работы по очистке и углублению дна резервуара. Необходимо тщательно исследовать и укрепить дамбу Астанинского водохранилища, провести ремонт его шлюзов и обеспечить регулярную подпитку от канала им. Сатпаева. Все работы должны быть проведены незамедлительно, – заявил он.

   - У Астаны нет других источников снабжения питьевой водой, – напомнил Токаев.

Ранее Минэкологии было поручено провести комплексную работу по обеспечению столицы водой.

   - Однако до сих пор результатов нет. Не выработаны даже предложения по решению проблемы. Еще раз повторю: профильное ведомство должно принять конкретные меры, – предупредил глава государства.

   - Водохранилище было построено в 1968 году и по проекту рассчитано на обеспечение города численностью населения до 500 тыс. человек. Сейчас в Астане проживает более 1 млн. чел. Соответственно, существенно сократили сброс воды. За последний месяц сброса воды не было совсем, – заявляли активисты о грядущей экологической катастрофе и городские активисты.

Также они отмечали, что русло Ишима стремительно заболачивается.

   - Работы по дноуглублению и очистке русла не проводились. Хотя были неоднократные обращения со стороны жителей и официальные запросы в министерство экологии и природных ресурсов. Целая экосистема разрушается на глазах, – жаловались граждане.

  - Минэкологии бездействует, несколько лет пишем об очистке русла реки и дноуглублению, – возмущались активисты.

С приходом Сулейменовой в министерство экологии Казахстан в рейтинге стран оказался на одной из последних строчек, заняв 72-е место из 78 возможных.

На публике Зульфия Сулейменова в роли спецпредставителя президента по экосотрудничеству появилась единожды - на Климатическом форуме в Дубае. Говорят, была на высоте, говорила со всеми исключительно на английском, была в курсе повестки и в хорошем настроении. Только почему-то в казахстанский павильон не зашла, видимо, чтобы воспоминания не заставили расплакаться.

Мы не знаем, какой объём работы у советника президента и каков у неё теперь штат помощников, но надеемся, среди них нет криминальных личностей, пусть даже и со справками об отсутствии судимостей.

Новости партнеров